Кто собирает дань с водителей?

За проезд по короткой разбитой дороге требуют от 200 до 400 рублей. При этом леспромхоз, который ее построил, давно приказал долго жить.

Многое из того, что у нас происходит и не всех устраивает, вообще происходить не должно. Но поскольку большинство терпеливо молчит, все идет как идет. К примеру, если с вас кто-то за что-то требует плату, это еще не значит, что вы действительно должны платить. И порой очень полезно задаться вопросом: а почему, собственно?

Врата грибного рая

На 87-м километре автодороги Архангельск – Пинега есть поворот на так называемую технологическую дорогу, которая в эти осенние дни пользуется большой популярностью. Потому что ведет она буквально в райские кущи для грибников-ягодников, охотников и рыбаков. В погожие выходные дни машины вереницей сворачивают с главной дороги на технологическую.

Но в самом ее начале водителей встречает так называемый дорожно-пропускной пункт – домик и шлагбаум. В домике сидит женщина, которой надо заплатить за проезд по дороге. Тарифы вывешены на всеобщее обозрение: мотоцикл – 60 рублей, мотоцикл с коляской и квадроцикл – 100, легковой автомобиль – 200, УАЗ и джипы всех модификаций – 400, «Газель» и другие микроавтобусы – 500, большой автобус – тысяча рублей. Грузовые автомобили – по отдельным пропускам.

Архангелогородец Осман Османов – член Архангельского военного охотничьего общества. Он исправно платит взносы, приобретает лицензию. Участок этого общества находится именно там, куда ведет указанная дорога. Осенью 2012 года Осман Абдулаевич задался вопросом: почему мы должны платить еще и за то, чтобы добраться до своих гусей?

— Я обратился с жалобой в прокуратуру Холмогорского района, на территории которого находится эта дорога, – рассказывает Османов. – Она тогда принадлежала Луковецкому леспромхозу. Но мне было непонятно, на каком основании за проезд установили плату. Кто и как ее рассчитывал? А самое главное, в том направлении отсутствует альтернативная бесплатная дорога.

Проезд – свободный, взнос – добровольный

В октябре 2012-го прокурор Холмогорского района сообщил охотнику результаты проверки. Выяснилось, что перекрытая шлагбаумом дорога – это «лесовозная магистраль», принятая в эксплуатацию еще в 1985 году. К дорогам общего пользования не относится. В 2011-м ее собственник –Луковецкий ЛПХ – установил порядок проезда по дороге, на что, по мнению прокуратуры, имел полное право.

Этот порядок устанавливал ДОБРОВОЛЬНЫЙ взнос с водителей автотранспорта – на финансирование содержания мостов и других искусственных сооружений, а также снегоуборочных работ и стоянок. Пропускной пункт при въезде был предназначен для учета проезжающих машин, вывозимого леса и противопожарного инструктажа.

В случае, если водитель отказывался вносить добровольный взнос на содержание дороги, проезд по ней запретить не могли.

«Таким образом, пользование автодорогой является свободным, уплата взноса – добровольной, – писал в октябре 2012 года прокурор Холмогорского района. – В случае требования по обязательной уплате взноса на пропускном пункте гражданин должен поставить в известность руководство предприятия для принятия мер дисциплинарного воздействия к работникам КПП». Кроме того, прокурор указал на возможность взыскать уже заплаченную сумму через суд.

Осман Абдулаевич стал показывать прокурорский ответ работникам пропускного пункта. И какое-то время его с трудом, но все же пропускали без оплаты (при этом настоятельно просили больше здесь не проезжать). А потом опять стали требовать деньги. Ситуация изменилась лишь в том, что собственник дороги – Луковецкий ЛПХ – приказал долго жить. Тогда кто же сегодня собирает с водителей дань?

– Женщины, которые дежурят на пропускном пункте, сказали, что у них есть начальники. После многочисленных просьб назвали две фамилии. Один человек якобы работает в строительной фирме, другой – в охранной. Я позвонил в обе фирмы, и мне ответили, что таких людей там нет. И вот никак не могу найти концы, – недоумевает Осман Абдулаевич.

Где мост из «хруфсталя»?

По его наблюдениям, за выходные дни через пропускной пункт проезжает до 260 машин. Если подсчитать, получается недурная выручка – 50–60 тысяч рублей. Может, эти деньги действительно идут на содержание дороги? Вряд ли, потому что выглядит она, как после бомбежки. По большому счету, это вообще не дорога, а лишь направление, обозначенное лежащими кое-где плитами. Лес тут давно не возят. Спрашивается: зачем вообще шлагбаум?

На перечне тарифов указано, что дорога принадлежит ООО «Витязь-Лес», а деньги «за услуги по проезду» собираются «для частичного возмещения затрат на содержание мостов». Да за такие деньги можно было уже новый мост выстроить, причем из «хруфсталя».

— Этим летом я ездил в отпуск по федеральной трассе М4 «Дон», – вспоминает Осман Османов. – Там перед Воронежем есть платный участок (при том, что рядом имеется бесплатный). Пятьсот километров прекрасной дороги европейского уровня, скорость – до ста пятидесяти, через каждые сто метров – эвакуаторы и места отдыха... Так вот, за это удовольствие я заплатил всего 361 рубль. Почему я должен отдавать 400 рублей за 27 километров разбитой дороги? В среднем по стране даже на высокоскоростных магистралях плата устанавливается из расчета рубль за километр.

Получается, что любой может перегородить дорогу, которую он не строил, и стричь деньги за проезд, ничего не делая? Возмущаются многие, но – безропотно открывают кошельки. Осман Абдулаевич как-то размножил ответ прокурора и раздал водителям: посмотрите, вы вовсе не обязаны платить! Но женщина, которая дежурила у шлагбаума, оказалась непреклонна: дескать, много таких умных тут побывало, и все платили как миленькие...

Но это тот самый случай, когда и один в поле воин. Османов написал новое заявление – на сей раз в прокуратуру области. Там обещали разобраться. О результатах этой проверки мы обязательно расскажем. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру