Юных северян научат распоряжаться своими деньгами

 В последнее время все большее значение в жизни обычных людей играет то, как они умеют зарабатывать, и, что не менее важно, тратить. Банковские кредиты, пенсионные фонды, вклады, проценты, планирование семейного бюджета – все эти процессы могут либо значительно облегчить жизнь либо, наоборот, загнать на самое дно долговой ямы. Чтобы адаптировать помочь постичь достаточно сложную науку управления деньгами, в Архангельской области запускается программа повышения финансовой грамотности населения. О сути проекта мы поговорили с региональным министром финансов Еленой Усачевой…

Юных северян научат распоряжаться своими деньгами

– Елена Юрьевна, почему Архангельская область приняла участие в данном проекте?

– В Российской Федерации сейчас разрабатывается национальная стратегия финансовой грамотности населения и развития финансового образования. В рамках этой стратегии с октября 2012 года в Калининградской и Волгоградской областях реализуются пилотные проекты. В прошлом году министерство финансов Российской Федерации объявило среди регионов конкурс на участие в проекте повышения финансовой грамотности, и было отобрано восемь субъектов РФ, в том числе Архангельская область. Мы познакомились с опытом Волгограда и Калининграда.

– Опыт пилотных регионов оказался успешен?

– В крайнем случае, они реализуют. Нам было интересно, как к этому относится профессиональное педагогическое сообщество. А одновременно с тем, как узнали, что проводится конкурс, получили обращение ректора САФУ Елены Кудряшовой о том, что университет готов участвовать в данном проекте.

– Этот проект, действительно, так важен?

– Мы больше работаем с общественными финансами, с бюджетом, по Конституции гарантируем доступное образование, здравоохранение, социальное обеспечение, пенсии – это то, что государство может и должно обеспечить гражданам. Но надо понимать, что каждая семья имеет свой бюджет и получает различные государственные услуги, взаимодействует с финансовыми институтами. Люди должны думать о своей будущей пенсии, должны понимать важность страхования своей жизни, имущества. Когда молодые люди образуют семью, у них есть определенные мечты и желания. Естественно, семья начинает решать жилищную проблему, а для того чтобы решить любую проблему, нужно мобилизовать свои усилия как в общественном бюджете, так и в семейном. Люди идут в банки и берут кредиты. За последнее время объемы ипотечного и потребительского кредитования возрастают, но беспокоит то, что возрастает и просроченная задолженность перед банками. Только за 2013 год просроченная задолженность граждан Архангельской области, включая Ненецкий автономный округ, возросла на 70 процентов – до трех миллиардов рублей, по информации Отделения по Архангельской области Северо-Западного Главного управления Центрального банка Российской Федерации. Конечно, цифры огромные. Это означает, что люди не справились с теми планами, которые построили, и задержали выплаты, далее вступает механизм штрафных санкций, из-за которых из кредита выпутаться еще сложнее. Поэтому на сегодняшний день повышение финансовой грамотности населения – актуальная тема.

– На кого конкретно нацелена программа? Ведь азы финансовой грамотности в современном мире должны прививаться почти с детства…

– Конечно. Поэтому программа нацелена на три группы. Первая – это как раз дети, школьники, студенты. Вторая группа – взрослое население с низкими доходами семьи. К третьей категории относятся пенсионеры, которые более всего страдают от мошеннических схем. Им становится сложно доверять финансовым институтам, а наша задача – помочь им в этом разобраться. Но в основе программы – формирование грамотного финансового поведения и разумных финансовых привычек с молодого возраста.

– Как привлечь молодых людей? В таком возрасте кажется, что до решения серьезных финансовых проблем еще далеко.

– Подобные проекты реализуются не только в России. Недавно было проведено тестирование школьников пятнадцатилетнего возраста, чтобы понять, как они знакомы с финансовыми инструментами. В тестировании принимали участие восемнадцать стран. Россия заняла неплохое десятое место, между США и Францией. Результаты интересны тем, что 23 процента российских школьников показали результат на уровне базовой финансовой грамотности. Плохой показатель состоит в том, что 17 процентов не показали даже базовый уровень финансовой грамотности. Нашим школьникам трудно анализировать и принимать решение по финансовым инструментам. Они мало знают о вопросах кредитования, вкладах, о том, как обезопасить себя во время интернет-покупок. Хорошие результаты показали Китай, Бельгия, Новая Зеландия.

– От чего это зависит?

– Наверное, от того, что в других странах программа повышения финансовой грамотности реализуется давно. И от подготовки учащихся к вступлению во взрослую жизнь.

В рамках реализации программы в Архангельской области предусмотрено создание двух региональных центров: на базе САФУ и областного Института открытого образования. У САФУ есть хороший кадровый потенциал. Студенты также могут участвовать в проекте как целевая группа, а в дальнейшем обучиться и самим нести информацию. В городах, наверное, школьники обладают большей информацией, но нужно не забывать, что у нас область с большим количеством отдаленных местечек, куда информация вообще трудно доходит. В Институте открытого образования создано уникальное «Цифровое образовательное кольцо Архангельской области», при помощи которого можно держать дистанционную связь со всеми муниципальными образованиями. С помощью технического потенциала мы сможет обучать преподавателей.

– Школьникам повышать финансовую грамотность обязательно или это будет все-таки делом добровольным?

– Программой предусмотрено обучить кадры, которые будут иметь возможность преподавать, получить конкретные методические пособия, лицензированные книги и другие материалы по развитию финансового образования, которые предоставит министерство финансов. Но у нас уже есть заинтересованные преподаватели и студенты, работающие над своими методиками. Разработанные на федеральном уровне методические материалы уже готовы и ждут апробирования в детских садах, школах и в учреждениях среднего профессионального образования. Нашу область выбрали пилотной по апробации этих методик, и сейчас мы организуем обучение педагогов.

– Как школьников обучить финансовой грамотности? Казалось бы, что это информация не для детских умов.

– Есть книги и методические пособия, которые в доступной ребенку форме объясняют, что такое деньги, что такое зарплата, сколько нужно денег, чтобы купить, например, велосипед, о том, как построен семейный бюджет. Подобные материалы будут предоставлены педагогам, и уже на базе этих методик они смогут проводить обучающие игры. Вот, например, в одной из таких книг приведена очень интересная фраза: «Верно говорят, что привычка рождает характер, характер рождает судьбу, сформируйте у своего ребенка правильные финансовые привычки – это лучшее, что вы сможете сделать для его будущего благополучия». Все формируется с детства. Я понимаю, что у нас у всех есть желания, но когда ребенок хочет одну куклу, вторую, третью... Можно купить очередную куклу, а можно объяснить ребенку, что есть другие цели и задачи, которые нужно решить в семье. С малышами это нужно делать в игровой форме, а школьников можно уже на более высоком уровне обучать основам.

В рамках программы мы работали с налоговой службой, с Роспотребнадзором, со страховыми организациями. Все эти службы параллельно заинтересованы и работают над повышением финансовой грамотности населения. Минфин в этом проекте выступил координатором, чтобы объединить действия.

– Сейчас у многих людей такая позиция, что зачем думать о пенсии, если неизвестно, будет ли она вообще.

– Такая позиция может быть, но, наверное, нужно объяснять на хороших примерах. Если хочешь жить лучше, нужно думать о том, как распределить и приумножить то, что ты имеешь сейчас.

– Есть ли спрос?

– Все социологические исследования показывают, что спрос у людей на финансовое образование как раз в последнее время растет. Людям интересно получить знания, как правильно планировать семейный бюджет, как правильно и выгодно инвестировать свои личные накопления, как отстоять свои права, если они возникают в спорах с теми же страховыми и кредитными организациями. В пример можно привести коммерческие организации, которые проводят тренинги, семинары по планированию семейного бюджета. Люди готовы платить деньги и посещать в выходные эти семинары, а туда еще и не записаться. То есть желание у людей есть. Конечно, мы не утверждаем, что все прошедшие обучение будут грамотно планировать свой личный и семейный бюджет. Тех, кто не строит никаких планов, наверное, не затащишь на курсы повышения финансовой грамотности. Человек учится только тогда, когда перед ним встает конкретная задача. Например, купить квартиру. Тогда он начинает искать информацию о том, как это сделать правильно. Нужно помочь человеку информационно. У нас будут интернет-ресурсы с нужной информацией. Есть государственные учреждения, куда люди приходят за получением государственных услуг, и на базе этих учреждений можно также размещать полезную информацию и проводить обучение.

В нашей стране сейчас продвигаются идеи, пропагандирующие здоровый образ жизни, семейные ценности, престиж образования, успешность в личной жизни и в карьере. Формирование с юного возраста разумных финансовых привычек, ответственного финансового поведения – это одна из составляющих будущего благополучия семьи. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 10 сентября 2014

Заголовок в газете: Копеечка к копеечке

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру