По реке плывет топор…
На самом деле речь пока идет лишь о вышеназванном населенном пункте. В то время как судоходство на протяжении всей реки стоит под большим вопросом. Специалисты отмечают, что предполагаемые работы по восстановлению судоходства на Двине потребуют миллиардов рублей, которых в областном бюджете попросту нет. Впрочем, подобные работы пока вообще не стоят в приоритете федерального правительства, поэтому денег ждать неоткуда. В свое время экс-министр промышленности, транспорта и связи Эрнест Белокоровин, возглавляющий ныне комитет областного Собрания по промышленной политике, транспорту, связи и экологии, обозначил восстановление полноводности главной водной артерии Поморья как одну из основных задач. Но в последний раз путешествие по воде от Белого моря до истока Северной Двины совершил более 9 лет назад теплоход «Адмирал Кузнецов». На этом водный путь практически перестал существовать. Спустя пять лет к вопросу возобновления судоходства по Двине вернулись на совещании в министерстве промышленности, транспорта и связи Архангельской области. Тогда основными проблемами были обозначены восстановление судна и строительство причалов у прибрежных деревень. Посчитали, во сколько все это обойдется, оказалось, по тем деньгам выходило не так уж много. Однако основной вопрос – дноуглубительные работы в фарватере реки – остался за кадром из-за заоблачных сумм, которые небогатый бюджет попросту не потянет. Но Северная Двина – федеральная собственность, посему и реанимация обмелевшей артерии, равно как и содержание всех гидротехнических сооружений – задача для государственного бюджета. Федеральным представителем по этому вопросу в Поморье является Севводпуть, который и аккумулирует средства, поступаемые из государственной казны на вышеозначенные цели.
– Мы прекрасно понимаем значимость водных артерий для региона, поэтому сумели включить в областную программу «Охрана окружающей среды» на 2014–2020 годы специальную строчку: «Увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка и дноуглубление, расчистка водоемов и водостоков, включая проектные работы», – заявил в начале текущего года Эрнест Белокоровин агентству «Двина-Информ». – Сумма финансирования немаленькая – 100 миллионов рублей из областной казны, плюс еще 10 миллионов – за счет местных бюджетов.
Озвученная депутатом сумма в сравнении с реальными затратами, необходимыми для реанимации красавицы Двины, конечно, мизерная. Речь идет о федеральных миллиардах, выделять которые пока никто не торопится.
Время утекает как вода
Между тем, очевидно, что усилия местного правительства пока привели лишь к тому, углубить фарватер, возможно, получится только у поселка Тулубьево в Котласском районе, что позволит без лишних препятствий курсировать разве что местному парому.
– По поручению губернатора Игоря Орлова мы обратились в Федеральное агентство морского и речного транспорта и к полномочному представителю Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Владимиру Булавину с предложением увеличить длину пути и включить подходы к отдельным населенным пунктам, расположенным в бассейне Северной Двины, в программу гарантированных габаритов пути, – сообщил Красавцев. – Заявка региона, в том числе на проведение дноуглубительных работ в районе поселка Тулубьево, в настоящее время рассматривается в федеральном центре.
Но когда даже такой, казалось бы, небольшой вопрос проходит столь долгое согласование в Москве, о путешествии по Северной Двине из Архангельска в Котлас и о соответствующем туристическом маршруте не приходится даже и думать. Деньги должны быть заложены в федеральный бюджет, а об этом всем местным профильным министерствам стоило позаботиться заранее. Равно как и необходимо усиленно работать с представителями Поморья в Государственной Думе, государственными министерствами и ведомствами. Вопрос-то на самом деле становится, чем дальше, тем безотлагательнее. Тут уж действительно можно сказать, что время течет как вода. Ну, или как песок сквозь пальцы – песок, по которому через несколько лет некогда полноводную двину местами будут переходить вброд.