«Орландина» – девушка молодая, но с амбициями

Концертное агентство «Орландина» двадцать седьмого сентября отметило пятилетний юбилей, и подарком архангельским рокерам стал новый «Orlandina festival», на котором отыграли уже хорошо известные Архангельску «Стигмата» и «Тараканы!» и впервые выступившие на архангельской сцене «Ундервуд». Деятельность агентства началась с организации концерта Дельфина, Guf'а и «Короля и Шута», а сейчас запущен новый ежегодный фест, проходит множество разнообразных концертов, фестивали «Frost» и «Остров», и новый «Orlandina festival», который, возможно, тоже станет традиционным для архангельской публики. 

«Орландина» – девушка молодая, но с амбициями
Фестиваль «Остров 2013»

Поскольку за несколько плодотворных лет организации крупных рок-концертов у руководителя агентства Николая Волкова сложилось устойчивое представление как о местном, так и русском роке вообще, о концертных площадках города, мы поговорили с ним о предстоящих планах, райдерах коллективов, о том, почему концерты теряют свою актуальность.

– С чего началась деятельность «Орландины»?

– Изначально никто не думал о создании агентства. Мы с товарищем сидели в легендарном питерском рок-клубе «Орландина» и размышляли об организации концерта Дельфина в Архангельске. Название агентства в дальнейшем поэтому и родилось, думали, временное, а остается неизменным уже пять лет. Потом удалось организовать не только концерт Дельфина, но и Guf`а, группы «Король и шут», после чего решили сделать концертное агентство. Годы работы пронеслись незаметно, поэтому на пятилетие решили обозначиться и отметить юбилей. Дата почти совпала с желанием организовать новый фестиваль. Насколько я помню, первый организованный концерт был 26 сентября, а фестиваль – 27-го.

– Как выбираете артистов для организации концертов? Основываясь на собственных предпочтениях?

– И свои предпочтения, и то, что просит публика на данный момент. Тут спасибо социальным сетям, да и реальному общению, благодаря чему желания людей становятся яснее. Несмотря на это, все равно нельзя знать на сто процентов, что получится аншлаговый концерт, ведь концертный бизнес устроен так, что нужно угадать, что нужно людям. На последний фестиваль планировали пригласить только друзей, но так получилось, что «Ундервуд» вообще впервые в Архангельске. Мы давно мечтали его привезти, но все никак не срасталось. «Тараканов» мы привозили много раз – группа уже стала друзьями агентства.

– А публике не надоедают выступления одних и тех же коллективов?

– Есть коллективы, которые ездят к нам два раза в году и собирают аншлаги, а есть такие, по которым нужно подольше соскучиться. Везде своя определенная публика. Бывает, что разные агентства приглашают одну и ту же группу, поэтому получается несколько концертов за довольно короткий срок.

– У групп «Stigmata» и «Тараканы!», выступавших на «Frost`е», аудитория разная. Конфликта вкусов не происходит?

– На «Ундервуд» пришла более взрослая аудитория, «Stigmata» вроде бы группа старая, но все равно рассчитана преимущественно на молодежь. «Тараканы! » были заявлены последними и в итоге оказались хедлайнерами. Мы постарались разделить и по стилям: альтернатива, рокопоп, панк, чтобы удовлетворить всю аудиторию. По такому же принципу всегда стараемся устраивать «Остров». Фестивали знакомят человека с определенными предпочтениями, с новой музыкой.

– Деятельность агентства сводится к созданию скорее неформатных мероприятий?

– Мы делали и спортивные, и балетные мероприятия, но преимущественно получатся рок-концерты из-за наших личных предпочтений. Студийные записи многих диджеев или, например, поп-исполнителей, гораздо приятнее слушать так, чем на концерте, потому что там выдают фонограмму. И мне очень дико видеть на афишах поп-исполнителей значок, обозначающий живой звук. Как иначе? Что может быть еще на концерте, если не живой звук? Для них это хвастовство, а для рокеров скорее оскорбление, поскольку они не понимают, что концерты можно делать по-другому. Раньше в регионах не было аппарата, который мог обеспечить живой качественный звук, поэтому пели под фанеру, но теперь есть все для живого исполнения. В роке публика разбирается, ее не обманешь. Попсе многого не надо – сегодня она заиграла, завтра всем понравилась, послезавтра ее забыли. А рок есть время проверить, поэтому если публика просит какой-то коллектив, значит он действительно качественный.

– В последнее время все доступнее становится живая зарубежная музыка, а интерес русской публики к отечественному року падает. Ты разделяешь это наблюдение?

– Аналогичное происходит не только в музыке, но и в культуре вообще, потому что были упущены девяностые годы, когда мы полностью запустили Америку в Россию. Поколение воспиталось, и им уже ближе английское написание текста. Меня не радует, что местные команды мало того, что половина с иностранными названиями, еще и поют на английском языке. Так происходит, потому что «пипл хавает». Общество американизировалось, а в самой Америке понимают, насколько стратегически важно сохранять культуру страны. Завоевать страну можно не войной, а культурой. Умы людей были проиграны двадцать лет назад, а музыка – отражение этой реальности. Очень жаль, что появляется мало новых коллективов. Вообще сейчас русский рок поют очень мало. «Louna» – первая молодая команда за последние лет пятнадцать, которая может перерасти в легенду русского рока.

– В 2013 году на «Остров» привезли «Tanzwut», на последнем фестивале выступал «Cruachan». Как удалось пригласить банды такого уровня?

– Проблемы в том, как привезти, нет, обычно проблема в том, как продать. Мы позвонили, позвали, они с удовольствием согласились. Позвать можно хоть «Rammstein», только надо понимать, куда.

– Наверное, у каждого артиста есть райдер. Чьи требования запомнились больше всего?

– Самый сложный технический райдер у группы «The Matrixx» Глеба Самойлова: тогда, наверное, был самый лучший свет в «M33» из тех, что мы ставили, работал светорежиссер «Агаты Кристи», волшебник своего дела. Могу вспомнить райдер «ДДТ» – в драмтеатре мы снимали весь свет и весили свой. У «Мумий Тролля» сложноватый технический райдер.

– Вы поддерживаете местные команды?

– На фестивале «Остров» мы ставим по три-четыре местные команды, которые меняем каждый год. Выбрать сложно, потому что публика и сцена большие, а выступление должно пойти на пользу публике. Если выставить неготовую для этого команду, публика может поломать ребят так, что им не захочется больше играть. Выставляем такие коллективы, которые реально прокачают это поле.

– За сколько времени обычно начинается организация концерта?

– В среднем – два месяца, но бывает по-разному. Первый концерт группы «Король и Шут» в 2009 году был запланирован на 20 декабря. Говорили, что дата рискованная, объясняя тем, что в Архангельске перед Новым годом люди вообще никуда не ходят. А договорились о концерте мы вообще в самом конце ноября. Билеты в продаже появились только третьего декабря на концерте Guf`а. Несмотря на опасения, все удалось: видимо, «Король и Шут» – группа, которой не нужно много времени на раскачку зала.

– Свободная ниша для организации крупных для Архангельска рок-концертов еще есть?

– Думаю, нет, потому что мы сами уменьшаем количество концертов. К сожалению, люди насытились, их теперь не удивишь. Население в городе постоянно уменьшается, одни приезжают с области, другие уезжают в крупные города, и то, на что раньше ходили, уже не ходят. Я для себя ищу ответ, почему так происходит. Может быть, у людей, которые приезжают с области, нет культуры хождения на концерты... Вообще, Архангельск – уникальный город, несмотря на население в 350 тысяч. Некоторые группы, которые у нас собирают тысячный зал, в городах-миллионниках столько собрать не могут. Может даже, не только концерты стали менее востребованы. Знакомые предприниматели говорят, что в связи с политическими событиями упала торговля. Может быть, настроения нет в обществе. За пять лет, когда гонорары исполнителей увеличились в два раза, мы подняли билет всего на сто рублей, потому что не можем выше – перестают ходить.

– В Архангельске достаточно площадок для организации крупных концертов?

– Как клубный вариант «M33» вместимостью на тысячу человек вполне устраивает, у него столичный уровень. Несмотря на то что у нас есть еще и АГКЦ, и драмтеатр, найти нужную дату там очень сложно. Драмтеатр подходит больше для мероприятий другого рода, нежели рок-концерты. Хотя у Кипелова на турах везде сидячие места, а у нас в театр его не пускают, хотя публика довольно взрослая и хочет прийти посидеть, послушать концерт. Такая позиция у театра уже примерно год.

– Может быть, запрет связан с каким-нибудь инцидентом?

– Нашли пивную бутылку на балконе после концерта группы «Сплин». Когда мне сказали эту причину, я рассмеялся: у вас после Стаса Михайлова бутылок нет? Дан Балан вообще больше подходит для танцев. Чем, например, Нюша отличается от «Короля или Шута», а на ее концерте охраны работало в разы больше. Видимо, это вопрос предпочтения самого руководства.

– И все-таки можно ли назвать Архангельск рОковым городом?

– Да, в чем-то благодаря «Орландине», – когда мы появились, в городе играл рэп. Сейчас такие исполнители не собирают ожидаемого количества людей. В позапрошлом году организовали пять рэп-концертов – все провальные. Больше делать не стали. Правда «Касту» привозим, потому что группа нравится нам самим.

– Что ждать от «Орландины» в перспективе?

– Сейчас готовимся к «Frost`у» и «Острову». «Сплин» с новой программой планируем привезти весной – это одна из немногих легенд русского рока, которая умеет творить новые хиты. Очень часто бывает, что презентация альбома ничего не значит для публики, люди приходят на концерт и просят сыграть старые вещи. Также для меня всегда было интересно привозить что-то новое – это достижение и для себя, и для города. Мы постоянно в поиске и, думаю, сумеем удивить. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 8 октября 2014

Заголовок в газете: Пять лет в обед…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру