Находка под Северодвинском вывела нас на историю легендарного полка и замечательного человека

 В 2013 году в болоте на траверсе от Северодвинска на полосу Васьково были найдены обломки самолета МИГ-15. Неприметная, казалось бы, находка, но, покопавшись в деталях, мы обнаружили сразу две страницы боевого прошлого страны.

Находка под Северодвинском вывела нас на историю легендарного полка и замечательного человека
Самолет-памятник МИГ-15 на территории бывшего штаба 10-й отдельной армии ПВО. Нынешнее местоположение его неизвестно.

Самолет – мотор…

Итак, мы начали с того, что обратились к директору Музея авиации Севера Николаю Кононову, который и рассказал, что, вероятнее всего, самолет перегоняли из Кореи, но на финальном этапе он потерпел аварию. Останки летчика обнаружены не были, поэтому есть предположение, что ему удалось выжить. На этих самолетах стояли двигатели ВК-1А, один из которых стал частью музейной экспозиции.

– Мы очень рады, что этот двигатель попал к нам в музей, – говорит Николай Николаевич. – Кстати говоря, его техническое состояние тянет на хорошую четверочку, но небольшая реставрация все же нужна.

– Чем же уникален двигатель ВК-1А?

– Это один из первых серийных реактивных двигателей, который ставился на первых серийных истребителях, это МИГ-15, МИГ-17. После того как самолеты стали списывать, эти двигатели стали использовать для обдува взлетно-посадочной полосы и рулёжек от снега, льда, воды. Тот, что стал музейным экспонатом именно так и использовался. Эти двигатели до сих пор работают таким образом, несмотря на то, что разрабатывались они в середине сороковых. Это своего рода тоже уникальный факт. Разработка ВК-1А принадлежит не нашим конструкторам. После войны Советский Союз использовал и немецкие двигатели, и свои, но такие, с маленьким ресурсом, нельзя было назвать устойчивыми. И вот закупили NENE у англичан сорок штук, над доработкой которых трудились уже наши ученые. Двигатель уникален еще и своей конструкцией: 9 камер сгорания, которые находятся не в кольце, а расположены отдельно, компрессор центробежный, то есть воздух забирается сбоку. Я сам военный летчик-истребитель и успел полетать на Миг-17 в 1976–1977 годах, поэтому к данному двигателю у меня особое отношение.

– Вы сказали, что помимо обслуживания взлетных полос такие двигатели стояли на старых МИГах, среди которых и тот, что лежит в болоте под Северодвинском. А что этот самолет делал в Корее?

– Там во время Корейской войны в 1951–1953 годах воевал Берлинский 518-й полк, который базировался в Архангельске. На его счету 36 сбитых американских самолетов. А летал полк именно на самолетах Миг-15 с двигателями ВК-1А.

Двигатель ВК-1А

...и человек-мотор

Таким образом, двигатель вывел нас на 518-й Ордена III степени авиационный истребительный полк. Сегодня он уже не существует – был расформирован в 1998 году. Причина достаточно прозаична – сокращение. Тем не менее, история полка не канула в Лету – оказалось, что память о нем бережно хранят в музее средней школы №12, что в Талагах. Туда мы и отправились. Школьный психолог Лариса Скобелева рассказала о славной истории легендарного полка. Выяснилось, что начальником командного пункта 10-й отдельной армии ПВО, в состав которой и входил 518-й, в свое время был Василий Ганзя – ветеран летчик-истребитель, прошедший Великую Отечественную, который до сих пор дружит со школьным музеем своего полка и, несмотря на преклонный возраст, принимает активное участие в школьных мероприятиях. При поддержке Василия Тихоновича был открыт школьный музей, он часто проводит уроки мужества. Его собственная история не менее интересна, чем история знаменитого полка.

– Это уникальный человек, – рассказала Лариса Евгеньевна. – Воевать он начал в 1943-м после окончания летного училища и прошел ее до конца. В 1941 поступил в Харьковское (Чугуевское) военное авиационно-техническое училище на ускоренные годичные курсы. К тому времени летчиков готовили по ускоренной программе, поскольку наша страна повышала свою обороноспособность.

Вот как вспоминает 22 июня 1941 года сам Василий Тихонович:

– В 4 часа утра курсантов подняли по тревоге и направили в близлежащий овраг за пределами школы. Шел дождь, мы промокли, замерзли и не понимали, зачем нас здесь собрали. Потом командир отряда объявил: «Началась война, немцы напали на нашу Родину».

В условиях приближения линии фронта к Харькову обучение курсантов имело специфический характер, поскольку подняться в небо для того чтобы отточить свое мастерство стало практически невозможным. Враг был рядом. Осенью 1941-го семь эскадрилий школы разместились вокруг Чимкента, и учебные полеты стали проходить от рассвета до заката. В таких условиях оттачивались и вводились новые приемы ведения боя. Из тех курсантов, что успешно проходили учебу, сформировывались спецотряды, которые после дополнительной подготовки отправлялись на фронт. В 1942-м Василий Тихонович проходил обучение на центральных восьмимесячных курсах усовершенствования офицерского летного состава войск ПВО в Пензе, где был сформирован 383-й истребительный авиационный полк.

Полк Василия Тихоновича приступил к выполнению боевой задачи на Курской Дуге по прикрытию наземных войск степного фронта в стадии его формирования. В апреле 1943 младший лейтенант Василий Ганзя совершил свой первый боевой вылет.

– Во время битвы наша авиация завоевала господство в воздухе и удерживала его до конца войны, – вспоминал Василий Тихонович.

За период Курской битвы Василий Ганзя сбил семь самолетов-разведчиков. За прикрытие наземных войск награжден медалью «За боевые заслуги». Также 383-й полк защищал опорный город Курской Дуги город Елец и железнодорожную станцию в 5 направлениях.

После Курской битвы летом 1943 года 383-й истребительный авиаполк перебазировался в Брянск, дальше уже в составе 144-й истребительной авиадивизии ПВО Василий Тихонович освобождал от фашистов Белосток, Польшу и Пруссию. Победу встретил в Гродно. Василий Тихонович награжден тремя орденами Красной звезды, орденом Боевого красного знамени, орденом Отечественной войны II степени, орденом «За службу Отечеству».

Как мы уже рассказывали выше, после войны, в 1962 году, Василий Ганзя был назначен начальником командного пункта 10-й отдельной армии ПВО. С 1983-го по 1986 годы Василий Ганзя – помощник начальника штаба гражданской обороны Архангельской области и ее центра по материально-техническому обеспечению.

И сейчас ветеран в строю – он активно участвует в патриотическом воспитании молодежи столицы Поморья, выращивает богатый урожай на даче, раздавая его друзьям и знакомым. «Секрет моего долголетия прост – никогда не сидеть без дела, быть постоянно в труде, – признался Василий Тихонович в день своего 90-летнего юбилея в октябре прошлого года. – И сегодня настроение боевое – рад встретить старых друзей!». Кстати, и завтра, в День Победы, он будет почетным участником праздничного митинга.

Сколько интересного. А началось все с, казалось бы, обычного двигателя… 

Василий Тихонович Ганзя

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 8 мая 2014

Заголовок в газете: Пламенные моторы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру