Государев заказ
Разработчики бюджета традиционно ссылаются на майские Указы Путина, в которые глава РФ вложил всю трансцендентную мощь государственной управляющей машины. В двух словах, в условиях затяжной экономической стагнации кремлевские умы разработали некую общую стратегию, или свод обязательных к исполнению рекомендаций своим вассальным окраинам, с помощью которых экономика должна, наконец, расцвести. Но более-менее внятных инструкций ко всему этому не предоставлено, поэтому исполнять сущность непознаваемого оставлено самим вассалам. Проще говоря, реализация президентских фантазий без какой-либо внятной финансовой поддержки спускается на уровень регионов: берите деньги откуда угодно, но государев наказ должен быть выполнен. А денег, естественно, нет. На фоне снижения налогооблагаемой базы, пустеющих регионов растущих аппетитов финансовой элиты, армии чиновников и госкорпораций и зашкаливающих за все мыслимые и немыслимые пределы так называемых «имиджевых» расходов государства на разные олимпиады, чемпионаты мира, саммиты и прочее первыми попадают под раздачу именно принятые ранее соцобязательства. В общих чертах, для выполнения одних социальных обязательств под нож собираются пустить другие, по мнению правительства, менее важные.
Усекновение расходов
«Экономическая ситуация требует взвешенного подхода к формированию областной казны, – так более политкорректно формулируют мысли в областной администрации. – Главная задача, стоящая перед правительством региона – обеспечить сбалансированность бюджета. Ситуация с наполнением доходной части региональной казны на этот период ожидается непростая, как и в целом по стране». Так, по словам руководителя управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и НАО Сергея Родионова, прогнозируется, что по итогам 2013 года поступления в областной бюджет по налоговым доходам составят лишь 88 процентов от запланированного. Только по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, индекс промышленного производства в регионе в первой половине года нынешнего рухнул на 12 с лишним процентов.
Исходя из всего этого, местным министерством финансов совместно с отраслевыми ведомствами произведен расчет финансовой потребности для реализации майских Указов Путина. Федеральный Минфин Поморью, конечно, поможет… целым миллиардом рублей. Дело осталось за малым – еще почти полсотни миллиардов рублей дополнительно местной власти необходимо раздобыть самостоятельно в течение трех лет. Причем полтора десятка миллиардов из них нужны уже в следующем году. Только на повышение заработной платы работникам бюджетной сферы необходимо не менее пяти с половиной миллиардов. Почти на 60 процентов увеличатся расходы на стипендии. На социальное обеспечение будет направлено более одного миллиарда рублей: средства пойдут на содержание детей-сирот, находящихся под опекой, жилье для сирот, предоставление льгот по коммунальным услугам для учителей. 551 миллион рублей планируется потратить на строительство двух школ и восьми детских садов, 380 миллионов – на детскую оздоровительную компанию. 100 миллионов будут израсходованы на реконструкцию операционного отделения Первой городской. 24 миллиона получит Плесецкая ЦРБ на завершение строительства здания. 368 миллионов запланировано на лекарства льготникам. Более трех миллиардов рублей предусмотрено на компенсацию роста тарифов на коммунальные услуги для населения. Плюс вопросы обеспечения мест в детских садах, строительства жилья, реформирования ЖКХ, переселения из ветхого и аварийного жилья… Откуда? Все просто – власти намерены пересмотреть свои расходные обязательства.
Так вот, для начала, для сбалансирования бюджета необходимо наковырять более четырех миллиардов. Для этого правительство намерено отказаться от всех программ по капстроительству и бюджетным инвестициям, инициировало резкое сокращение мер социальной поддержки ветеранов труда за счет почти 50-процентной чистки рядов. Муниципалитеты, скорее всего, начнут жить в долг – на них повиснет вся кредитно-процентная кабала. Почти два миллиарда в течение ближайших трех лет попадает даже столица Поморья. Несмотря на режим тотальной экономии, расходы все равно катастрофически перевешивают доходы – аналитики прогнозируют снижение доходов по главным источникам: налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц. Проект бюджета на 2014 год вообще предполагает 63,1 миллиарда рублей расходов при всего 54,4 миллиарда рублей расходов. Соответственно, дефицит бюджета составит более 15 процентов.
По сусекам
Помимо сокращения, урезания, отмены льгот и прочих драконовских мер, оказывается, существуют вполне реальные способы пополнения бюджета. Надо лиш поскрести по сусекам. А сусеки давным-давно вызывают кучу вопросов, но дальше чесания языками на различных заседаниях дело не идет. Так, по словам доктора социологических наук, члена-корреспондента РАЕН Олега Овчинникова, есть возможность потрясти почти 70 процентов владельцев недвижимости, которые не зарегистрированы в БТИ и не платят налоги, вывести из тени заработные платы в малом и среднем бизнесе. К тому же, члены Общественной палаты Архангельской области обратили внимание представителей власти на то, что сэкономить казенные деньги помогут оптимизация расходов на государственный аппарат и самый жесткий контроль расходования государственных средств. А вот эти сусеки, наверное, – тот самый «неприкосновенный запас», «золото партии» и «неразменный рубль» в одной ипостаси. Областной министр финансов Елена Усачева упомянула, конечно, что пришлось пойти на неслыханную вещь – отказаться от повышения заработной платы в органах государственной власти. Если уж посягнули на святая святых, то положение в области действительно хуже некуда. Однако пойдет ли власть дальше? Ведь кто знает, какие миллионы можно было бы высвободить, если всерьез заняться именно этими вопросами.
Апокалипсис министерства финансов
По словам главы местного минфина, Также до минимума сокращены расходы на ремонт и приобретение оборудования в целевых программах. Программы покромсали очень жестко, хотя, по уверениям властей, в приоритете останутся финансирование строительства детских садов, предоставление земельных участков многодетным семьям, возведение жилья, строительство и ремонт дорог, продолжится возведение ФАПов, благоустройство и газификация населенных пунктов.
– В условиях отсутствия роста доходов формирование бюджета будет идти по пути оптимизации расходных обязательств и определения первоочередных задач, стоящих перед областью, – изрекла Усачева, пообещав, что в обсуждении проекта главного финансового документа региона примут участие депутаты, главы муниципальных образований, члены Общественной палаты. – Бюджет на 2014–2016 годы, наверное, самый сложный за последнее десятилетие. Происходит замедление экономического роста как в России, так и в Архангельской области. Индекс промышленного производства составит на 2014 год 99,6 процента к предыдущему году, поэтому прогнозные показатели, которые были заложены в основу бюджета на 2013–2015 годы, уточнены в сторону уменьшения. Ожидается, что резко сократится прибыль организаций, замедлятся темпы роста фонда заработной платы. По ожидаемой оценке налоговых органов, уже в этом году бюджет имеет риски по неисполнению на сумму порядка четырех с половиной миллиардов рублей. Как следствие, параметры бюджета уменьшаются по сравнению с первоначальными значениями на 10–11 миллиардов рублей.
Главный финансист области, наконец, озвучила лысую и неприглядную правду. В 2007 году объем госдолга Архангельской области составлял 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета. В 2012 году он достиг 55%. В текущем году, по словам министра, он достигнет 75%, а к 2016 году превысит 91%. То есть 44 миллиарда рублей областных доходов придется 40 миллиардов выплат по кредитам.
– Подушки безопасности больше нет. Мы падаем, ситуация безвыходная, – признала Усачева.