Организатор «Тайболы» рассказал «МК в Архангельске» о новом фестивальном месте и смелых ожиданиях

«Тайбола» – культурно-экологический волонтерский фестиваль на берегу Белого моря, два лета подряд проходивший неподалеку от Северодвинска. Тайбола – так называлась заброшенная дорога в Архангельской губернии, а в метафорическом или даже метафизическом смысле тайбола – путь к себе. 

Организатор «Тайболы» рассказал «МК в Архангельске» о новом фестивальном месте и смелых ожиданиях

За два года фестиваль вырос, нашел верных друзей из разных русских городов и продолжает находить их уже за пределами страны. Путь к себе не может быть легким, и в этом году организатора фестиваля Илью Кузубова ждут новые заботы, а «Тайболу» – новые берега.

Смена локации

«Мудьюг – второе по удаленности место после Солзы, где можно провести фестиваль. Архангельская область большая, но при этом везде запретные зоны или отсутствие дорог, и по факту остается не так много мест, где вообще возможно провести массовое мероприятие за пределами города. Нам интересно перемещаться, открывать новые точки на карте области. К тому же это некий фильтр: транспортное плечо будет больше, нужно будет оплачивать билет на водный транспорт, и тогда приедут не все кому не лень, а те, кому это нужно. Да, место труднодоступное, но настоящий путешественник, наверное, должен от этого еще более взбодриться.

Мудьюг и сам по себе очень интересное место – там и стоянки первобытного человека, и музей интервенции. У нас даже есть план, как помочь музею: часть досок, которые останутся после фестиваля, мы хотим использовать для обновления мостков между музейными объектами. Сейчас он подзаброшен, но, может быть, мы привлечем к нему внимание. Через Мудьюг проходит некий условный фарватер, по которому проходил торговый путь, заложенный еще Иваном Грозным. Это место дышит историей.

Рядом находится деревня Патракеевка – родина беломорского хэндмэйда в области кораблестроения. Было бы очень интересно повзаимодействовать с местными: там есть мастер, который знает, как шить карбасы – поморские малые суда. Мы хотим заложить верфь и пустить одно-два потешных судна. Также есть желание привезти мастера-берестянщика из Котласа, который умеет делать лодки из бересты, и на них действительно можно ходить по речке и по морю, не далеко, конечно, но тем не менее.

Удивительно: Архангельск стоит на воде, но при этом горожане не ассоциируют себя с водой. Возьмем для сравнения Таиланд: люди живут на море, морем кормятся, и вся инфраструктура рассчитана на воду. Культивируют море и в Норвегии. Мы живем в отличном месте, но люди как будто не видят моря и не знают, что с ним можно делать».

Две башни и остров смерти

«Мудьюгу чуть больше тысячи лет. Это намывной остров. Там есть и лес, и белые мхи. Это особо охраняемая природная территория. Остров большой – 19 километров в длину и 4 километра в ширину. Конечно, фестиваль займет не весь остров, а лишь относительно небольшой полигон. Там есть два уникальных строения: маяк, который называется Белая башня, и створный знак – Черная башня. Это же прямо «Властелин колец»! Если набрать в Интернете «остров Мудьюг», сразу выскакивают материалы про «остров смерти» – в начале 20-х там был концлагерь. Между этим местом и фестивальной площадкой будет 6–7 километров, танцы на костях мы не устраиваем, зато запустим позитивный информационный повод в противовес «острову смерти».

Названия соседних географических объектов как будто из кино сбежали: там есть пролив Сухое Море, есть пролив Железные Ворота, рядом остров Голая Кошка. Не придется сочинять мифологию, в этом месте уже столько мифов. А самое главное, в советское время там работал музей, и туда ходили пароходики из Архангельска. Можно сказать, это был тур выходного дня. Местные жители говорят, что это был второй по посещаемости после Соловков объект событийного туризма на воде. Конечно, хотелось бы это возродить.

На острове два очага жизни. С турбазой «Железные ворота» мы уже заключили устное соглашение, она представляет собой несколько гостевых домиков на северной оконечности острова. На юге острова есть смотрители маяков и гидрометеостанция, где живет человек 10–15, ее обслуживающих. Есть там и заброшенная база САФУ, принадлежавшая ПГУ, где еще до 90-х скопилось много мусора. Мы постараемся его убрать. Вообще на острове попадается антропогенный мусор, несмотря на то, что это особо охраняемая территория. Мы уберем мусор, сделаем другие добрые дела, и, самое главное, подарим острову новую жизнь, привлечем к нему внимание».

Долгий путь к себе

«Думаю, мы постараемся организовать автобусы от Архангельска и Северодвинска до ближайших к Мудьюгу деревень, где есть причал, от которого будет налажена переправа маломерных пассажирских судов, и само водное плечо будет занимать по времени час на барже, а на быстроходных судах можно будет добраться за 15 минут. Но проблема в том, что подойти вплотную к месту проведения фестиваля будет невозможно из-за намывного берега, поэтому придется еще и прогуляться 5–6 километров по живописной лесной дороге. Здесь работает фестивальная идея преодоления. Билет в одну сторону будет стоить ориентировочно 500 рублей. Большая часть этой суммы, а то и вся сумма уйдет на фрахт этих же судов. А сам фестиваль как был условно бесплатным для публики, таким и останется. Дорога до фестиваля займет не больше двух часов от Архангельска и трех от Северодвинска, не считая прогулки по острову. В любом случае это приключение, и я надеюсь, что приезжать к нам будут не на один, а на два-три дня.

Транспортный вопрос остается самым сложным: пригодных для пассажирских перевозок судов с небольшой осадкой за девяностые годы у нас стало очень мало. И тех договоренностей, которые уже есть, не хватит даже для перевозки тысячи человек. Если мы не решим этот вопрос в ближайшие пару месяцев, придется от этой идеи отказаться. Конечно, получать миллион согласований тоже сложно, но в основном все идут на встречу. Просто хотят подстраховаться, чтоб мы не нарушили какой-нибудь закон.

Если возникнут какие-то проблемы, нам придется сделать фестиваль на старом месте – на Солзе. С одной стороны, это будет проще и дешевле, с другой – сложнее. Вполне возможно, что приедет порядка 10 тысяч человек – фестиваль набирает обороты и получает известность, и на старом месте нам придется задуматься об усилении охраны, строить заборы, короче, делать совсем другой фестиваль. Отойти в сторону Нёноксы не получится – там ракетный полигон. Если уходить еще дальше – там болото.

Место на Солзе оставлять не жалко – пусть стоит. Надеюсь, арт-объекты не разломают. Вообще, это место «раскрутилось», люди стали приезжать туда. Только надо бы съездить прибраться. Думаю, рано или поздно мы туда вернемся в том или ином виде. Но пока нужно взять перерыв, иначе получится уже не «Тайбола».

Было бы здорово сделать постоянно действующую площадку, не сильно удаленную от города, где собирались бы арт-объекты с фестиваля, – что-то типа музея-заповедника под открытым небом. Но пока это лишь мечты, для реализации нужны гигантские вложения».

Гости дорогие

«Мы подружились с московским проектом «Картония». Я рассказал о них сотрудникам управления культуры и общественных связей администрации Северодвинска. Наши власти тоже организуют праздничное шествие на День города, и «Картония» идеально туда бы вписалась. Но у них есть определенные условия и расценки. Если администрация Северодвинска сможет их потянуть, они приедут. В одиночку такие суммы «Тайбола» не потянет однозначно. Дружим и с питерским театром «Странствующие Куклы Господина Пэжо». Надеюсь, что они к нам приедут. Может, и «Картония» сможет приехать усеченным составом или хотя бы приедет основатель проекта Сергей Корсаков с семьей. Очень радостно, что люди из этих проектов тепло к нам относятся и не пытаются выбить из нас деньги, а запрашивают минимальный гонорар.

Сейчас фестиваль пытается набрать некий информационный вес, и я начинаю подавать заявки на заграничные гранты, именно для расширения культурной программы. Там совсем другие суммы. Если удастся что-то выиграть, мы сможем официально привезти и «Картонию», и «Пэжо», и еще кого-то из Северной Европы.

На Солзу иностранцев провезти не получилось из-за близости к полигону. Я пытался официально провезти двух белорусов и одного киевлянина, и в итоге ФСБ отказала. На Мудьюге с этим не должно быть проблем. Более того, мы сейчас активно работаем с Северной Европой в надежде кого-нибудь привезти. Кроме художников и музыкантов, скорее всего, будут волонтеры движения «Aiesec». Существует множество программ, работающих по культурному обменому между Россией и Скандинавией, и сейчас я активно стучусь в эти двери. Вообще, иностранцы очень заинтересованы в том, чтобы приезжать сюда. Это нам кажется, что в Европе Земля Обетованная, а они стремятся в Россию, им здесь интересно. Еще нами заинтересовались ребята, которые делают фестивали на Кавказе, и мы собираемся сотрудничать с ними. Сейчас мне важнее всего достучаться до хороших людей, которым интересен фестиваль».

Полезное вдохновение

«Сейчас нам нужно обрасти силами, самое главное, организационными. Для администрирования такого большого фестиваля нужно много людей, которые были бы готовы отдавать себя до конца, отдавать все свое время. А таких людей очень мало. Нужно хотя бы несколько человек, которые будут постоянно работать над фестивалем в течение всего года.

Приезжать на застройку очень здорово, кто-то даже специально брал отпуск для этого дела. Это отличный отдых от города и повседневных забот и шанс лучше узнать самого себя. Это свежий воздух и смена деятельности. Ты делаешь какие-то полезные для фестиваля дела и смотришь, как из этих маленьких кирпичиков строится огромное здание. А потом смотришь на то огромное количество людей, которые приезжают и радуются тому, что ты построил. Это очень вдохновляет, куда лучше, чем все эти безумные психологические тренинги по мотивации и целеполаганию.

«Тайбола» – это и образовательный проект: человека узнает, как нужно вести себя в лесу, как правильно махать топором, как общаться с бабушками из соседней деревни. И в программе фестиваля множество мастер-классов: и спортивных, и музыкальных, и ремесленных. На фестивале мы собираем и показываем гостям лучшее, что есть у нас в области.

К сожалению, у нас не так много музыкальных коллективов, которые вписываются в фестиваль, а у фестиваля не так много средств, чтоб кого-то привозить. Хотелось бы, чтобы после «Тайболы» у людей появлялся запрос на такую музыку, и уже не я, а кто-то другой привозил такие коллективы.

Хотелось бы, чтобы на фестиваль приезжало 5–10 тысяч человек. Это немного, но хочется, чтоб эти люди ехали именно на фестиваль и понимали, зачем приехали. Город-завод – это проблема в пьющей стране, и на втором фестивале персонажей, которые пили в кустах, было больше, чем на первом. Но все люди хорошие, просто некоторые не знают, что можно отдыхать иначе. С этим тоже надо работать. А вообще, даже на второй «Тайболе» все было прекрасно по сравнению с другими массовыми мероприятиями типа Дня города. В первый год было порядка полутора тысяч человек, и все так или иначе друг друга знали, поэтому первый фестиваль был очень добрый – такая семейная идиллия. Хочется вернуться к этому ощущению». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 16 апреля 2014

Заголовок в газете: Новая мифология Мудьюга

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру