Блондинка за рулем? Чепуха! А вот барышня за штурвалом самолета – это уже посерьезнее будет…

 Никакие идиотские стереотипы вроде «блондинки за рулем автомобиля» здесь не работают. Каково это – быть единственной в отряде девушкой-пилотом, мы узнали у нашего воздушного рулевого Марии Казанцевой.

Блондинка за рулем? Чепуха! А вот барышня за штурвалом самолета – это уже посерьезнее будет…

До Соловков нас вез небольшой самолет L-410 чехословацкого производства. Посадочных мест всего девятнадцать, и первый ряд упирается прямо в перегородку между салоном и кабиной пилот. По салону прошла молодая девушка, которая и заняла место за левым штурвалом. Сразу вспомнились все эти анекдоты, однако они сразу же показались неуместными – их выветрило первыми же щелчками тумблеров на пульте и звуками заработавших двигателей… Согласитесь, девушка и байк – это уже мощно. А вот девушка и самолет!..

– Ты единственная девушка-пилот?

– В регионе, получается, единственная.

– Ты сидишь в кресле второго пилота. А доводилось когда-нибудь управлять самолетом самостоятельно?

– В авиации такого нет, чтобы вести самолет без командира. Я пока только стремлюсь к тому, чтобы стать командиром воздушного судна.

– А сколько еще тебе осталось стремиться к тому, чтобы стать главной на борту?

– Думаю, еще очень и очень долго. В будущем я все-таки хочу попасть на большую технику. Для этого нужны специальные знания и навыки.

– Большая техника – это что?

– Например, те же Боинги, Эйрбасы…

– А для того чтобы начать летать на Л-410 что нужно пройти?

– В прошлом году я окончила Краснокутское летное училище в Саратовской области.

– Ты из Саратова?

– Я родом из Ставрополя.

– Родом из Ставрополя, училась под Саратовом, а летаешь на Севере… Получается, у пилота нет родины?

– Родина, конечно, есть, хочется съездить домой, побыть с родителями, друзьями, но желание летать пересиливает все. Сейчас сразу после учебы очень проблематично найти место работы, поэтому, когда узнала, что есть возможность приехать сюда, долго раздумывать не стала.

– Вот, когда ты поступала в летное училище, там сильно удивились такому, казалось бы, неженскому желанию? В летном вообще много девушек?

– Процентов десять, наверное.

– Обычно девушки, если и видят себя высоко над землей, то в роли стюардессы…

– Ну, это смотря, какие девушки. Я всегда считала, что человек способен заниматься тем, к чему стремится. Если девушка стремится стать стюардессой, то почему нет? Я с самого начала стремилась летать не в салоне, а в кабине пилота.

– Но ведь одного желания стать пилотом мало. Надо еще что-то…

– Желание – это главное. Надо просто любить летать, любить авиатехнику, самолеты… Все остальное приложится.

– Когда ты в первый раз оказалась за штурвалом, что чувствовала?

– Это было уже достаточно давно, мне тогда было всего 17 лет. Я поступила в аэроклуб и заканчивала курсы подготовки полетов на ЯК-52 – это небольшой двухместный самолет, впереди курсант, сзади инструктор. Помню только состояние эйфории…

– А сейчас на какие расстояния приходится летать?

– Самое дальнее – Москва. Но в основном пока приходится летать по области: Мезень, Вельск, Котлас, Лешуконское, Соловки…

– Наверное, после того как самолет начинает набирать высоту проявляются какие-то черты характера, которые на земле работают в «спящем режиме»?

– Появляется желание взять все в свои руки.

– Ну, а взять в свои руки командирский штурвал – что для этого еще нужно?

– Нужен опыт работы, большое количество часов налета и, конечно, определенные лидерские качества, способность принимать самостоятельные решения…

– Вы имеете в виду разные внештатные ситуации. Случались такие на твоем летном веку?

– Я еще не так долго летаю и с таким не сталкивалась. Но пилота начинают готовить ко всему с самых ранних этапов подготовки. Есть Федеральные авиационные правила, в соответствии с которыми нужно действовать. И особые случаи, которые могут произойти на борту воздушного судна, отрабатываются на тренажерах.

– Что ты делаешь, когда прилетаешь куда-нибудь в незнакомое место? Есть время и возможность погулять, познакомиться с местными достопримечательностями?

– Обычно мы выполняем плановые рейсы, поэтому особо времени на что-то нет. Да и, честно говоря, больше меня интересует пока выполнение самого полета. Есть еще много пробелов, которые необходимо восполнять, знаний, которые можно получить только в полете, навыков, которые нужно шлифовать.

– Как чувствуешь себя в мужском коллективе? Есть, может, со стороны коллег какое-то особое отношение?

– Отношение к пилоту зависит, прежде всего, от его профессионализма. Пилот вообще – это особый образ жизни, особый образ мышления… Чтобы быть в этой профессии, нужно иметь, если можно так сказать, высокие моральные качества?

– Моральные? Это как? Все время в форме и не позволять себе ничего лишнего? Как Штирлиц? Ты же молодая и красивая девушка. Ходишь на дискотеки?

– Не особо это люблю. Но зато очень нравится тяжелая музыка…

– Вот как? И что у тебя в плэй-листе?

– Metallica, Texas Hippie Coalition, вообще очень нравится южное направление метала – много всего…

– Это то, что ты слушаешь во время полета?

– Могла бы, конечно, но во время полета не стоит – тут надо, чтобы все внимание было на другом. Все-таки я отвечаю за жизнь людей, поэтому пренебрегать какими-либо правилами – это в другой жизни. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 30 июля 2014

Заголовок в газете: Первым делом - самолёты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру