По самым скромным подсчетам до конца текущего года, чтобы выполнить программные нормы и оправдать деньги, выделенные Фондом содействия реформированию ЖКХ, в новое жилье должны переехать почти восемь с половиной сотен жителей Поморья. Из 16 тысяч квадратных метров областного долга перед обитателями аварийных бараков 13 тысяч должен построить Архангельск. Однако если посчитать все претензии областного центра с тремя небольшими домиками на Конзихинской и 16 таких же, намеченных к строительству в Цигломени, выйдет ли 13 тысяч квадратов?
А деньги фонда при любом отрицательном раскладе придется возвращать муниципалитетам. Откуда именно городская управа снимет финансирование, чтобы вернуть в Фонд миллионы, уже заплаченные тем или иным нанятым мэрией подрядчикам. Ситуация с «Импера Нова» – это история, характеризующая абсолютную беспомощность городских властей хоть как-то контролировать процесс. Напомним, область уже взяла на себя окончание картонного долгостроя на Доковской.
Но если у Доковской появился теперь хоть какой-то хозяин, то дела с остальными участками особого оптимизма не вызывают. Дело в том, что выполнение программы было бы куда более реальным, если бы дома строились высотные, в девять или больше этажей. Но Архангельская администрация фактически провалила условие Фонда содействия реформированию ЖКХ по обеспечению минимум семидесяти процентов домов приборами учета. А именно это условие является пропуском к разрешению строительства домов выше трех этажей. На высотки куда проще найти инвесторов – понятно, что места девяти- и шестнадцатиэтажные дома занимают меньше, подвести туда коммуникации проще в силу того, что на одном пятачке находится целая куча квартир. Можно, конечно, и дальше выдавать малоэтажное социальное строительство за панацею, но сомнительно, что это так.
Под лежачий камень…
Мэрия Архангельска по обыкновению оправдывается: «Многоэтажное строительство является наиболее выгодным с точки зрения эффективного расходования бюджетных средств. Но по федеральному закону №185 средства по программам расселения аварийного жилья могут быть направлены на строительство многоэтажных домов, только в случае если жилфонд оборудован общедомовыми приборами учета. При этом на сегодня в столице Поморья общедомовыми счетчиками теплоэнергии оборудовано 97,2% домов, электроснабжения – 71,7%, водоснабжения – 19,4%. Таким образом, проблема соблюдения условий Фонда реформирования ЖКХ в части многоэтажного строительства заключается исключительно в установке общедомовых приборов на воду».
Толчение воды в ступе, оказывается, и есть то, что городская администрация противопоставляет очевидному факту – условие Фонда не выполнено, и строить многоэтажки ей нельзя. Но власти Архангельска опять же предлагают решение: поскольку оснащение приборами учета является компетенцией собственников жилья, которое по большей части приватизировано, а собственники не торопятся принимать решение, то мэрия предлагает отдать вопрос на растерзание своему «Водоканалу». МУП должен делать это «за счет собственной прибыли, либо за счет привлеченных инвестиций с взысканием расходов с владельцев квартир». Но поскольку вся прибыль «Водоканала» вместе с 50-процентными потерями воды орошает болотистую почву Архангельска, то вновь нападкам подвергается областное агентство по тарифам и ценам, которое-де никак не желает установить повышенный, но «экономически обоснованный» тариф для горожан, заставив архангелогородцев платить за воду, которая до них не доходит.
Цигломенское болото
Что касается разработки мэрией отдаленного участка для строительства соцжилья в Цигломени, то городская управа сетует на то, что подготовка необходимых документов занимает очень много времени. В частности, там заявляют: «Подготовка градостроительной документации занимает в среднем 4 месяца из-за того, что землей в городе распоряжается областное правительство, проектирование занимает до 6 месяцев, прохождение госэкспертизы 30 дней плюс, как правило, такой же срок уходит на устранение замечаний… и не менее двух месяцев занимает проведение конкурсных процедур». Здесь также есть основания предположить, что отцы города лукавят. Ведь выбором участка занимается именно мэрия. Внутри этой структуры происходят все операции с землей, а областное минимущества всего-навсего утверждает. Причем, как заявляют в правительстве, они готовы пойти на максимальное сокращение процедур. Однако городская власть, называя максимальные сроки рассмотрения документов, объявило аукцион на Цигломень лишь… 16 мая. При этом разговоры о цигломенском рае ведутся уже очень давно. В частности, 13 апреля 2013 года департамент муниципального имущества мэрии подготовил схему участка и скинул ее в областное министерство имущественных отношений. Министерство запросило сроки, на что в мэрии ответили, что им вообще схема не нужна, поскольку есть копия. В мае 2013 года минимущества написала на имя заместителя мэра Чиненова запрос предложение по созданию всей необходимой документации по участку. Городская управа в рамках своих полномочий от сотрудничества с минимущества отказалась, заявив, что все вопросы по цигломенскому участку будут решать сами. То есть уже с 30 апреля прошлого года мэрия могла начинать работать по подготовке градостроительных документов, проектированию и всему прочему. Однако вместо всего этого в конце второй декады мая уже 2014 года чиновник Чиненов заявил губернатору Орлову, что аукцион на строительство домов по улице Цигломенская был проведен только 16 мая, поскольку в областном центре отсутствует проектно-сметная документация. Это значит, что заключение контрактов с подрядчиком затянется до конца июня. Что делала мэрия в рамках своих амбиций и полномочий целый год, остается тайной, покрытой мраком. Сам сайт мэрии утверждает, что по нормативам возведение построек, подобных цигломенским, занимает 11 месяцев. Прибавим их к концу июня, и станет понятно, что ни о каких нормативах программы переселения не может быть и речи, поскольку установленный срок сдачи домов в Цигломени заканчивается 31 декабря 2014 года. Кстати, в этот же срок входит и плановый снос расселяемых аварийных бараков. Чем это грозит? Все просто: очередным срывом условий финансирования, возвратом денег в Фонд и очередным исключением Архангельска из программы. В общем, все как всегда.
Мэр или сити-менеджер
Полпред Булавин, к слову, перед заседанием по поводу проблем расселения ветхого и аварийного жилья в области сообщил, что вопрос обсуждения будет напрямую касаться муниципалитетов-аутсайдеров, лидером которых является столица Поморья, получившая от своих руководителей название «локомотива программы».
Итак, уже есть предположения, что над экстренно отбывшим на отдых мэром Павленко сгущаются вполне конкретные тучи. Кстати, и широкое обсуждение введения в стране института сити-менеджеров напрямую касается неспособности муниципальных властей выполнить конкретную программу переселения из ветхого жилья. Когда мэр и его команда попросту не способны контролировать строительство, выбирать добросовестных подрядчиков строительства, мониторить процесс заказанной стройки и прочее, то в федеральном правительстве обоснованно полагают, что во главе муниципалитета должен встать эффективный сити-менеджер вместо недееспособного мэра. Получая сотни миллионов рублей федерального бюджета на исполнение программы, плюс миллионы областной и муниципальной казны, архангельский городничий и сформированная им бригада соратников оказались способны лишь на то, чтобы даже не оправдываться в своей недееспособности, а напрямую переваливать свои косяки на чужие плечи.
И если в возможности муниципалитетов области выполнить, пусть с некоторыми накладками, задачи, поставленные Фондом, можно допустить, что они справятся со своими полутора-двумя десятками квартир, можно то возможности мэрии Архангельска выполнить требования Президента с расселением сотен людей до конца текущего года вызывают серьезные сомнения.