Запасники музея открыли метаморфозы русского искусства

 В Музее изобразительных искусств Архангельска открылся выставочный проект «От иконы до авангарда. Духовные метаморфозы русского искусства». Организаторы показали диалог классического и современного искусства в неожиданном ракурсе и нестандартных сопоставлениях. Экспозиция включила в себя около шестидесяти произведений русской живописи XVII – XXI веков от иконописи до современного видения.

Запасники музея открыли метаморфозы русского искусства

Лики прошлого

– Я недавно услышала о ретроспективном проекте одного из европейских музеев, – рассказывает заведующая отделом современного искусства Зоя Кулешова. – Они задались целью показать, чем владеет их музей. Фонд располагает такими богатствами, на основе которых можно делать самые разные экспозиции. Изначально мы, продумывая выставку, располагали несколькими вариантами и хотели соединить икону с более открытыми работами в некоем противопоставлении друг другу, но не решились идти эти путем. Сделали две части экспозиции: одна ретроспективная, хронологически выстроенная от древней иконы к портретам XIX века, потом авангард двадцатых-тридцатых годов. На выставке представлены и кубо-футуристические работы, которые дают возможность говорить о тех стилистических изменениях, которые происходили в русском изобразительном искусстве на протяжении этого периода.

Первая часть экспозиции построена по хронологическому принципу и отражает историю развития от иконы до времени поиска художественного языка начала двадцатого века. Древняя русская икона – это фундамент и одно из высших достижений отечественного искусства, поэтому главная стена выставки отдана иконописи в композиционном построении, подчеркивая, важность этого жанра, закладывающего в произведение основу всего русского: и духовного, и стилистического, и художественного.

Открывает выставку икона XVI века «Спас Нерукотворный» – один из главных символов древнерусской живописи и важнейший образец, которому следовали мастера иконописи во все времена существования русского искусства. Именно вековыми иконописными традициями во многом обусловлено тяготение русского изобразительного искусства к портрету. «Портрет архимандрита Соловецкого Дмитрия» кисти неизвестного автора является примером, близким к раннему русскому портрету, появившемуся во время преобразования художественного мировоззрения и рождения новых художественных идеалов.

В исторический жанр развития русского искусства XIX века легли библейские сюжеты древнерусской живописи.

Задача организаторов выставки, по их словам, – показать духовную эволюцию русского искусства, на основе экспонатов из собрания Музейного объединения, отражающих основные этапы и особенности развития русского искусства от иконописи до авангарда. Устроители экспозиции попытались раскрыть основные этапы развития русского искусства, его духовную эволюцию и особую ментальность.

Для зрителя представлены произведения классиков отечественного искусства: Василия Поленова, Николая Ге, Николая Богданова-Бельского, Филиппа Малявина, Александра Куприна, Константина Коровина, Кузьмы Петрова-Водкина.

Гармония контрастов

Вторая часть экспозиции может показаться несколько спорной, и не всеми будет принята именно точка зрения на демонстрацию коллекции музея. Здесь выделена тематическая направленность русской иконы и в основном живопись ХХ века. Как раз эта часть дает право говорить о соединении иконы и русского авангарда. Несколько основополагающих образов в русской иконе – Богоматерь, Троица, Распятие – нашли отражение в искусстве художников ХХ столетия и его преломление по возможностям музея. Например, рядом с иконой Богоматери расположена картина Петрова-Водкина, а далее – работа, которая ассоциативно показывает внутреннюю близость матери и ребенка. Автор, который писал это в шестидесятые-семидесятые годы прошлого века, может быть, и не напрямую отталкивался от древней иконы, но затронул вечную тему, прошедшую и и через нее, и через живопись Возрождения, всегда волновавшую художников. Очень необычно раскрыта, казалась бы, стандартная тема распятия.

Каждый век представлен наиболее характерными примерами, отражающими яркие страницы истории русского искусства в его основных стилях, жанрах, видах и художественных индивидуальностях. В шестидесятые годы была икона по-новому открыта нашими художниками и широким зрителем, потому что иконы были вывезены и находились в фондах – их мало кто тогда видел. Позднее, когда коллекции музеев были собраны, стали делать выставки, и художники начали повторять древние иконы и библейские сюжеты. Это касалось и архангельских художников, поэтому на выставке работ местных мастеров довольно много. Это работы Григорьевой, Егорова, который сначала начинал ассоциативно работать с этой темой, а потом ушел в иконопись, Трубина. Также представлены результаты творчества известных русских авангардистов: Ольги Розановой, Владимира Стерлигова, Натальи Глебовой и других.

– В этой выставке мы постарались представить соединение древней иконы и современного осмысления вечных тем, – пояснила Зоя Кулешова, – постарались деликатно соединить это. Показать, как преломлялся портрет XIX века. Как от реализма уходили к решению лишь цветовыми пятнами, линией. Характерный психологизм для портретов XIX века заменен декоративным звучанием, настроенческим состоянием.

Выставка продолжит свою работу до 11 ноября. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 17 сентября 2014

Заголовок в газете: Преломление иконы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру