Закон, что дышло – куда повернул, туда и вышло

В Архангельске объявили войну незаконной рекламе… Как всегда жестко и беспощадно

Под определение «реклама» подмели абсолютно все: листовки, объявления и даже надписи на асфальте. Между тем, как и в «алкогольном» законе, запрете распития в общественных местах и прочих извержениях мудрости законодателей в народ, функционирование его весьма туманно. 

В Архангельске объявили войну незаконной рекламе… Как всегда жестко и беспощадно

Различные надписи на асфальте, домах и подъездах, а также рекламные листовки и плакаты, размещенные вне отведенных для этого мест, признаются законом нарушением правил благоустройства. Согласимся, что тот беспредел, который творится на рекламном поприще сегодня – и в самом деле изрядно портит и без того неказистый облик Архангельска. Проблема в том, что, как считают в полиции общественной безопасности городского УВД, поймать как «напольных» и «настенных» живописцев, так и расклейщиков многочисленных бумажек за руку довольно проблематично.

Город бумажек

Что касается бумажной рекламы, сейчас в производстве сотрудников полиции находится около трех десятков дел, восемь из которых уже прошли через суд. С завешанными огрызками целлюлозы с объявлениями о купле-продаже квартир и предложениями «высокооплачиваемой» неквалифицированной работы подъездами, столбами и заборами уже пытались бороться методом телефонного робота, который каждые несколько минут достает рекламодателя звонками, фактически блокируя нормальную работу телефона. Но в Архангельске, в отличие от многих других городов, такой креатив почему-то не прижился. К тому же объект рекламирования всегда может легко обойти любые штрафы, попросту сославшись на происки конкурентов и недоброжелателей, – его же самого за руку не поймали… Однако как быть, например, с тем, что в предвыборный период город оказался загажен многочисленной политической рекламой практически всех рвущихся к управлению этим же городом партий. Причем бумажки, листовки, портреты кандидатов лепились даже на свежевыкрашенные двери подъездов, стены домов и водосточные трубы.

Почтовый ящик как помойка

Реклама – коммерческое средство массовой информации, созданное для того, чтобы стимулировать сбыт продукта или услуги, или же информационное сообщение со стороны института, организации или кандидата на какой-либо политический пост.

Каждый из жителей достославного Архангельска наверняка каждый день вынимает из своего почтового ящика пачки всевозможного бумажного мусора. Некоторые, конечно, несут его домой, может, для того чтобы использовать его в чисто технических целях: завернуть в него другой мусор, увезти на дачу на растопку, постелить в кошачий туалет… Большинство этой макулатуры оставляется тут же сверху. Во многих подъездах уборщицы ставят под ящики специальную картонную коробку, куда тут же и отправляется все это безобразие. Судя по всему, городская свалка сегодня усеяна рекламой доставки пиццы, установления пластиковых окон, портретами всех кандидатов в депутаты и прочей требухой, которая не очень-то и нужна даже обитателям свалки. С таким наплывом бумажной дряни уборщицы едва справляются. Областной закон, по всей видимости, не предусматривает наказание своих же разработчиков. А ведь именно он как бы предусматривает, что административной ответственностью карается наклеивание, крепление и нанесение любых надписей.

Краской по сердцу

Судя по последнему куску «шедевра», штраф полагается даже за популярное среди молодежи признание в любви, написанное на тротуаре под окнами любимой. Делается это, как правило, ночью, но местные влюбленные Ромео и трубадуры уже ограничены от орания серенад под окном в романтическое темное время суток – теперь они вооружены баллончиками со спреем или ведрами с краской. Пока не совсем понятно, будет ли суровый закон беспощадно карать младенца, нарисовавшего мелом на асфальте папу с мамой, дерево или танк, поскольку такая живопись тоже несет в себе «рекламную» функцию информации, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования. Тут красочные «с днем рождения, родная», «Киса и Ося здесь были», три известные буквы на заборе как привлечение внимания к определенному объекту и «я люблю маму» теоретически одно и то же. Наверное, детей, во избежание конфуза, надо свозить в специально отведенные для рисования на асфальте места.

Пятница идет в бутик

Однако помимо недорослей «напольную» живопись хорошо освоили и разнообразные таксомоторные компании, магазины, рисующие свои телефоны и даже следы зачастую босых ног, как бы ведущих к дверям своих заведений. Оригинально? Оригинальным это было лет 20 назад, теперь же это мало чем отличается от простого пачкания и без того грязных тротуаров. Здесь реклама – это оплаченная неперсонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором…

По словам начальника полиции общественной безопасности городского УВД Михаила Иванова, сотрудники его ведомства регулярно проводят мероприятия, направленные на выявление подобных правонарушений. Однако первые задержанные «с поличным» появились только на днях, и то благодаря бдительности неравнодушного горожанина, заметившего, как двое молодых людей занимаются начертанием на асфальте рекламных надписей в районе МРВ, и вызвавшего наряд. «Живописцы были арестованы, и в отношении них проводится следствие.

Носом в грязь

Еще одно определение рекламы – ответвление массовой коммуникации, в русле которого создаются и распространяются информационно-образные, экспрессивно субъективные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к определенному выбору или поступку. Нам довелось столкнуться с весьма оригинальным проявлением такой рекламы, тоже попадающим под суровую длань областного закона. С недавнего времени на некоторых тротуарах Архангельска появились любопытные надписи, наскоро сделанные желтой краской. Надписи сии как бы обращают внимание горожан на очевидные уродства, которые сами горожане то ли из-за замыленного за долгие годы глаза, то ли в силу того, что городское уродство давно стало нормой, перестали замечать. Так, напротив вспученного асфальта красуется восхитительная надпись «бугры» со стрелочкой, на эти самые бугры указывающей. Или на деревянной мостовой желтеет надпись «руины», стрелка которой указывает на страшные гнилые деревянные бараки на Советских Космонавтов. Также встречаются писанные той же рукой слова «холм», «песок», «грязь», «криво», «яма», «лужа», «дыра», «трещина», указывающие на соответствующие аномалии «тротуарного дизайна» по-архангельски. Определенное «побуждение к выбору или поступку» здесь налицо – выбери сам, сломать ногу в центре города среди бела дня или обойти гиблое место стороной, ну, и все в таком роде. Есть даже надпись «бухло», которое призвано направить не столько страждущего горожанина с «горящими трубами», сколько полицейских к стоящему рядом ларьку, в котором под видом кафетерия разливают и продают алкоголь. Здесь уж, кажется, полиция должна быть благодарна людям, написавшим подобное, поскольку выявления общеизвестных мест продажи спиртного идут как-то скромненько. Но ведь это, вроде, тоже реклама, исходя из ее определения как процесса донесения информации от рекламодателя до целевой аудитории…

Вообще, за такое нарушителям грозит административный штраф от одной до трех тысяч рублей. Но в законе опять, по традиции, куча недоработок, неучтенных нюансов, двойных толкований…

Полиция призывает всех неравнодушных горожан, заботящихся о внешнем виде Архангельска: если вы стали свидетелем нанесения на асфальт или стену дома или подъезда различных надписей и изображений, обращаться в полицию по телефону 02 или 112 (звонок с мобильного бесплатный). Хотя почему-то думается, что в последнем случае такая штука не сработает. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру