История легендарного экипажа не закончилась на озере под Архангельском

 В 2008 году на центральной площади поселка Катунино была установлена стела, посвященная знаменитому перелету трех женщин: Полины Осипенко, Веры Ломако и Марины Расковой. Перелет 1937 года на гидросамолете МП-1 по маршруту Севастополь–Архангельск завершился на озере Холмовском близ поселка.

История легендарного экипажа не закончилась на озере под Архангельском
Митинг на стадионе «Динамо» в честь легендарного экипажа МП-1. Женщины на переднем плане слева направо: Ломако, Раскова, Осипенко. Фото из фондов ГААО.

 В начале ХХ века авиация только вставала на крыло. В 20–30-х годах советские пилоты на отечественных воздушных судах выполняли исключительные по дальности и сложности полеты. Главная цель была – доказать состоятельность советской авиации и авиапрома.

Перелет же Севастополь–Архангельск можно считать тренировочным перед главным перелетом – на Дальний Восток.

Перелет Севастополь-Архангельск

Полина Осипенко писала: «Мысль о полете из Севастополя в Архангельск зародилась у меня в 1937 году, после того, как мне удалось установить три международных высотных рекорда». Подготовка к перелету Севастополь–Архангельск (озеро Холмовское) была запланирована на весну 1938 года. Экипаж состоял из первого пилота Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой. Подготовка заняла достаточно много времени, необходимо было приготовить гидросамолет МП-1 к перелету. Подготовкой самолета занялась Полина Осипенко. Она отправилась в Севастополь. Вера Ломако поехала в Архангельск, необходимо было осмотреть озеро Холмовское, на которое будет садиться гидросамолет. Раскова осталась в Москве, где срочно стала овладевать искусством радиста. После изучения маршрута все собрались в Севастополе, но и здесь пришлось проводить тренировочные полеты на расход горючего. Три месяца потребовалось на подготовку перелета с Черного моря на Белое. И только 2 июля в 4 часа 36 минут экипаж стартовал из Севастополя. За ходом событий следила вся страна. Курс Севастополь–Киев–Новгород–Архангельск. В сложных метеоусловиях: на протяжении двух тысяч километров экипаж не видел земли и вел самолет вслепую. Однако штурман Раскова провела машину точно по намеченному маршруту. Мотор, аэронавигационные приборы и бортовая техника работали безупречно.

«Незаметно пробегают последние минуты. Высовываюсь из кабины и вижу: Полина уже заходит на посадку. Под нами озеро. Желанное Холмовское озеро! Теперь нас уже сопровождают два гидросамолета. Как приятно, что ребята вылетели нас встречать», написала в своем дневнике Марина Раскова. Сделав круг над озерами – Лахтинским и Холмовским – пошли на посадку. В 15 часов 9 минут приводнились в середине Холмовского озера. К самолету подошла небольшая моторная лодка и потянула самолет к берегу. Для крепления самолета на берегу приготовили специальную крестовину. Девушек поздравили и вручили букеты северных цветов. Два спортивных комиссара осмотрели авиационные приборы и зафиксировали рекорд. А потом все на той же лодке девушек доставили в Дом отдыха.

Мы нашли свидетельницу тех событий – Куряткову Зинаиду Антоновну из деревни Холм. В то время ей было 14 лет, и она прекрасно помнит 2 июля 1938 года. Дом Курятковых находится на небольшом острове между Холмовским и Лахтинским. Зинаида Антоновна вспомнила, что незадолго до перелета на озеро приезжала военная комиссия, в которой были и женщины. Военные измеряли уровень воды, проверяли берега, расставляли сигнальные огни. А в день памятного перелета девочка как раз вышла на берег озера за водой и увидела летящий гидросамолет. Школьница наблюдала и посадку, и то, как к самолету подплыли на лодках военные, посадили экипаж в один из катеров и мимо деревенского дома Курятковых прошли через протоку к пристани. На деревенской пристани в день прилета собралось очень много народа с цветами. Играл оркестр, поперек лестницы, которая вела к Лахтинскому дому отдыха, висели красные полотнища с лозунгами, морские флаги. Было сильное оживление, с нетерпением все ждали, когда лодка с летчицами подплывет к берегу. И вот наступил этот момент: летчицы медленно поднялись по лестнице. Им вслед летели слова благодарности за мужество и отвагу при выполнении задания Родины.

После встречи экипаж отправился в Лахтинский дом отдыха (здание сгорело в 1999 году), где командир Полина Осипенко доложила в Москву об окончании перелета, послали телеграмму на имя Сталина: «Москва. Кремль. Иосифу Виссарионовичу Сталину. Беспосадочный перелет Севастополь–Архангельск выполнен. Готовы выполнить любое Ваше задание. Осипенко, Ломако, Раскова». Все члены экипажа были награждены орденами Ленина.

Это был новый международный рекорд дальности полета по прямой и по ломанной на гидросамолете. Весь путь в 2416 километров был пройден за 10 часов 33 минуты. На следующий день экипаж отправился в Архангельск, где участвовал в митингах и встречах с молодежью, а 5 июля летчицы прибыли в Москву.

А дальше был знаменитый перелет из Москвы на Дальний Восток. 24–25 сентября 1938 года Марина Раскова и Полина Осипенко вместе с Валентиной Гризодубовой совершили рекордный беспосадочный перелет на самолете «Родина» по маршруту Москва – Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре). Самолет оставил под крылом более 6400 километров, упал в лесные болота под Хабаровском, причем Расковой пришлось прыгать в осеннюю тайгу с парашютом. Оставшись с малым запасом продуктов, ножом и револьвером, 26-летняя девушка десять дней добиралась до своих напарниц, отпугивая рысей и медведей, ночуя на траве и питаясь ягодами.

В ноябре 1938 года, все члены экипажа были удостоены звания Герой Советского Союза.

Судьбы Осипенко и Расковой сложились трагически. Майор Полина Осипенко погибла, выполняя тренировочный полет 11 мая 1939 года. А под руководством Расковой были созданы 586-й истребительный полк, 587-й бомбардировочный и легендарный 588-й ночной бомбардировочный полк – тот самый, представительниц которого немцы прозвали ночными ведьмами. А вот Вера Ломако вместе с Мариной Расковой участвовала в формировании женского авиационного полка легких ночных бомбардировщиков во время обороны Москвы. Затем была командиром эскадрильи в 34-м истребительном полку, прикрывала с воздуха наши наземные части, вылетала на штурмовку немецких войск. В одном из воздушных боев Вера была ранена. После была командиром отдельной эскадрильи, заместитель командира авиаполка, штурман истребительной авиадивизии.

Кстати, сохранилось несколько архивных фотографий, которые запечатлели прибытие легендарного экипажа в Лахту и Архангельск.

Летающая лодка МП-1

Последний причал летающей лодки

Осипенко, Ломако и Раскова вернулись в Москву поездом. А вот что стало с самолетом? Остался ли он в Архангельске или был отправлен обратно другим экипажем?

Есть версия, что самолет остался в авиации Северного флота, это подтверждают воспоминания Сергея Емельянова, который работал инженером на Таганрогском авиационном заводе имени Г.Димитрова, а потом стал инициатором и создателем музея истории этого старейшего авиазавода страны. В своем очерке «Последний причал летающей лодки» историк рассказал об одной поисковой экспедиции. Летом 1989 года от Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г.М. Бериева в Заполярье на Кольский полуостров направились энтузиасты, решившие найти остатки летающей лодки МБР-2.

Емельянов пишет: «Идея восстановить по чертежам и старым фотографиям МБР-2, созданный в Таганроге в далекие 30-е годы, зрела на предприятии давно. Таких летающих лодок до войны на заводе было построено более тысячи четырехсот». Подходящий МБР-2 нашли лишь к вечеру четвертого дня напряженного поиска. Это произошло в районе озера Олеж-Явр. Поисковики связались с военными. Помощь оказали летчики Северного флота: группу доставили в ближайший к месту находки гарнизон и выделили специальный гусеничный вездеход для вывоза обломков.

Наиболее трудоемким был процесс снятия мотора и установки его на верхней площадке вездехода, туда же погрузили мотораму, тяжелый маслорадиатор, винты, крыло, кусок киля. Вырезали вручную фрагменты силовых балок, выпилили кусок лонжерона и часть редана вместе с обшивкой. А еще сняли приборную доску, педали управления, фонарь летчика, закрылок...

С удивлением обнаружили прекрасно сохранившиеся бирки с надписью: «Машина типа КЛ зав. им.Димитрова». Удивительно, но сохранились летные очки, одна крага пилота. Нашли даже газету, на которой можно было отчетливо разобрать: лето 1941 года.

Вызвало удивление, что вместо кабины стрелка-радиста сзади какое-то странно переделанное устройство. Судя по всему, некоторые приборы были сняты еще на заводе во время сборки машины и закрыты аккуратными заглушками, зато был установлен новый прибор прямо в центре приборной доски.

Члены экспедиции предположили, что этот самолет не МБР-2, а пассажирский самолет МП-1, на котором был поставлен женский авиационный рекорд 1938 года. По остаткам обшивки можно было также различить не камуфляжный зеленый цвет, а бело-голубой. Именно таким цветом в 30-е покрывали машины МП-1 для гражданской авиации. А в «Правде Севера» от 4 июля 1938 года в материале специального корреспондента указано: «На борту самолета четкие буквы на синем фоне: “Да здравствует великий Сталин – творец Конституции победившего социализма и подлинного демократима!”. И текст 141-й статьи Конституции СССР – “Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами”».

Уже потом, вернувшись в Таганрог и показав свои находки ветеранам, поисковики получили новые подтверждения своим догадкам. Один из старых кадровых рабочих завода Григорий Попов, рассматривая кусок самолета, уверенно сказал: «Моя клепка! Эту машину я клепал в 1937 году». Обратились к тем, кто готовил когда-то к полетам самолет МП-1 и выяснили, что к рекордным полетам на заводе переоборудовали серийную машину МБР-2 – сняли часть приборов, поставили дополнительный навигационный прибор, переоборудовали кабину стрелка. А. Кочетков, бывший много лет в ОКБ во главе винтомоторной группы, заметил, что если на машине есть дополнительный топливный бак, то это точно рекордистка.

На Севере же поисковики услышали от военных версию, что на этом самолете в начале войны для разведки или диверсионной работы на аэродром Луастари, на котором базировались основные силы немецкой авиации в районе Мурманска, была переброшена небольшая группа разведчиков-моряков. И, судя по всему, это задание было выполнено. А вот при возвращении на базу самолет либо потерпел аварию, либо был сбит мессером. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №641 от 12 февраля 2014

Заголовок в газете: Небо, самолет, девушки…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру