Фестиваль уличных театров! Понеслась!

Открытие девятнадцатого предъюбилейного принесло массу неожиданностей

Он давно стал для Архангельска традицией – то есть у него есть свои характерные закономерности. Но, как у любого живого процесса, есть и непривычные моменты, а сочетание привычного с неожиданным и привлекает взгляд. 

Открытие девятнадцатого предъюбилейного принесло массу неожиданностей

Небесная канцелярия: утверждено

Традиционно фестиваль устраивается в период белых ночей. Тут не то, что любой иностранец или житель средне-русской полосы шалеет – самим северянам становится не до сна: вечерними и ночными часами могут ходить всю неделю по фестивальным площадкам. Большинство – зрителями, а кто, глядишь, и в творчество ударяется.

Еще одна природная составляющая – частенько в это время в Архангельске бывает холодно или сыро. И вот стоит какой-нибудь голопузый испанский клоун на нашем Троицком проспекте, синеет, покрывается гусиной кожей и, задирая лицо к небесам, потом смотрит на публику и с драматической дрожью в голосе вопрошает: «Где же ваше солнце-то? Где же ваше лето?». Злые языки по этому поводу судачат: мол, Панов привозит артистов из самых разных стран мира (читай – со своей энергетикой), и хрупкая северная экосистема этого концентрированного дисбалансу не выдерживает – вот и прорывается то дождем, то холодом. Сильно прислушиваться к злым языкам не стоит: июнь сам по себе у нас всегда нестабильный. Потому на открытии нынешнего фестиваля неоднократно и с разных сторон звучали пожелания и заклинания хорошей погоды на предстоящую неделю. Кстати, отец фестиваля каждый раз обещает договориться насчет погоды с небесной канцелярией. Неужели получилось?

Где правда, а где бред – с ног на голову

Традиционно ведущая роль в происходящем – Виктор Петрович. Никогда не поймешь, роль это или на самом деле… В известном смысле, без него и любой спектакль молодежного – не спектакль, а уж фестиваль – и подавно! Панов открывает фестивальную декаду или неделю (это когда как получится), представляет новые коллективы, что и свойственно президенту фестиваля. И ругает власть – что тоже, заметьте, частенько присуще президенту, и даже не обязательно театральному. Ругать власть – тоже из разряда фестивальных традиций. Тут и сам фестиваль по профилю ведь с таким хулиганско-бунтарским духом. Но по преимуществу власть Виктор Петрович ругает весьма кудряво. Федеральную – практически всегда, а вот городскую или областную – по выбору. Видимо, в прямой зависимости от того, с кем приходится дружить (артистов иностранных кормить-расселять ведь деньги нужны!). Или от того, какой ветер дует между городом и областью. Два прежних года Панов очень заметно и всячески демонстративно дружил с мэром Виктором Павленко. Соответственно, не жаловал областное руководство. Теперь наоборот. Губернатор Игорь Орлов в этот раз даже официально открыл фестиваль, (как бы теперь тот самый дух-то волюнтаристский из фестиваля не повыветрился). А Виктор Петрович что-то вдруг прямо ополчился на архангельские шашлычные, и просто-таки требует превратить давно уже пешеходную набережную Архангельска в прогулочную зону. Досталось на орехи и «умным» антиалкогольным запретам, когда практически весь июнь нормальный, заметьте, человек, не алкаш, не малолетка и не псих не может прийти в магазин в удобное для себя время и купить то, что ему надо. А кто хочет нажраться, как справедливо заметил Панов, уже давно нажрался.

В общем, слушая фестивальное обращения Петровича к властям и народу, не покидает мысль, что именно здесь, на фестивале, несмотря на всю его несколько сумасшедшую сущность, витает что-то здравое, здорово отличающееся от того что витает в кабинетах. Это уж как повелось на Руси – рубить голую правду в обличии скомороха.

Всем плясать!

Традиционно для фестиваля и живое участие архангелогородцев и гостей города. Люди заранее интересуются фестивальной программой, приходят на площадки, особенно на шествие по поводу открытия фестиваля.

В этот раз это парад был особенно многолюдным – помогла погода. Правда, получилось все несколько кисловато: большая часть фестивальной процессии прошествовала по набережной от Вечного огня до театра драмы молчаливо и как-то вяло. Тогда как именно на площади всю процессию поджидала просто масса «свежего» народа, жаждавшего хлеба и зрелищ. Вот где бы разгуляться! Но все совсем закисло. Немного подправил ситуацию замечательный французский оркестр «Ля Банда дю Док» (еще одна очень ценная традиция фестиваля – приезд в Архангельск сильных уличных музыкантов) и темнокожие артисты, громко читавшие рэп с замыкающего шествие автомобиля в окружении накручивавших бедрами местных белокурых дев. Может быть, фестиваль, дойдя до второго десятка, требует «второго дыхания»: то ли за счет новых, невиданных, шумных и ярких иноземных артистов, то ли за счет полноценного и яркого участия местных коллективов, которые у нас заводятся до безобразия редко. А может, и зрителям давно пора перестать быть пассивной глазеющей массой. Ведь если карнавал – так он же для всех карнавал, а не только для артистов. Эй, поморы, хорош уже зевать! Все на улицы! И плясать, плясать! (почти по-маяковски).

И вдруг, не прошло и 19 лет…

Впервые за всю историю фестиваля на постоянные обращения Виктора Панова отозвался областной театр драмы. Полноценным вокально-хореографическим номером (сильно зловещим, правда). Сказалось, правда, традиционное гордое отсутствие драмтеатра на улицах города – номер получился очень даже неплохой, но больше сценический, академический – не совсем уличный. Молодежный театр, с другой стороны, представил номер со стиральными досками, который, надо полагать, задумывался как наш ответ Стомпу, но получился таким «уличным», как будто его придумали минут за пять до выхода на сцену.

Но большей неожиданностью для некоторых было какое-то уж очень уверенное присутствие на сцене областного драматического артистов из архангельской молодежки. Что вызывало больше вопросов, чем умиротворения от «долгожданного слияния» местных театралов. Кто-то из тех самых «некоторых» вообще склонен думать, что Виктор Петрович, подружившись с губернатором Орловым и его супругой, о чем лично заявил со сцены, теперь уже вплотную подобрался к руководству областным театром драмы. Однако, интрига…

Что смотреть на фесте?

Наш ответ: все, на что хватит сил и времени! Живое искусство – оно на то и живое, что часто от непосредственного внимания зрителей артисты как-то особенно хорошо дают представление. Нет пресловутой «четвертой стены», а отсюда искренность и душевность.

Ну, если кого заинтересуют мои предпочтения… Уже упомянутый выше оркестр «Ля Банда дю Док» – для ценителей настоящей живой музыки а-ля «Блюз-бразерз-бэнд» (для тех, кто в теме). Добрая клоунада в исполнении испанского «Джема» – для зрителей с детьми. Аскетично-сдержанные франко-испанские «Триад Номад», зрелищные испанские «Каль и канто», а также местные «Солнце маори» – соответственно на любителя. Конечно, эти коллективы – только часть фестивальной программы. Как-то очень хочется, например, увидеть то ли итальянцев, то ли испанцев в младенческо-клоунском проекте «Ле Дуе э ун Куарто». А еще бы не забыть зайти на «Черно-белую музыку немого кино»… Пока говорю только о том, что видел и представляю – некоторые коллективы еще не подъехали.

Интересен и объявленный Виктором Пановым задел на следующий, ХХ фестиваль. В оргкомитет заявилась целая когорта знаменитостей во главе со Славой Полуниным. Программа минимум на десять дней. И намек на «что-то вроде бразильского карнавала с участием двадцати девяти театров», на набережную как общую огромную центральную площадку без припаркованных тачек и «запаха горелого мяса»… Намек был послан по адресу – губернатор и господа из мэрии его услышали. Поживем – увидим, как говорится. Надо ведь еще на артистов нынешнего фестиваля посмотреть, девятнадцатого – он ведь в самом разгаре. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру