В минувшие выходные в Архангельске состоялась III Поморская тату-конвенция – на сей раз все действо проходило в стилистике бессметного фильма Данелии «Кин-Дза-Дза» со всеми вытекающими отсюда пепелацами и гравицапами. Несмотря на массу нестандартно мыслящих людей, эцилопам из службы охраны работать много не пришлось – все прошло тихо-мирно. Иначе и быть не может – процесс создания татуировки требует максимального внимания. Хотя на сцене порой было довольно шумно, а боди-арт шоу отвлекали взгляд, чатлане сосредоточенно жужжали своими машинками, а пацаки терпеливо возлежали или восседали на «мольбертах» и ждали, когда на их теле появится очередная несмываемая картинка…
Среди «забитых» людей Архангельска Рому Вайнера, наверное, знает каждый – он уже шесть лет занимается татуировкой, участвует в различных тату-конвенциях и фестивалях. Рома с детства мечтал быть татуировщиком, поэтому занялся рисованием, а в семнадцать лет купил свое первое оборудование. Теперь живет и работает в Питере, продолжая продвигать тату-искусство и в родном городе, и в столице. Его талант и мастерство оценены наградами жюри Поморской тату-конвенции далеко не в первый раз. Сколько татуировок на теле самого Ромы, он сказать уже не может, приблизительно более двадцати, но о своих принципах в тату-искусстве не забывает.
– Ты как профессионал кому доверяешь свое тело?
– Я постоянно стараюсь куда-то кататься и делать что-то себе. У меня на плече есть тату в виде Бэтмена, которое вообще делалось в разных странах. Нравятся татуировки Дениса Сивака, которого знают не только в России, но по всему миру. Тут нечего объяснять: его работы можно просто смотреть, раскрыв рот. Мне нравится его подход, то, как он работает и как вообще себя ведет, поэтому я ему доверяюсь. Мне приятно носить татуировки от моих друзей. Нет такого серьезного подхода, что это на всю жизнь. Младший брат сделал татуировку – она кривая и страшная, но я знаю, что ее сделал тот человек, и это приятно.
– Можно ли сказать, что сейчас татуировки в цвете вытеснили черно-белые, несмотря на то, что их свести нельзя?
– И черно-белые татуировки, и цветные, выполненные в разных стилях, сейчас идут наравне. Портреты я частенько делаю именно черно-белыми, потому что со временем они не теряют вид. Могу подчеркнуть, что, наконец-то, примитивные вещи типа иероглифов отошли, и люди хотят видеть на своем теле художественные работы.
– Можно говорить о том, что татуировка сейчас – модная тенденция?
– Бывает, берут из Интернета какие-нибудь фишки, начинают лепить себе, как у кого-то, но если татуировщик нормальный, он никогда не сделает «как у кого-то». Можно взять аналогичный мотив, но переделать его по-своему. В России татуировщика называют тату-мастером, а в других странах тату-артистом, что переводится как художник. Человек, занимающийся татуировкой, он и есть художник, значит, у него должно быть свое видение.
– Если татуировщик — художник, значит татуировку можно считать полноправным искусством.
– Я считаю, что это искусство. Есть татуировки, выполненные в разных стилях, но, глядя на некоторые, можно определить автора – у каждого свой почерк, манера, цветовая база. Некоторые люди – как холсты.
– Татуировка существует уже очень давно. Что нового в этом искусстве происходит в последнее время?
– Развивается только техника и скорость. Сейчас есть оборудование, позволяющее делать за короткий срок огромные работы. Это хорошо просматривается на тату-фестивалях: раньше за отведенное время делали что-то на предплечье, а теперь успевают закатывать половину руки или спины. А особого развития стилей нет. Есть те, которые были, и всегда останутся: олд-скул, японская татуировка, орнаментал, полинезия. Появились графика, дотворк, ну, и фото-реализм присутствует уже много много лет.
– Каким ты видишь будущее татуировки конкретно в России?
– Это искусство будет только набирать обороты, обращаться к нему будут люди более зрелого возраста. Такая тенденция. Мода не пройдет никогда, потому что подрастает новое поколение, у которого мозги уже по-другому устроены: после того, как они сделали татуировку, они не думают, что их жизнь кончена и их не возьмут на работу и тому подобное.
– «Холсты» какого возраста обращаются сейчас чаще всего?
– От восемнадцать до тридцати. Единицы людей за сорок, пятьдесят, но они есть. Я горжусь такими, ведь им сложнее всего. Сказывается и советское воспитание, и мнение коллег, друзей, родственников.
– Мировоззрение человека зачастую меняется с годами. Легко можно разочароваться в том, что было набито несколько лет назад.
– Да, мозги меняются. В шестнадцать лет ты хочешь сделать себе звездочку, а в двадцать лет – что-то более серьезное. Когда ко мне обращаются молодые ребята, я советую им не торопиться.
– Но не всем татуировщикам есть до этого дело. Поэтому и приходится перекрывать старые татуировки?
– В основном это происходит от того, что человек не захотел бить за определенную сумму, сделал дешевле, но не совсем удачно, в итоге пришлось перекрывать и, соответственно, переплачивать. Не еще далеко не всякую татуировку можно перекрыть, поэтому я берусь только за то, что я смогу сделать, или говорю, что смысла нет, только зря потрачены и деньги, и время.
– Значит, ты не гонишься за деньгами?
– Если гнаться за деньгами и делать все подряд, то о тебе сложится нехорошее мнение.
– За что бы ты никогда не взялся?
– Вообще, я работаю в одном стиле – реализм. У меня есть клиентская база, которая знает, что у меня можно делать, а с чем лучше не обращаться, например, олд-скул. Не взялся бы за что-то максимально отрицательное: нацистскую и политическую тематику. Как-то просили набить горящий Кремль. Никогда бы не сделал портреты советских генсеков – меня от них тошнит.
– Люди часто набивают татуировки, символизирующие что-то. Как ты считаешь, татуировка несет что-то или это просто картинка?
– Я считаю, что это вообще ничего не несет, и разговоры типа «у меня умерла бабушка, потому я сделала себе крестик – это все хрень – таково мое мнение. Но я все равно считаю, что символику лучше делать аккуратнее, всякое бывает, вдруг на подсознании что-нибудь сработает.
– Это искусство часто сравнивают с наркотиком, потому что человек, набивший одну татуировку, редко только на ней останавливается. Почему так происходит?
– Тут та же фишка, что и с одеждой. Человек хочет постоянно меняться и выглядеть лучше. Он сделал одну татуировку, смотрит в зеркало, ему нравится и хочется еще чего-то нового. Кому-то в кайф сам процесс.
– Но одежду можно легко поменять, если она надоест или перестанет нравиться, а с татуировкой все гораздо сложнее.
– Лично я забываю о новой татуировке уже на следующий день. Но не было такого момента, чтобы я жалел о какой-то. У меня много смешных и глупых татуировок, и если я иду куда-то в шортах, люди могут считать меня придурком, но я об этом даже не думаю.