Теневое брожение денег и людей

Почему съездить на Соловки зачастую дороже и сложнее, чем в Турцию или Египет?

Соловки – это наше достояние, наш бренд. Но архангелогородцы не спешат посещать исторические места, предпочитая отдых на российском юге или за границей. 

Почему съездить на Соловки зачастую дороже и сложнее, чем в Турцию или Египет?

Через Ширшу в Маймаксу

Есть два пути: по воздуху и по морю. Самолеты летают из Васьково и Талаг. Средняя стоимость билета в одну сторону – 4850 рублей.

Длинный путь на Соловки лежит через Кемь. Он же путь по морю или «летний». Мурманский поезд (либо автомобиль, мотоцикл, велосипед) из Архангельска до Кеми. Средняя стоимость плацкартного билета – 954 рублей, купе – 1212 рэ. Время в пути – чуть больше 15 часов. Далее на вокзале нужно взять такси и со словами «в порт» за 300 рублей и через 30 минут очутиться на причале поселка Рабочеостровск. Можно автобусом, что дешевле. Есть возможность оставить личную машину на автостоянке гостиницы «Причал». Если нет желания болтаться на причале в ожидании судна, можно остановиться в гостинице, от 1500 рублей за место. Из Рабочеостровска на Соловки ежедневно отправляются два рейсовых теплохода: «Василий Косяков» и «Метель», билеты: 800 руб. взрослый и 400 – детский. Кроме того, без расписания ходят частные кораблики за отдельными группами организованных туристов и паломников.

Есть еще один аналогичный путь, но через город Беломорск. Также на мурманском поезде, но только до указанной станции. За 15 минут на такси в порт, до «теплохода на Соловки». Теплоход «Сапфир» ходит с июня по август. Стоимость проезда в одну сторону – 900 рублей, детям – полцены.

Гостиницы на Соловках

Самая бюджетная, пожалуй, «Петербуржская гостиница» 0 звезд – общежитие на набережной бухты Благополучия. Гостиница принадлежит Соловецкому музею-заповеднику, обслуживает группы образовательного центра «Соловецкие острова». Принимает посетителей при наличии свободных мест. Самое дешевое койко-место обойдется в 450 рублей в сутки. Остальные гостиницы, отели и гостевые домики – значительно дороже, до 10200 рублей. При желании можно поселиться в палаточном городке, установка палаток на территории поселка и лесного фонда Соловецкого архипелага разрешается только в отведенных местах. Территория палаточного городка оборудована местами для разведения костра, туалетами, мусоросборниками. Имеется продуктовый павильон.

Итак, подсчитываем по минимуму. На 10 дней туда-обратно без учета экскурсий и питания – около 10 тысяч на нос. И это самый дешевый вариант. Восьмидневный экскурсионный тур – 19750 руб. Для сравнения: стоимость горящей путевки в Египед (Рас Ум Эль Сид) от 24 тысяч рублей за 10 дней, а отдых в Анапе в частном доме отдыха – от 30 тысяч.

Такая невеселая математика. Поэтому, когда раз в году мне и моим детям выпадает возможность выехать с Севера с его полярной ночью, холодом, затяжной зимой и неласковым летом, я выбираю Черное море. Хотя, признаться, с удовольствием махнула бы Соловки. Место удивительное.

В продолжение разговора заместитель губернатора по развитию Соловецкого архипелага Роман Балашов о Соловках, турбизнесе и отношении к нему властей.

– Часто слышу разговоры о том, что, не лучше ли было передать Соловки территориально Республике Карелия, дескать, все равно основные потоки туристов идут через город Кемь. Как вы к этому относитесь?

– Те, кто фантазирует на тему передачи Соловков, не совсем понимают и знают историю России. Если посмотрим на путь соловецких паломников начала прошлого века, то увидим, что исторически этот путь сложился через Кемь – самую близкую точку. Но и тогда Кемь была территорией Архангельской губернии. У нас на набережной стоит огромный комплекс Соловецкого подворья. Там, кроме торгово-складских помещений, была гостиница для паломников, которая была создана как только монастырь обзавелся своим флотом. Поток паломников до революции составлял около 15 тысяч человек. И шли православные с разных частей России поклониться соловецким святыням. Если мы посмотрим на современные туристические потоки, то мы увидим, что их несколько. Условно, горизонтальные и вертикальные. К вертикальным можно отнести низкобюджетный поток, который идет через Кемь, а после – по морю. Архангельск полностью держит высокобюджетный путь – авиационный поток. Но я могу сказать, что у нас в этом году была проблема с приобретением билетов. И мы четко понимаем, что воздушных судов нам явно не хватает.

В наших планах, и это подкрепляется федеральной целевой программой, восстановление полноценного сообщения между Архангельском и Соловками через море. Опять же мы четко понимаем, когда говорим о путешествии из Архангельска до Соловков, что от Кеми это теплоходе 3–4 часа, то от Архангельска это выльется в полноценное путешествие, короткий круиз. Есть исторически сформировавшийся поток туристов по маршруту Валаам–Кижи–Соловки по Беломорканалу.

А если мы говорим о горизонтальных туристских потоках, – это, конечно, те международные суда, для которых Соловки являются промежуточной точкой. Идут ли они дальше в Арктику, по Северному морскому пути или в Архангельск – Соловки являются обязательным пунктом остановки. Этим Соловки связаны и с Мурманской областью, где происходят таможенные процедуры, и с Карелией, естественно, с Архангельской областью. И здесь я хочу отметить ту очень правильную политику, которую ведут наши карельские коллеги. Год назад мы предложили Карелии подписать с нами соглашение о развитии Соловецкого архипелага. Более того, Архангельская область выступила инициатором того, чтобы в мероприятия федеральной программы по развитию Соловков в обязательном порядке вошли объекты Карелии. Любую ситуацию можно перевести в конструктивное русло. Например, это вопросы, связанные с медицинским обслуживанием, потому что до Кеми доехать ближе, если что. Это вопросы, связанные с работой МЧС, с деятельностью по регулированию туристического потока. Здесь у нас с Карелией выстроен глубокий стратегический диалог и партнерство. Делить нам нечего.

– Главная проблема туристов – это дорога. Как сказали бы в Архангельске: путь через Ширшу в Маймаксу. И дорого, и неудобно. Многие вспоминают по этому поводу советские времена и круизные теплоходы «Буковину» и «Татарию»...

– В этом году музей как главный туроператор Соловков выдал нам цифры: если два года назад порядка 70% людей приезжали на архипелаг в рамках организованных туристических групп, то сейчас 48% – это те, выбрали для себя индивидуальные туры, сами для себя выстроили маршруты. То есть у нас изменилась качественная характеристика туриста. Вы говорили, что сложно добраться... С точки зрения жителя Архангельска – да. Но если посмотрим на туриста московского или петербургского, то доехать до Кеми им проще. В общем-то, и мы это можем. Наша главная проблема – отсутствие полноценного круизного судна. Почему все вспоминают «Буковину» и «Татарию»? Тогда государство имело возможность через профсоюзы те же самые дотировать путевки. Сегодня же мы должны понимать, что приобретение нового судна не должно быть убыточно для региона. Если посмотреть на перспективы морских перевозок, то здесь есть две составляющие. Во-первых, морские перевозки до Соловков для рентабельности должны в обязательном порядке сопровождаться развитием сети перевозок по прибрежным муниципальным образованиям. Тем более, у нас сейчас создан Онежский национальный парк. Я в этом году побывал в Летней Золотице. Хорошие перспективы для развития этой территории. Соответственно, когда мы говорим о типе судна, это не может быть чисто круизный лайнер. Это должно быть такое универсальное судно, которое может перевозить и туристов, и грузы, и обычных жителей. Это должен быть нестандартный проект, некий аналог парома: на верхней палубе, например, каюты первого класса для тех, кто может и хочет потратить деньги для комфортного отдыха, но при этом не стоит забывать и функцию муниципальных перевозок. Такой проект уже разрабатывается. Период навигации по Белому морю – три месяца. Судно, которое три месяца работает только на туриста, а три месяца стоит в отстойнике – это вечный убыток.

Все вспоминают советскую власть и то, что перевозки были недорогие. А за счет чего? За счет профсоюзов. Готовы ли сейчас профсоюзы взять на себя эту функцию? Вряд ли. Все решения по Соловкам должны быть на стыке экономического и социального интересов. А сейчас Архангельск может надеяться только на авиацию. Конечно, и здесь есть ряд проблем – надо заниматься модернизацией аэродрома. Взлетно-посадочная полоса изношена и позволяет принимать очень ограниченные типы воздушных судов, которые уже перестают эксплуатироваться авиакомпаниями. Именно из-за качества полосы у нас большое ограничение по бизнес-джету. Богатые люди, а среди них желающих посетить Соловки очень много, могут использовать только Як-40. Современные самолеты полоса Соловков не принимает. Но мы понимаем, что Соловки не должны становиться островом, на который приезжают только толстосумы. Соловки – это хорошая база для военно-патриотического воспитания, поэтому я убежден, что каждый школьник области должен хоть раз в жизни посетить архипелаг. Возможно, это должно стать обязательным элементом школьной программы.

– Есть мнение, что количество туристов на Соловки сокращается…

– Первое, у нас есть такое понятие, как объем антропогенной нагрузки – это то количество людей, которое безболезненно может выдержать поселок и архипелаг в целом. По поселку я могу сказать, что то количество народа, что мы имеем, предельно. Канализация летит полностью. Энергетика летит полностью. И без глубокой модернизации инфраструктуры об увеличении турпотока нельзя. Иначе, это загубить остров. Второе – это создание туристических маршрутов, не наносящих ущерба живой природе. Заяцкие острова – вот классный пример, как это сделано музеем. Сегодня они являются заповедником. Попасть сюда можно, лишь по специальному разрешению или с организуемой заповедником экскурсией. Но есть проблема «дикого туризма» – люди приезжают, идут в леса с палатками, жгут костры. И этот дикий туризм развивается, культивируется не совсем профессиональными экскурсоводами. У нас была в этом году серьезная жалоба, в которой говорилось, что частники, приставая на судах к знаменитой валунной дамбе, очень сильно ее повредили, нанесли серьезный ущерб. Поэтому ужесточение режима посещения объектов на территории архипелага – обязательная мера. И я имею в виду не уменьшение потока туристов, а увеличение качества требований к тем, кто выполняет функции экскурсоводов, и об усовершенствовании туристко-поломнической инфраструктуры. У нас проблема дорог-памятников, проблема разрушающейся системы гидроканальных сооружений, которые, с одной стороны, являются полноценным туристическим маршрутом, а с другой стороны, уже требуют спасения.

– Ну, это же известный бизнес – подработать летом на Соловках. Можно сувенирами торговать, можно экскурсии водить. В Интернете полно предложений с телефонами частников.

– Соловчане имеют явное преимущество в зарабатывании хороших денег перед остальными сельскими жителями области. Если не брать ту часть, которая относится к музею, 70% всех денег, зарабатываемых на островах, либо черные, либо серые. Частный туристический бизнес. И сейчас перед местной властью стоит задача вывести этот бизнес из тени. Сдаешь квартиру, катаешь туристов за деньги на своем транспорте – плати налог. Например, есть там один предприниматель, который устраивает такие покатушки и берет с человека по тысяче. В машину вмещается семь человек. Туда-обратно сгонять – 7 тысяч в кармане, но ни копейки с них в бюджет. Покатушки по морю – та же ситуация. И вот результат: когда бюджет самого сельского поселения порядка 5,5–6 миллионов, теневое брожение денег на Соловках может исчисляться десятками, а может, и сотнями миллионов. Представляете, сколько недополучает бюджет? И с этим надо как-то бороться...    

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру