Мэрия неоднократно оправдывала такое состояние транспорта тем, что сама отрасль без вливаний со стороны областного бюджета является убыточной. В результате цены на билеты время от времени приходится повышать. Тем не менее, сколько бы ни повышались цены за проезд, ни парк, ни уровень сервиса не становятся лучше ни на йоту.
Авторабы
В заложниках городского транспорта оказались обе стороны: и водители, и пассажиры.
Первых, по их же заявлениям, терроризирует руководство муниципальных автотранспортных предприятий АПАП-1 и АПАП-2. Даже свои маленькие зарплаты вовремя получить случается далеко не всегда. Совсем недавно по транспортным МУПам прокатилась серия пикетов и выступлений, что, впрочем, ситуацию никак не улучшило.
Наоборот, руководство автобусных организаций, судя по всему, намерено попросту заполнить образующиеся бреши вынужденными штрейкбрехерами – работу в АПАПах принялись предлагать беженцам с юго-востока Украины. По крайней мере, на ярмарке вакансий, проведенной для беженцев седьмого августа, вакансий для этих предприятий было представлено около двухсот. Куда делись или денутся те две сотни работников, которым контора ищет замену, догадаться нетрудно: не нравится – проваливай, свято место пусто не бывает. При этом ни сам автопарк, ни количество маршрутов практически не изменились. Наоборот, судя из сюжета ВГТРК «Поморье», половина автобусов вообще не выходит на линию:
– Просто стоят и их используют на запчасти, – сообщил телевизионщикам помощник председателя Федерации профсоюзов Архангельской области Артём Шишков. – И получается так, что автобусы, которые закуплены на федеральные, в том числе при софинансировании городского бюджета, просто расходуются на запчасти, стоят на приколе и никому фактически-то не нужны.
И это при постоянных требованиях обоими АПАПами дотаций из областной казны.
«Дрова»
Пассажиры же давно забыли, что такое нормальный общественный транспорт. Экстремальные гонки на ржавых пазиках по перегруженным улицам Архангельска, забитый автобусами центр и окраины, жителям которых приходится ждать автобус до морковкина заговенья, – привычная картина нынешней столицы Поморья. По словам водителей, закупленные автобусы большой вместимости простаивают, поскольку их эксплуатация считается невыгодной.
«В связи с высокими расходами, возникающими при эксплуатации автобусов большого класса, и государственным регулированием тарифов на проезд в общественном транспорте, нужно предусмотреть в областном бюджете субсидии для владельцев больших автобусов, прежде всего муниципальных предприятий», – писала еще год назад на своем сайте городская управа. Куда уходят деньги, неизвестно. Однако мэрия продолжает давить на жалость, делая заложниками обычных горожан. Получается, что муниципалитет попросту либо по каким-то причинам не желает, либо не в состоянии обеспечить город должным уровнем сервиса.
Между тем еще год назад мэром Павленко была утверждена целевая программа «Развитие городского пассажирского Архангельска на 2013–2015 годы». Как утверждали в горадминистрации, был разработан целый комплекс мероприятий, включающих в себя и обследование пассажиропотока на всех маршрутах городского пассажирского транспорта, и обновление подвижного состава, и развитие транспортной инфраструктуры. Как очевидно, ни первого, ни второго, ни третьего не случилось – бумажка осталась бумажкой и легла в общий список «заслуг» всенародно избранного.
Последняя капля в бензобак терпения
Теперь, когда уже и слепому видно, что ничего ровным счетом в транспортной политике города не меняется, мэрии Архангельска поручили пересмотреть то, во что она превратила общественный транспорт.
На заседании комитета по промышленной политике, транспорту, связи и экологии областного Собрания отцам города предложено оптимизировать работу пассажирского транспорта, вывести на центральные улицы нормальные городские автобусы, сократить необоснованные расходы. Что же касается постоянных требований денег и жалоб городской власти на убытки, причиняемые ей сдерживающей политикой областного агентства по тарифам и ценам, ей предписано предоставить в это самое агентство подтверждающие сей факт документы. Однако что-то подсказывает, что внятных документов как обычно никто не предоставит.