Уже сейчас объявлено о намерении создать нескольких туристско-рекреационных зон, где за счет частных инвесторов планируется построить новые туристские объекты и модернизировать существующие. По словам председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по экономической политике и предпринимательству Виктора Казаринова, вхождение в федеральную целевую программу является первоочередной задачей для реализации планов развития туризма в регионе.
Если до 15 ноября сего года местное правительство подтвердит наличие бюджетных ассигнований на софинансирование мероприятий, уже с 2015 года можно будет приступить к их осуществлению. Объем средств, необходимых для выделения из бюджета региона, составляет около 28 миллионов рублей в 2015 году, более 50 миллионов потребуется в 2016-м и более трех с половиной миллионов – в 2017 году. В противном случае финансирование проектов правительства Архангельской области по линии федеральной целевой программы открыто не будет.
Проекты предусматривают выделение из федерального бюджета на развитие региональных туристских кластеров: «Устьяны» – 179 миллионов, «Каргополье» – более 141 миллиона, «Котлас – Сольвычегодск» – почти полмиллиарда и «Беломорский» – без малого миллиард рублей.
– Я считаю, что развитие въездного и внутреннего туризма заслуживает всяческой поддержки, – прокомментировал итоги «правительственного часа», посвященного развитию внутреннего и въездного туризма в регионе, Виктор Казаринов. – На мой взгляд, правильно определены направления развития отрасли: Соловки, Каргополь, Кенозерье, Сольвычегодск, Устьяны – уникальные заповедные уголки, и именно здесь необходимо создавать современные условия для привлечения туристов.
По мнению Казаринова, три года – достаточный срок, чтобы претворить намеченные планы в жизнь.
Правительство рассматривает туризм в качестве полноценной отрасли региональной экономики. В частности, там заявляют, что эти проекты важны и для социально-экономического развития муниципальных образований, так как несут, в том числе, и существенную социальную нагрузку. Порядка 80 миллионов в качестве софинансирования область, конечно, найти в состоянии, однако даже их с почти двумя миллиардами федеральных денег вряд ли хватит на то, чтобы привлечь в регион туристов. Львиную долю, вероятнее всего, съедят дороги, являющиеся сегодня основным барьером и для массового туриста, и для туроператоров. Плюс несопоставимо вздыбленные цены на турпродукт не позволяют конкурировать с популярными сегодня туристическими заграничными направлениями. По мнению специалистов, полноценная конкуренция может возникнуть лишь тогда, когда уровень услуг как минимум приблизится к заграничному – тогда и в самом деле отдых, например, на Белом море может быть сравним с отдыхом на Черном или Средиземном. Видов туризма сейчас выделено масса: от паломнического и экологического до делового и круизного. Однако рекреационные направления традиционно остаются самыми массовыми. А вот с этим пока беда. И если рекреационность – штука, в принципе, наживная, если, конечно, за дело возьмется бизнес или нынешние частники, предлагающие турпродукт, встанут на профессиональные рельсы, то сегодняшнее качество дорог и массовость – понятия совершенно несовместимые. И именно от состояния транспортной инфраструктуры зависит в большей степени и интерес бизнесменов к развитию туризма на местах.