Кто «заказал» предпринимателя Быкова?

Алексей Горяшин – один из главных свидетелей обвинения – дал в суде показания по делу Алексея Пеункова и его предполагаемых соучастников.

В Архангельском областном суде продолжается рассмотрение дела о давних заказных убийствах предпринимателей Константина Быкова (июль 2004 года) и Дмитрия Агронского (май 2006-го). На скамье подсудимых – предполагаемый организатор обоих преступлений Алексей Пеунков, а также Георгий Евдокимов и Альберт Тазеев, которых обвинение называет соучастниками убийства Быкова.

Дело слушается с участием присяжных заседателей, а это значит, что все участники процесса обязаны соблюдать строгие правила.

К примеру, присяжные не должны получать никакой информации о личности подсудимых или свидетелей. Прежде чем представить заседателям доказательства, суд в их отсутствие решает, можно ли доводить это до сведения коллегии. Если в речи гособвинителя или адвоката все же прозвучала какая-то характеристика, судья их останавливает и просит присяжных не принимать во внимание определенные слова.

Сейчас свои доказательства представляет сторона обвинения. На днях дал показания один из главных ее свидетелей – Алексей Горяшин, бывший друг и компаньон Алексея Пеункова. В апреле этого года Соломбальский районный суд признал Горяшина виновным в убийстве Быкова и его охранника, совершенном организованной группой, и приговорил к 11 годам лишения свободы. К тому времени он уже был осужден за покушение на убийство предпринимательницы, совокупный срок составил 18 лет.

Но судья попросил присяжных не обращать внимания на то, что свидетель прибыл в суд в наручниках и под конвоем. Аналогичная

просьба прозвучала и в отношении сведений о, скажем так, интересном бизнесе, который вели Горяшин и Пеунков. Все это – тоже характеризующие данные…

Бизнес «на отношениях»

Два Алексея знают друг друга с детства – росли в одном соломбальском дворе. А с предпринимателем Константином Быковым Горяшин, которому сейчас сорок лет, водил знакомство с 1998 года. У них был совместный бизнес – поставки горюче-смазочных материалов на лесозаводы и другие предприятия. Быков имел хорошие связи в банковской сфере и помог Горяшину получить трехмиллионный кредит.

— Взаимоотношения в бизнесе Быков не всегда выстраивал официально, не оформлял свое участие в предприятиях, – рассказал в суде Горяшин. – Кредитовался он, что называется, на отношениях. Несколько миллионов ему предоставили по одному звонку в банк (тут прозвучало название известного в Архангельске фи-нансового учреждения, которое работает по сей день.– Авт.). Благодаря Быкову в конце девяностых предприятие «Лесторгсервис», учредителем которого был я, получило возможность поставлять нефтепродукты на ЛДК имени Ленина.

В качестве принадлежавшего Быкову свидетель упомянул предприятие «Стенфор». И пояснил: предприятий вообще было много разных, одни закрывались, другие открывались, в какие-то он даже не «влезал», а просто получал деньги из одного источника – от Быкова и его партнера Николая Штанько (убит весной 2004 года).

Параллельно Горяшин был в «очень хороших, дружеских и компаньонских» отношениях с Пеунковым, которому в начале двухтысячных понадобились день- ги на новый бизнес.

— Почему Пеунков обратился за помощью именно к вам? – спросил Горяшина один из адвокатов.

— Он видел благополучие моего предприятия и поинтересовался, как мне удалось этого достичь. Я рассказал, что Быков открыл мне кредитную линию. У нас с Пеунковым был еще бизнес по изготовлению подпольной водки, но он стал давать сбои. После этого Пеунков решил заняться лесозаготовительным бизнесом, на который ему требовалось полтора миллиона. Он обратился ко мне, я переговорил со Штанько, затем с Быковым.

На предварительном следствии Горяшин показал, что Быков согласился не сразу, так как с недоверием относился к Пеункову.

Но Штанько уговорил партнера. В 2000 году кредит был предоставлен с условием: тридцать процентов прибыли Пеунков ежемесячно отдает Быкову. Свою долю в этой сумме получали Штанько и Горяшин (по его словам, то была плата за посредничество в получении кредита). Причем сам кредит тоже надо было вернуть с процентами.

В суде адвокаты Пеункова пытались уточнить, что же это было: кредит, заем, инвестирование? Свидетель ответил, что с юридической стороны они вопрос вообще не рассматривали. Все было «на отношениях» и неофициально. Такой бизнес.

Разборки

Пеунков стал выполнять условие. Приезжал с записанными расчетами, отдавал деньги. Но к 2003 году у Быкова появились сомнения в том, что должник показывает реальную прибыль.

— До Константина стали доходить сведения, что бизнес у Пеункова разрастается: появляются новые предприятия, техника, компаньоны с ресурсами.

При этом сумма, которую он выплачивал Быкову, не увеличивалась. Условно говоря, деньги «крысились». В связи с этим у Быкова возникли претензии к Пеункову, а заодно и ко мне. Но мы настаивали, что деньги отдаются в полном объеме, – пояснил Горяшин в суде.

Начались разборки – поначалу словесные. К примеру, Быков узнал, что предприятие Пеункова приобрело плот у одного из леспромхозов области, и счел это еще одним доказательством процветания его бизнеса.Константин контролировал этот ЛПХ и «притормозил» плот до решения вопроса о сумме прибыли.

Летним вечером 2003-го Быков и Штанько назначили Пеункову встречу в одном из баров Архангельска. На ней присутстствовало не- мало свидетелей – Горяшин, директор того ЛПХ, охранники... Быков высказал свои претензии. Разговор шел на повышенных тонах. Но тогда как-то удалось все уладить, и плот передали по назначению.

Однако главный конфликт – по поводу 30 процентов прибыли – только разгорался. Встречи на эту тему продолжались. На предварительном следствии Горяшин рассказывал про организованную Быковым «акцию устрашения» – избиение Пеункова, который захотел «отделиться от коллектива», и его друга Ларькина (эту информацию присяжных также попросили не брать во внимание).

Но «коллектив» в итоге все равно раскололся. Горяшин примкнул к отделившемуся Пеункову.

Ликвидация

— Когда конфликтная ситуация накалилась до предела, Пеунков сообщил мне, что Быков намерен передать правоохранительным и налоговым органам спи- сок предприятий Алексея для проведения проверок по ним, – показал Горяшин в суде. – Мы оба были в шоке. Зная не понаслышке огромные возможности Константина, я нисколько не сомневался, что он мог одним звонком прекратить всю предпринимательскую деятельность Пеункова. Алексей потерял бы рынок сбыта – лесозаводы, его компаньоны тут же бы разбежались. Бизнес, который был его детищем, просто перестал бы существовать. И мы при- няли совместное решение о ликвидации Быкова.

Горяшин рассказал о том, как летом 2004 года планировалось преступление и распределялись роли. Себя и Пеункова назвал организаторами. Оба приобрели по

автомату. Киллерами изначально должны были стать Валентин Заборский и брат свидетеля Денис Горяшин (он дал показания в суде за день до Алексея). Но 16 июля Дениса арестовали за другое преступление. Тогда Пеунков договорился об исполнении убийства с Ларькиным.

Последний покончил с собой в СИЗО в ноябре 2013 года, в суде были оглашены его признательные показания, присяжным показали видео- запись проверки показаний Ларькина на месте. Личный телохранитель Пеункова Альберт Тазеев, по словам Горяшина, консультировал по организации убийства (тут при- годился его опыт участия в боевых действиях), следил за состоянием оружия, доставил Заборского и Ларькина на место преступления, сообщил им по телефону о приближении автомобиля с Быковым. Георгий Евдокимов по просьбе Пеункова приобрел машину и вывез киллеров с места убийства.

Преступление обсуждалось и готовилось в офисах Пеункова – в частности, на Дачной, 66. По последнему адресу Пеунков и Горяшин даже проживали перед совершением убийства, поскольку тоже боялись покушений со стороны Быкова, а здание хорошо охранялось.

— Может, это цинично прозвучит, но мы постоянно проводили совещания по данному вопросу (организации убийства. – Авт.), – рас- сказывал Алексей Горяшин. – Изучали маршрут Быкова, пристреливали оружие, приобрели камуфляжную форму и рации, чтобы быть в курсе переговоров правоохранительных органов... Но в какой-то момент Пеунков поднял вопрос о том, что задействованы слишком много близких людей и это позволит легко выйти на нас. Решили поискать снайпера на стороне. С этой целью я отправился в Санкт- Петербург. Но вскоре Горяшину позвонил Заборский: Пеунков сказал, что ситуация обострилась и надо действовать немедленно. Горяшин, по его словам, сам созвонился с Пеунковым, после чего прекратил поиски снайпера и отправился в Москву. Там, в одном из мотелей, после убийства Быкова собрались многие из его участников...

Напомним, автомобиль, в котором ехал Константин Быков и двое его охранников, был расстрелян во втором часу дня 23 июля 2004 года на перекрестке Кировской и Мостовой. Предприниматель скончался в больнице. Охранник Дмитрий Лебедев погиб на месте, его напарник Сергей Ермолин отстреливался, был тяжело ранен, но выжил и тоже дал показания в процессе, который идет в областном суде.

Убийство Быкова стало лишь звеном в цепи преступлений, которая сковала криминальный бизнес тех лет. Одних «ликвидаций» было столько, что пальцев на руках не хватит. Как сказал в суде Горяшин, тогда происходило «много интересных событий»... Причастны ли подсудимые к убийству Константина Быкова, решат присяжные заседатели. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру