В Молодежном театре состоялась премьера спектакля с длинным и замысловатым названием

 «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» – название, которое вы вряд ли запомните до конца. Но это не имеет значения, ведь спектакль о любви.

В Молодежном театре состоялась премьера спектакля с длинным и замысловатым названием
Фото Анастасии Онучиной

 Не бойтесь неизвестного

Любовь неотделима от доверия, а жизнь полна сюрпризов, от которых мы сами же, по доброй воле, отказываемся. Все-то нам нужно знать заранее: что ждет нас дальше? И даже театру мы иной раз боимся довериться – будем звонить в кассу и спрашивать, о чем спектакль. Про этот спектакль спрашивали особенно много. «Так ведь если я расскажу вам сюжет, вы не придете», – досадует на недоверчивых зрителей Виктор Панов. А чем мы, собственно, рискуем, приходя на спектакль, о сюжете которого не имеем ни малейшего представления? Одним прекрасным вечером? А разве можно плохо провести вечер в Молодежном театре?

Зритель боится не понять спектакль. А художественный руководитель Молодежного театра не устает повторять: «Понимать надо в библиотеке – в театре надо чувствовать!» Для тех, кто все-таки пришел, не испугавшись странного названия пьесы румынского писателя Матея Вишнека, режиссер все же поясняет: «Человек из того мира приходит за человеком из этого мира, и ему нужно решить: рискнуть, пойти с ним, или остаться. Но как всегда все решает любовь».

Сюжет и яблоня

Всего два актера держат драгоценное внимание зала. Он – Евгений Новоселов, и однажды утром он обнаруживает в своей квартире Её. Она – Татьяна Харитонова, строга и загадочна, но как она здесь оказалась, совершенно непонятно – имени своего не называет, и на вопрос «А мы занимались любовью?» даже не думает отвечать. Но не буду много рассказывать о сюжете – очень хочется, чтобы вы пошли на этот спектакль в следующем театральном сезоне.

Вообще, сюжет здесь, наверное, не так уж и важен, хотя он есть, и даже четко прослеживается. Спектакль понравится зрителям, которые любят диалоги и готовы ловить каждое слово. Но что же важно? Видеть, слышать и чувствовать. Проживать каждый момент спектакля здесь. Важно вспомнить себя в минуты сомнений в реальности происходящего. Вспоминайте, ведь у каждого из нас хотя бы однажды мир оказывался не тем, к чему мы всегда были готовы. И еще, вспомните, смотрели ли когда-нибудь ваши близкие сквозь вас, не разглядев вас самих за собственными иллюзиями? «Моя мать смотрела на меня так удивленно, словно вместо меня в комнату вошла яблоня, которую отец посадил в честь моего рождения!». Возможно, этот спектакль о каждом из нас, о нашей невыразимой тоске по чуду и безграничности существования, о желании вырваться из порочного круга тяжелых воспоминаний и мелких проблем.

Смотреть и слушать

В этом спектакле особенно важно следить за движениями, перемещениями, жестами. Над пластикой работала руководитель питерского театра «Крепостной балет» Елена Прокопьева, уже знакомая нам по работам над «Я пришел дать вам волю» и «Домом Бернарды Альбы». Спектакли получились очень чувственными, живыми. Возможно, свежая премьера уступает предыдущей по зрелищности, по крайней мере, до определенного момента, зато она очень необычна и экспериментальна. Вообще, наверное, не стоит пытаться сравнивать спектакли, где задействована большая часть труппы и спектакль с двумя основными и несколькими вспомогательными ролями.

Интересно следить за сменой костюмов героини: нижнее белье и мужская рубашка сменяются элегантным вечерним платьем и хитро скроенным нарядом. Каждый костюм не случаен. В качестве реквизита использовано несколько странных предметов, но они появятся очень вовремя: и игрушка-волчок, и яблоки, и то, что вы увидите в конце спектакля.

Здесь бесконечно важно слушать. Из каждого сообщения в автоответчике телефона мы узнаем о Нём что-то новое, но то, что Он оставляет, не жалея. Да, Он все-таки играет на саксофоне, правда, уже в исполнении Степана Полежаева. Кажется, это редкий случай, когда актеру нужно сыграть самого себя: изысканного, печального, талантливого музыканта. Саксофонисту тесно в окружающей его реальности, и не зря Она приходит к нему, увлеченная его игрой.

Фото Анастасии Онучиной

Сказать что-то важное

«Скажи «А», как будто ты хочешь сказать, что любишь меня! А теперь скажи «А», как будто ты хочешь сказать, что никогда больше не хочешь видеть меня! Скажи «А» мысленно, как будто ты хочешь сказать мне что-то важное», – встретив Её, Он учится слышать себя. Учится доверять Ей. Она расскажет Ему, что тишину нужно слушать, а пустоту можно почувствовать. «Они занимались любовью с моими мыслями! Я хочу, чтобы они занимались любовью с тем моментом, когда мы будем заниматься любовью!».

«История медведей панда …» – размышление о любви. Именно она помогает Ему посмотреть в огромные глаза своему экзистенциальному страху и победить его, стать свободным от условностей, от самого себя, слиться с бесконечностью, чтобы вскоре встретиться с Ней снова. Спектакль-встреча стал спектаклем-медитацией. А название? Терпеливый зритель будет вознагражден в самом конце.

Авангард и необъяснимое

– Еще с тех пор, когда наш театр был Экспериментальной городской студией, мне проще давались пьесы абстрактного, авангардного толка. Злотников, «Два пуделя» Петрушевской – все это было запрещено, а я это ставил, – вспоминает Виктор Панов. – Я ставил пьесу Туррини «Охота на крыс». Сценографией занимался Борис Копылов. Это был шикарный, красивый спектакль – мы построили на сцене пирамиду из барахла, которым начали обрастать. А потом появилась тоненькая книжка «Театр абсурда», где были Ионеско, Беккет, которые, кстати, не считали себя авангардистами. Потом я ставил «Лысую певицу» Ионеско. Вот завела меня пьеса, и все тут. С «Историей медведей панда» то же самое. Это, как любовь, а ее объяснить невозможно.

Мы очень долго репетировали: у нас поменялся актерский состав. Актеры сами не верили в это дело, и я взял Таню и Женю. Над спектаклем работала Елена Прокопьева, но с ней мы разошлись – каждый делал что-то свое, мы стали мешать друг другу. В драматическом театре самое важное – это слово, пластика потом.

Фото Анастасии Онучиной

Девять ночей и два саксофониста

Работа шла очень трудно. Каждое из девяти Ее появлений нужно было тщательно продумать. Девять ночей должны были получиться разными. Один из режиссеров, который хотел ставить этот спектакль, сказал, что тут должно быть много секса.

– Нет! Я знаю, там, куда отлетает душа, все иначе. Там важна мысль: «Скажи мне «А»...» – ведь это она его готовит! Есть такая теория, что там, наверху, боятся не нас, а наших мыслей. А когда ты видишь птицу в пустой клетке – это же вообще какое-то сумасшествие, не каждый на это способен. Здесь показан переход человека в другую реальность, где общение только с помощью мысли, на расстоянии. Я делал спектакль о том, что любовь не знает границ: она здесь, она там, после смерти, и Бог есть любовь.

Изначально Его играл Степа Полежаев, он же саксофонист. И актриса была другая. Но не было стыковки. В итоге Степа отказался – приехал Искандер Сакаев ставить «Затворника и Шестипалого», там у него была главная роль. Я попробовал на роль Женю Новоселова, но он не играет на саксофоне. Пробовал учиться играть – ничего не вышло. И тут меня осенило – ведь Он говорит в начале: «Не было у меня с собой никакого саксофона!». А значит, здесь включается Её воображение, и тогда появляется другой саксофонист в исполнении Степы. Мы не могли от него отказаться, он очень талантливый.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 23 апреля 2014

Заголовок в газете: О любви и тишине

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру