Путин паркуется на газонах?
«Против драконовских тарифов, против точечной застройки, против парковки машин на газонах!», – выкрикивает пенсионерка. А когда я спрашиваю ее, в чем состоит главное требование, ответ не удивляет: «Против Путина! Против Медведева!»... Как бы кто ни говорил, а развал и грабеж в сфере ЖКХ люди напрямую связывают с Кремлем…
– Я три года платила на Обводном, 42 за горячую и холодную воду. Три года эту воду не получала даже на половину, а сдирали за все три года денег столько, будто воды лилось на все 300 процентов. Писала в прокуратуру, но мне так ничего и не возместили. Только перед выборами пошевелились и сейчас не по 4 часа в день дают воду, а по 10. Объяснение такое – меняем трубы. Они уже пару лет, как где-то заказаны. В городе, видите ли, хороших труб нет…
У каждого из пришедших на митинг есть своя подобная история, где обязательными тэгами являются «ЖКХ», «содрали деньги» и «долой власть». Все потому, что ЖКХ – главный показатель эффективности власти. И, как говорят организаторы собрания, все зло, которое чинится в стране под руководством тандема, сосредоточено в книжке, которая называется «Жилищный кодекс». Видимо, всю серьезность ситуации понимает не только народ, но и власть – этот митинг согласовывали два месяца.
Раковая опухоль города
Пятнадцать лет назад депутаты городского Совета и городское руководство по требованию Ельцина впервые упомянули понятие «управляющие компании». Тогда же возникло движение «Мое жилье», которое, ознакомившись с документом реформирования ЖКХ города Архангельска, забило тревогу. Было собрано шесть тысяч подписей против существования УК как таковых. С этими подписями люди пошли в Горсовет убеждать депутатов, что УК – раковая опухоль города. Говорят, убедили. Да вот только управляющие компании все равно, в конце концов, никуда не делись.
24 ноября 2012 года прошел митинг-собрание по проблемам ЖКХ. Тогда организаторы дали власти пять месяцев на исправление ситуации с бешеными тарифами в городе и пообещали, что в конце последней субботы апреля соберутся вновь. И если ничего к тому времени не изменится, они поставят на повестку дня один-единственный вопрос: о доверии или недоверии к власти в деле развала в жилищно-коммунальной отрасли.
От власти до народа – как до Луны
– Что ж, за это время ничего не изменилось, – печально улыбается секретарь Архангельского регионального отделения политической партии «РОТ фронт» Александр Брежин. Он сам часто стоит на митингующей площади под флагом команданте Че – главным и вечным символом свободы и революции.
На всех митингах Александр убеждает народ: «Организуйтесь, ребята, за свои права, иначе от власти ждать нечего. Власть у нас антинародная. Только своими активными действиями можно что-то изменить». Проблема того, что избранные мужи зачастую не делают того, для чего были избраны, – это нахождение у кормила власти не народа, а крупных дельцов, которым до проблем обычного человека с зарплатой в десять тысяч как до Луны.
На митинг сама власть своих людей не присылает, хоть митингующие и очень просят. В последний раз была одна лишь единоросска Галина Григорьева, да и та вышла со стороны народа, потому что сама недовольна партийным начальством города.
– Наши власти обманывают, говорят неправду, – заявляет она, – а отчитываются перед народом – все хорошо у них. Я не вижу перспективы развития «ЕР» в Архангельске. Меня как члена партии никуда не приглашают, боятся, что скажу правду. А пока они рассиживают по своим кабинетам, как живет народ? Когда все банкротится, начиная с трамваев и совхозов – все убрали, все ликвидировали! Добрались до леса, добрались до тралфлота, Водоканал у нас убирают, все распродали. Шестнадцать миллионов долга перед рабочими СЦБК, где во главе уже сидит какая-то новая тетенька, которая, мол, ничего не знает и не при делах. Откуда у нее деньги на зарплату? И это XXI век!
– Я хочу, чтоб про нашу архангельскую «ЕР» знал Путин, – подытоживает единоросска. – Или, может быть, он знает? И Медведев тоже? Может, они знают, как здесь работает «ЕР»... Вот вопрос в чем. Если знают, это очень плохо.
Все в суд!
Бороться против высоких тарифов и беспредела управляющих компаний можно – люди судятся и выигрывают. Но не все идут в суд – многие терпеливо платят. И так не только в Архангельске – по всей стране: политика ЖКХ носит федеральный характер, а проблема ЖКХ сегодня касается всех слоев населения. Оппозиция начала открывать общественные приемные, где людям помогают дойти до правды в вопросах ЖК услуг в суде.
В Архангельске на Поморской, 5 в приемную открыло структурное подразделение «Яблока». Там ведут прием специалисты из самой партии и из общественной организации «Мое жилье», они помогают людям добиться качественных услуг и соответствия платы качеству этих услуг.
– Мы добиваемся того, чтобы простого человека не обманывали, – уверяет руководитель местных «яблочников» Иван Чертов-Ларионов. – Если в 2010 году я платил три тысячи рублей за услуги ЖКХ, то сейчас уже семь. При этом качественно ничего не изменилось. Как была батарея той теплоты, как не работал стояк в ванне, так и осталось. А плата постоянно растет. Вот людям и нужно разжевывать, куда идти жаловаться. Прием бесплатный, ведется по записи. В день помощь получают два-три человека, ведь им не только нужно посоветовать, что делать. Специалистам нужно проработать вопрос, изучить документы, подать заявление в суд, сходить на суд – в общем, довести дело до конца.
За время работы приемной на Шабалина, 22 выигран не одно дело. После годового судебного процесса отыграли у УК полтора миллиона рублей, незаконно ими присвоенных по фальсифицированному протоколу. 22 апреля завершили процесс, шедший сначала в Исакогорском, потом в Октябрьском и завершенный в областном суде. Тогда люди отыграли около миллиона рублей по точно такой же ситуации. Сейчас в работе еще 10 дел. Люди идут, узнавая о том, что кто-то до них смог-таки побороть незаконные поборы. Дело движется, прогресс идет, на данный момент уже выиграно порядка 50 дел.
Переходим на дрова?
– Скоро будет выгодно строить жилой дом за городом и отапливать его дровами, – уверен главный архангельский «яблочник». – Если цены на услуги ЖКХ будут расти прежними темпами, а качество услуг будет либо плавать на одном уровне, либо тянуть ко дну, скоро к этому и пойдет. Уже сейчас за городом отстраиваются целые поселения из коттеджей и домиков. Часть людей просто уходят от городской действительности, часть отдают дань европейской моде на работу в центре и жизнь за городом, а часть расчетливо понимает, что так будет дешевле. И не придется каждый месяц отрезать от зарплаты непонятно огромные куски.
– Некоторым людям зимой приходится по 5–12 тысяч платить за ЖКХ, – недоумевает Иван Михайлович. – Это же космос! Надо, надо уезжать. Но ведь земли нет, говорят чиновники из министерства энергетики и земресурсов. В глубинках области есть, а у нас нет. Я всегда удивлялся: мы такая большая страна, у нас столько лесов, территорий, и мы не можем на должный уровень вывести программы индивидуального жилищного строительства. Выбор остается небольшой: либо строимся там, либо здесь боремся за то, чтобы тарифы ЖКХ были достойными.
Так что можно что угодно говорить о том, что власть слышит, действует, возмущается… Однако факт остается фактом – от всего этого толку пока нет никакого. Все инициативы, законы, поступаемые сверху распоряжения не работают. Поэтому народ уверен: именно Путин поднимает тарифы, он же паркуется на газонах, он же застраивает города торговыми центрами, распродает стратегические предприятия, бомбит городские дороги, уничтожает деревню, не дает строить социальное жилье… Звучит нелепо? Но людей можно понять: Путин у руля власти – власти, представители которой руководят городами, власти, которая не в силах контролировать развал…