Малые Корелы: файер-шоу, «грибы» и нецелевуха

В Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» в последние годы творится, мягко говоря, что-то не то

В Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» в последние годы творится, мягко говоря, что-то не то

Похоже, пока еще действующему директору музея «Малые Корелы» Сергею Рубцову настало время оглядеться и начать есть землю за «косяки», допущенные при его руководстве. Редакция еженедельника «МК в Архангельске» Сергею Николаевичу в этом всячески поспособствует.

Итак, об экспериментах с красным петухом на территории Малых Корел общественность узнала 1 сентября прошлого года: когда поморская ребятня пошла в школы, в музее, куда они так любят ходить на экскурсии, в 10 часов утра загорелся федеральный объект культурного наследия — дом-двор Я. В. Попова из деревни Погост. Как позже станет известно из материалов проверки, в результате пожара объект получил значительные повреждения (утраты внешнего облика — 70 процентов, утраты интерьеров — 100 процентов), материальный ущерб был оценен в 334 тыс. 549 рублей, при этом государственный статус памятника нигде в документах указан не был, как будто бы горел деревянный сарай, а раз «сарай», то и отношение к расследованию инцидента оказалось соответствующим.

Из объяснений сотрудников музея, опрошенных дознавателем ОНД Приморского района УНД Главного управления МЧС России по Архангельской области Виталием Лобановым, были собраны противоречивые и очень предположительные факты.

В частности, из объяснений музейного смотрителя Воропановой следовало, что она 1 сентября прошлого года в 10.00 приехала на работу в музей «Малые Корелы», взяла ключи от дома Попова и включила электрорубильник расположенный на уличном столбе, питающий объект. Затем она открыла дом-двор Попова и, поднявшись на второй этаж, включила автоматы на электрощите. При включении автоматов смотритель ничего подозрительного не заметила, после чего пошла переодеваться на первый этаж. Около 10.20 Воропанова услышала треск на втором этаже дома-двора Попова и увидела пламя в помещении, где располагался электрощит. Женщина вбежала на улицу выключать электрорубильник и до прибытия пожарных в дом-двор не входила.

Сотрудница музея Климова рассказала, что в тот день в 09.30 она заступила на двенадцатичасовой пост, ее должностной обязанностью является обход территории «Малых Корел» с периодичностью один-два часа. Заметив пожар на втором этаже дома Попова, она подошла к зданию: чувствовался специфический запах дыма, дым был черный, густой, едкий.

Из объяснений старшего сержанта полиции Попова, старшего смены поста охраны музея «Малые Корелы» следовало: 1 сентября он заступил на пост охраны музея, около 10.12 ему позвонила Климова, которая была на обходе территории «Малых Корел» и сообщила, что идет дым от дома- двора Попова. На тот момент старший смены Попов находился на посту охраны, куда при возникновении пожара поступает сигнал о срабатывании пожарной сигнализации. Попов также пояснил, что сигнал о срабатывании пожарной сигнализации в доме-дворе Попова на пульт поста охраны не поступил, так как сигнализация на протяжении длительного времени была не подключена к электросети и обесточена.

Действительно, как оказалось, в соответствии с письмом директора Филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Архангельской области Чернышова от 07.09.2011 г. № 36/п-34-1125, на момент пожара система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в музее «Малые Корелы» находились в неисправном состоянии в связи с отсутствием электропитания с 18 августа 2011 года.

Отсюда непонятно зачем музейный смотритель Воропанова включала электричество, если питание в сети отсутствовало, и как мог заискрить обесточенный электрощит. Также вызывает недоумение увиденный женщиной при пожаре черный, густой и едкий дым, когда на всех фотографиях, сделанных тут же на месте происшествия, дым не черный, а белый. Плод разбушевавшейся фантазии или помутнение рассудка? И вот еще что: как две недели в федеральном музее, где представлены ценные и особо ценные объекты общероссийского культурного наследия, сотрудники и руководство две недели работали без электричества и что вдвойне убийственно — с нерабочей пожарной сигнализацией.

Но дознаватели свое дело знают и вместо того, чтобы возбудить уголовное дело в отношении руководителя музея за халатность или умышленное повреждение памятника истории и культуры, все сводится к привлечению Сергея Рубцова к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности (!).

Приводим выдержку из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела:

Из технического заключения ГУ СЭУФПС ИПЛ по Архангельской области № 678 от 19.09.2011 года, следует, что очаг пожара (место первоначального возникновения горения) находился в коридоре второго этажа, у противоположной относительно основного входа стены, в районе расположения электрощита. Причиной возникновения пожара является тепловое проявление аварийного режима работы электросети наиболее вероятно происшедшем в результате короткого замыкания. Версия о коротком замыкании подтверждается техническим заключением ГУ СЭУФПС ИПЛ по Архангельской области № 677 от 19.09.2011.

Исходя из вышеизложенного, протокола осмотра, объяснений очевидцев пожара, очаг пожара находился в коридоре второго этажа, у противоположной относительно основного входа стены, в районе расположения электрощита. Учитывая, что проверкой по факту пожара, фактов нарушения монтажа электрооборудования, а также фактов нарушения эксплуатации электрооборудования установлено не было и принимая во внимание технические заключения ГУ СЭУФПС ИПЛ по Архангельской области № 678 и № 677 от 19.09.2011, можно сделать вывод о том, что причиной пожара является недостаток конструкции и изготовления электрооборудования смонтированного на электрощите установленного в коридоре второго этажа, у противоположной относительно основного входа стены в доме-дворе Попова Я.В., что привело к возникновению теплового проявления аварийного режима работы электросети, возникшее в результате короткого замыкания.

На основании изложенного, принимая во внимание, что в ходе проверки по факту пожара признаки события преступления предусмотренного ст. 168 УК РФ отсутствуют, то есть отсутствуют факты уничтожения или повреждения чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности и, руководствуясь п. 1 части первой ст. 24, ст. 144, ст. 145 и 148 УПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Отказать в возбуждении уголовного дела за отсутствием признаков события преступления предусмотренного ст. 168 УК РФ, по факту пожара происшедшего «01» сентября 2011 г. в доме-дворе Попова Я.В., на территории музея «Малые Корелы», расположенном по адресу: Архангельская область, Приморский район, д. М. Карелы.

2. Копии настоящего постановления направил, прокурору Приморского района и заинтересованным лицам.

3. Привлечь за нарушение правил пожарной безопасности Рубцова С.Г. директора Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народных искусств «Малые Корелы» и Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народных искусств «Малые Корелы» к административной ответственности.

Между тем, работники музея «Малые Корелы» считают, что мотивы для умышленного повреждения все-таки были: несколько лет назад на доме Попова ремонтировали крышу — в ходе проверок могли всплыть «косяки», а лучший во всех отношениях способ избавиться от этого — должно произойти какое-нибудь ЧП. Пожар? Хорошо, пусть будет пожар.

Развивая мысль, можно предположить, что пожар в доме Попова мог не только уничтожить следы «кривого» ремонта, но и создать нишу для заливки денежных средств в недалеком будущем. Реализацию этой части воображаемого плана мы наблюдаем уже сегодня. В августе этого года руководство музея разместило на сайте госзакупок информацию об открытом конкурсе на разработку проектно-сметной документации. Стоимость работ была оценена в 2 млн. 430 тыс. рублей. Подряд выиграло ООО «Творческая мастерская реставрации и декора», в управление которой вхож некто Лещев, «тайный советник» и оберегатель директора «Малых Корел» Сергея Рубцова.

Если взглянуть на историю реставрации «Малых Корел» за последние, скажем, пять лет, можно проследить удивительное совпадение: всю реставрационную историю музея ковали две фирмы — ООО «Творческая мастерская реставрации и декора» (ТМРД) и ООО «Институт проектирования и реставрации» (ИПИР). Эти ООО-шки, как сообщающиеся сосуды, ибо время от времени в менеджменте то одной, то другой организации постоянно появлялись один и те же люди. Как правило, одна из контор всегда готовила проектную документацию, другая являлась исполнителем.

Про то, как работали фирмы-близнецы на подрядах в «Малых Корелах» до сих пор ходят легенды. В частности, ТМРД засветилась в 2010 году в истории, достойной сюжета научно-фантастического фильма. Назовем ее «Дело о грибах». Два года назад, в декабре, когда на улице — 20 С, «реставраторы» обследовали музейные интерьеры на наличие грибка. С какой аппаратурой они приехали, что конкретно делали и сколько объектов обследовали — никто доподлинно до сих пор сказать не может. Но, то, что кроме градусника у них в руках больше ничего не было, и при этом оказалось «сожрано» более 10 млн. рублей федеральных средств, отмечают многие.

Вернемся к истории с реставрацией дома Попова. Итак, подряд на разработку проектно-сметной документации за 2 млн. 400 тыс. рублей выиграла ТМРД. Деньги эти не казенные, а привлеченные на эти цели из внебюджетных источников музея, то есть из «кубышки», которая пополняется за счет коммерческой деятельности учреждения. По Уставу музея, эти средства должны тратиться исключительно на развитие «Малых Корел»: приобретение нового оборудования, стимулирующие выплаты сотрудникам и так далее. Вместо этого, «внебюджетку» решено пустить на то, на что деньги можно попросить из бюджета, в том числе федерального. Банальная «нецелевуха» или просто решили таким образом прикрыть «косяки» с историей с пожаром перед вышестоящими? Все очень и очень странно.

В конце сентября этого года общественники и эксперты региона, занимающиеся охраной памятников и сохранением культурного наследия Поморья, обратились в правоохранительные органы с заявлением, в котором попросили провести проверку по ненадлежащему исполнению обязанностей директором музея «Малые Корелы» Сергеем Рубцовым, а также фактам нарушения законодательства об объектах культурного наследия на территории учреждения.

В частности, прокуратурой Архангельской области установлено, что между музеем «Малые Корелы» и ООО «Институт проектирования и реставрации» 17 мая 2010 года и 3 августа 2010 года были заключены госконтракты на выполнение реставрационных работ на объекте «Дом Федотова». В нарушение ст. ст. 42, 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» подрядчиком работы выполнены с применением материалов, а также способов их установки, не соответствующих требованиям, предъявляемым к реставрационным работам (использование обрезной доски, рубероида, монтажной пены и др.). С целью определния размера причиненного ущерба и разницы в стоимости работ, проводится строительная экспертиза, по результатам которой Приморской межрайонной прокуратурой будет решен вопрос о принятии мер прокурорского реагирования. Вопрос взят прокуратурой области на особый контроль.

В настоящее время сотрудниками УЭБ И ПК УМВД России по Архангельской области проводится проверка финансово-хозяйственной деятельности музея «Малые Корелы». Вся документация, касающаяся заключения госконтрактов на проведение реставрационных работ и микологической экспертизы (обследование на наличие грибка), находится у специалистов соответствующих подразделений.

Не исключено, что в ближайшее время ««Малые Корелы» и его директора накроет новая волна проверок.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру