Посредством принятия этого закона правительство ставит задачу – усилить контроль со стороны области для более эффективной работы соответствующих структур.
– Говоря об этом законе, мы исходим из того, что регион долгое время жил в условиях принятого 10 лет назад 131-ФЗ. Поэтому сегодня мы, по сути, создаем запас условий для действий региона на довольно долгий период, – заявил губернатор Игорь Орлов. – Наша задача – не допустить тех ошибок, которые были совершены 10 лет назад, и учесть их сейчас, когда вступит в действие 136-ФЗ.
Под основными ошибками губернатор, очевидно, имел ввиду невозможность хоть как-то скорректировать ситуацию в муниципалитетах, когда очередной «всенародно избранный» не имеет понятия, как на самом деле должно осуществляться управление жизнью вверенного ему города или иного населенного пункта. Плюс ко всему, полномочия, которыми сегодня облечены власти малых поселений региона, никак не увязываются с теми возможностями, которыми они реально обладают. Посему основные пункты, по которым предстоит определиться областным депутатам уже на сентябрьской сессии Собрания, – это перераспределение полномочий с передачей основного их количества с поселкового на районный уровень.
Поселковый бюджет урежут втрое
Обязанности поселковых администраций, в случае принятия законопроекта, сократят аж на две трети: вместо 39 полномочий, коими они обладают сегодня, им предлагается справиться хотя бы с тринадцатью – именно столько их останется на поселковом уровне. Остальные 26 уйдут в районные администрации.
– От правильного выстраивания полномочий местных властей будут зависеть отношения муниципалитетов и региона, – уверен глава Поморья. – 131-й закон в свое время поставил перед поселковой властью абсолютно нереализуемые задачи, например, по жилищному строительству, ремонту дорог... Выполнить это на уровне поселковом невозможно, поскольку требует огромных средств, коими местные власти, естественно, не располагают.
Свою позицию областная администрация объясняет тем, что конкретика в распределении обязанностей позволит самым близким к народу уровням власти не только иметь четкое представление, что именно они должны делать, но и даст возможность людям требовать со своих слуг народа исполнения тех 13 несгораемых функций, которые им делегированы. Тогда глава поселения, не справившийся со своими полномочиями, может сколь угодно лепить своим жителям про бюджеты, программы, недостаток финансирования и прочее – все это будет абсолютно необоснованно, и люди должны об этом знать.
Правительство намерено провести большую работу по финансовому обеспечению полномочий. В немалой мере это зависит от федерального центра, однако минфин пока тянет с определением межбюджетных отношений, что затягивает и переходный период в регионах.
Количество в качество
Другой вопрос в том, что и районы отныне получат в нагрузку дополнительные 26 полномочий, решать которые предстоит им самим. В числе прочих на районы будут отданы вопросы ЖКХ, ремонта дорог, переселения людей из аварийного жилья, что, по мнению правительства, позволит сконцентрировать на районном уровне финансовые и кадровые ресурсы для более успешной работы в эти направлениях.
Да, районным властям существенно добавляется проблем, что вызывает предсказуемую реакцию с их стороны – практически все обратились в область с просьбой продлить переходный период, который должен был закончиться к началу 2015-го, на год. По словам областного министра по развитию местного самоуправления Натальи Кадашовой, продление переходного периода одобрено губернатором, но пока неизвестно, к какому решению придут областные депутаты, за которыми последнее слово.
– Районам надо думать, как реализовать дополнительные 26 полномочий. С июня муниципалитеты активно занимаются этими вопросами. Многие из них пока не готовы это сделать, поэтому считают, что им нужно дать время на переходный период, – заявила министр. – Хотя определенные подвижки уже есть: законопроект подстегнул их заняться, аконец, ревизией МУПов, начать оформлять имущество, провести ревизию всего, что есть, и разработать четкие сроки и планы перехода на новые условия.
Иными словами, от того, что часть финансовых средств и полномочий перекидывается на более высокий уровень, денег больше не станет. То есть решающим фактором развития должно стать не столько увеличение количества финансовых средств, сколько качество их расходования. А вот здесь уже к муниципальному хозяйству должен прийти профессионал, прекрасно понимающий, как грамотно распорядиться имеющимися ресурсами.
– Мы прекрасно понимаем, что сегодня одним из самых сложных вопросов является недофинансирование полномочий, – признает Наталья Кадашова. – В течение последних трех лет мы отправили в федеральный центр массу писем и запросов, лишь бы сдвинуть вопрос с мертвой точки. Теперь 136-ФЗ даст право региональным законодателям и областной власти определить, какая система местного самоуправления будет работать в регионе.
Впрочем, и районы смогут определиться в вопросе, какой из двух предлагаемых вариантов местного самоуправления им больше подходит. Понятно, что условия у районов разные, и модель, которая подходит, к примеру, Вельскому району, может не сработать в Няндомском. Таким образом, законом будут определены две схемы самоуправления, по которым районам предстоит определиться.