Мэр довел Архангельск до… кризисного менеджера

 В качестве одного из основных аргументов в пользу назначаемого руководителя администрации города региональное правительство называет формирование взаимной ответственности всех уровней власти во главе с губернатором за принимаемые нанятым управляющим решения и их последствия. Зато регион получит возможность оперативно реагировать на любые возможные кадровые ошибки.

Мэр довел Архангельск до… кризисного менеджера

 Политизация реформы местного самоуправления, активно предпринимаемая сегодня властью столицы Поморья, привела к крайне упрощенному восприятию нового закона со стороны населения. Еще в конце июня интернет-издание «Эксперт Online» вполне логично связало активное противодействие вводимой реформе в крупных городах с потаканием интересам местных элит, не желающих терять власть и позиции.

В итоге люди намеренно вводятся в заблуждение относительно демократизации закона. На самом деле двухуровневая система власти в муниципалитете предполагает горсовет, формирующийся внутригородскими районными муниципалитетами, который, в свою очередь, избирает из числа депутатов мэра города. Мэр же сможет в полной мере выполнять представительскую функцию, не смешивая ее с параллельными попытками хозяйствования в городе. А городским хозяйством будет заниматься нанятый специальной комиссией профессионал, умеющий это делать и не разменивающий жизнь вверенного ему муниципалитета на политическую карту.

Избрание избранного

Предполагается, что глава городской администрации будет избираться комиссией. Именно ей предстоит избрать на эту должность человека, обладающего соответствующим набором профессиональных знаний и навыков, который будет отвечать перед регионом и местной властью за свои действия и последствия своих решений.

– Мы знаем много примеров, когда человек, прошедший выборы, не справляется со своими обязанностями. В некоторых случаях – в силу объективных причин, – признал губернатор. – Новый закон позволит, не дожидаясь очередных выборов и особых процедур по отзыву, заменить главу администрации на более профессионального и ответственного управленца.

Противники реформы, естественно, упирают на то, что губернатор непременно воспользуется возможностью повлиять на комиссию и продавить на пост главы городской администрации своего человека. Однако глава региона отвечает на подобные выпады однозначно:

– Высказывались опасения, что я могу своим решением надавить на ситуацию и построить вертикаль власти под себя, но вертикаль не может строиться под личность. Чтобы не возникало подозрений, что губернатор определяет состав комиссии, мы договорились, что эта комиссия будет состоять, в частности, из представителей общественных институтов, региональной Общественной палаты и избранных депутатов.

Как ранее заявлял Игорь Орлов, участие губернатора в комиссии определяется 35 процентами голосов, общественников – пятнадцатью, а вот муниципалитет будет представлен пятьюдесятью процентами. На фоне всего этого продавить своего ставленника главе региона будет, скажем, сложновато. Да и цели такой, видимо, не ставится. Все остальное – пустая болтовня на фоне кризиса власти.

Прогнать болтуна

Сам муниципальный управляющий может быть уволен с должности просто как не справившийся со своими обязанностями. Таким образом, с вступлением в силу ФЗ-136 у области появятся рычаги воздействия и страховка от непрофессионального или корыстного болтуна за штурвалом городского хозяйства.

При сегодняшнем раскладе сделать это невозможно, поэтому за совершенные на выборах ошибки избиратели вынуждены расплачиваться годами. Сторонники так называемого «демократического выбора» кроют некой картой народовластия, которая, по их мнению, у народа отбирается. Однако, как показывает практика, вся эта демократия работает исключительно в день выборов, когда наслушавшись от кандидатов разнообразной лапши люди идут на участки, фактически не представляя себе, за кого они отдают свой голос. Зато после выборной эйфории демократия заканчивается – снять с должности избранничка до конца срока практически невозможно.

– Главу МО снять с должности мы не можем, поскольку это не входит в наши полномочия, – объясняет министр Кадашова. – Часто те фильтры, которые действуют при выборах, не соответствуют тому, чего хотят граждане. А они хотят хозяйственника, который бы четко выполнял хозяйственные функции в муниципалитете. Не секрет, что зачастую к управлению приходят люди, не имеющие ни опыта, ни стажа, ни умения работать, ни представления, как нужно управлять городом.

В ФЗ-131, конечно, определены условия, при которых какого-нибудь руководителя, усевшегося в главное кресло города, пусть даже в результате честных выборов, без ночных перемещений урн и пересчета голосов в тихих кабинетах, снять можно. Этим должен заняться, прежде всего, муниципальный совет, который, к примеру, два года подряд признает работу руководителя МО неудовлетворительной. Однако когда этот орган сформирован под самого главу и при непосредственном его участии, то народу можно сколь угодно выходить на митинги и трясти транспарантами… для руководителя МО все эти выступления – лишь досадный легкий шум за окном.

Все эти нюансы, необходимость постоянно держаться наплаву даже при ужасающем положении вещей во вверенном хозяйстве заставляют разных там мэров, городничих, глав и прочих слуг народа вместо реальной работы на благо города бросаться с головой во всевозможные политические игрища. Особенно хорошо это заметно перед выборами или принятиями каких-то фундаментальных решений в региональном представительном органе. За примерами далеко ходить не надо, стоит лишь зайти на определенный ведомственный сайт и посмотреть, чем именно занята голова городничего в первую очередь.

«Негоже вольнолюбивым поморам…»

К примеру, сайт городской управы Архангельска буквально пестрит материалами, в которых дети, ветераны, педагоги и даже асфальтобетонщики якобы всецело поддерживают городничего в его праведной борьбе за исконные поморские вольности. «Коренной краснодарский помор» Павленко напоминает вольнолюбивым поморам, что они-де всегда выбирали глав своих артелей из своих. Столь популистские лозунги из уст нынешнего городничего звучат, мягко говоря, нелепо. Но к подобному пафосному словоблудию за несколько лет можно было бы и привыкнуть. Вот и в последние недели толпы ходоков различного возраста, пола и рода занятий топчут ковры мэрии с одной единственной целью – не допустить попрания свободы народного волеизъявления: за пенсионерами идут учителя, за ними – молодежь, следом – представители ТОСов, ветераны, физкультурники, дорожные рабочие... И весь этот нескончаемый людской поток идет к мэру выразить свое ему полное доверие. Звучит, конечно, более чем анекдотично, но пропагандистская машина городской администрации перед сентябрьским голосованием на сессии облсобрания запущена на полные обороты

В то же время губернатор пытается использовать куда более сдержанную риторику, опираясь в основном на более весомые, нежели привычная мэрская демагогия, аргументы в пользу института назначаемых управляющих муниципалитетами. Прежде всего, глава региона определяет свою позицию необходимостью защиты от попадания во власть непрофессионалов, избавиться от которых потом практически невозможно.

При всем этом крайне нервная реакция руководителей столицы Поморья не совсем понятна, поскольку, как заверяет губернатор, каждый «всенародно избранный» спокойно досидит обозначенный при его выборах период. Досидит его и архангельский городничий, если, конечно, он не метит на третий срок.

В любом случае, в Архангельской области закон не будет вводиться прямо с 1 января 2015 года.

– Мы, безусловно, сохраняем переходный период. Если кто говорит, что с начала года все муниципальные власти уходят в отставку, – это чушь полная, – выразился глава региона. – Это говорят или враги, или дилетанты. Каждый глава муниципалитета, каждый совет уйдет в отставку в соответствии с теми сроками, на которые они избраны. Поэтому в следующем году мы вообще не ожидаем никаких потрясений, поскольку не планируется никаких досрочных выборов городских округов или муниципальных районов. Первые крупные изменения случатся лишь в 2016 году. У нас будет время привести в соответствующее состояние уставы муниципалитетов, разработать целый ряд нормативных документов.

Нелегкая это работа – из болота тащить…

Сам же законопроект, по словам губернатора, возможно, будет принят на предстоящей сентябрьской сессии областного Собрания 24 сентября уже в первом чтении. В то время, как многие крупные города еще не до конца определились, нужен ли им наемный управляющий, в Архангельске, пишет «Эксперт Online», аналитики считают проведение реформы более чем вероятным, учитывая разногласия между губернатором и мэром. И, надо сказать, прогнозы издания лишь подтверждают тот факт, что в изменении системы городского управления виноват никто иной как сам Павленко, подчеркивающий в последнее время где ни попадя свой статус «всенародного избранника». Если бы не развал городского хозяйства, явное потакание интересам местных элит, совершенно наплевательское отношение к облику столицы Поморья и разведенная в городе грязища и полнейший бардак, то, надо думать, многие из тех, кто намерен сегодня голосовать за сити-менеджера, еще очень серьезно подумали бы, стоит ли. Тем не менее, по мнению многих экспертов, Архангельск сегодня нуждается даже не в сити-менеджере, а именно в кризисном управляющем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №36 от 3 сентября 2014

Заголовок в газете: Поморские вольности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру