Не превратится ли передовой джаз-фест в гранитный памятник?

 «Фестиваль Владимира Резицкого», четвертый международный форум новой джазовой музыки и современного искусства, вновь собрал в Архангельске ценителей авангарда. Увы, немногих.

Не превратится ли передовой джаз-фест в гранитный памятник?
Фото Николая Карнеевича

Артподготовка в прямом или переносном смысле

С первых слов предваряющей фестиваль пресс-конференции – неуклюжий пассаж организатора Тима Дорофеева в сторону местной прессы:

– Рад видеть немногочисленную (но самую верную – поправляют его тут же со стороны) часть наших журналистов. На самом деле, мне всегда тоже интересно: кто же придет на пресс-конференцию? Кто же будет задавать вопросы? И какие будут вопросы? Потому что если есть интерес, значит, надо понимать, в какую сторону нам двигаться, и чем заниматься. Потому что все-таки мы взяли на себя смелость назвать фестиваль именем Владимира Резицкого.

Если понять господина Дорофеева буквально, то выходит, он рад приветствовать именно немногочисленных журналистов. Немного странно слышать такое от организатора, особенно учитывая, что «немноголюдность» сама собой возникает в таком сегменте культуры, как новый джаз и современное искусство. Немногие ими всерьез интересуются, еще меньший круг действительно что-то понимает. И уж точно удобно понятным и массовым такое искусство не будет никогда. Так что единственно возможное здесь действие организаторов – агитация и пропаганда.

Но тогда как понять иронию Тима, адресованную архангельской пишущей братии? Такая претензия в невнимании скоро обернется организаторам грозной сторицей: никто от СМИ может и вообще не прийти. Или придут, заведомо ожидая упреков: «Что это вы нас, современных, не любите? Что это вы нас, талантливых, не хвалите? Мы на вас, местных, и раньше косились да морщились, устраивая вам аккредитацию на концерты, а теперь и вовсе даром не пропустим – идите по билетам!». Само собой: такой прием не только оставшихся немногочисленных распугает, но и сильно проредит и без того не больно-то густую зрительскую аудиторию. Так что: аккуратнее, Тим, аккуратнее и щедрее, вы ведь все-таки музыкант, а значит, человек мудрый и ловкий. С прессой, особенно при освещении столь авангардного жанра, надо выстраивать заботливый и конструктивный диалог. От него в наибольшей степени зависит, что донесут журналисты потенциальной фестивальной публике: помогут собрать аудиторию или нет. Разумеется, на фестиваль такого уровня необходимо целенаправленно привлекать и российских джазовых журналистов: если фестиваль назван международным, в прессе его нужно освещать как минимум на уровне события российского масштаба, чем фестиваль, собственно, уже и является.

Вот с региональной властью, похоже, диалог удалось наладить. Во всяком случае, известно, что состоялась встреча организаторов фестиваля Резицкого с министром культуры Львом Востряковым. А на пресс-конференции присутствовала сотрудник министерства, которая пообещала от имени областного правительства поддержку и понимание. Что будет реально, в чем конкретно выразится названная поддержка – видимо, проявится в скором времени. Во всяком случае, пока названное сотрудничество никоим образом замечено не было. Разве что Тим Дорофеев перестал публично жаловаться на игнорирование властью его многолетних инициатив.

Идея и реальность

Но вернемся к идее фестиваля и зайдем немного с другой стороны. Раз фестиваль Владимира Резицкого, то есть в его духе, в его традиции, может быть, достаточно уже реверансов в сторону знаменитого архангельского музыканта при каждом удобном и не очень случае? Никто не сомневается в его значении для мирового джаза и для провинциального Архангельска. К тому же, архангельская улица Розы Люксембург, на которой некогда жил Владимир Резицкий и которую друзья в шутку называли «улицей Рези Люксембург», от переименования в честь джазмена не станет чистой и ухоженной, а грязная – пусть уж лучше по-прежнему носит имя той революционерки. Достаточно реверансов, друзья, а то, ей богу, начинает казаться, что единственный смысл в бесконечном оглядывании в прошлое в том, чтобы этак невзначай и со значением напомнить современникам: да-с, и мы там тоже были-с, и мы с ним тоже играли-с…

В общем, если фестиваль называется не «Имени Владимира Резицкого» или «Памяти Владимира Резицкого», то он не должен каменеть, превращаясь в мертвый холодный монумент, и не должен быть повернут в прошлое. На мой взгляд, это самый принципиальный момент. Странно, что это приходится напоминать, объяснять и доказывать организаторам. К слову, фотовыставка «Современный джаз», выставка двадцатилетней как минимум давности, развернута целиком как раз в прошлое. И, при всем уважении к автору, замечательному фотографу Александру Забрину, современный джаз не отражает. Новейшую историю – да. Современность – нет.

Резицкий удивлял, порой шокировал публику, поднимая в творчестве, к примеру, актуальные социально-политические темы: ведра на голове и плакатик «ГЛСНСТ» вместе с ехидными частушками ведь были не просто хохмой – в то время это был серьезный вызов официозу. Так осмельтесь, сделайте нечто подобное! Резицкий привозил на фестиваль «Дни джаза» порой совсем неджазовые, но яркие, интересные, самобытные коллективы, собирающие полные залы… Что вам мешает сделать это сегодня? Резицкий устраивал праздники музыки из своих фестивалей, так оставьте в покое свои претензии в сторону прессы и публики – попробуйте нас развеселить или хоть порадовать! Раз уж, действительно, вы берете на себя такую смелость называться фестивалем Резицкого...

Но вопрос от прессы, когда же на фестивале появится, к примеру, «хип-хоп» как часть современной музыкальной культуры (и не обязательно часть туповатая и попсовая, а вполне серьезная) едва ли не повергает организаторов в ступор и ставит в оборонительную позицию. Хотя этот жанр – современник «новой музыки», то есть существует, по меньшей мере, полвека, и в нем тоже принципиальное место занимают свобода творчества и импровизация. Да бог с ним, с виртуальным пока хип-хопом: параллельно с фестивалем Резицкого, который шел три вечера подряд, в Архангельск с единственным концертом приехал реальный ярчайший этно-проект «Sage» с австралийским диджериду, тувинским горловым пением и древне-славянскими мотивами творчества. Почему в программе одного из концертов фестиваля Резицкого не было этих ребят из Екатеринбурга, я искренне не пойму. Но догадываюсь, что Резицкий точно смог бы найти возможность их пригласить, втянул бы в свою атмосферу.

Упустив «Sage», тем самым организаторы показали опасное равнодушие по части привлечения самой перспективной, молодежной аудитории. За все три фестивальных дня молодых лиц в зале – считанные единицы. На сцене – буквально один молодой исполнитель, учащаяся архангельского музыкального колледжа, и ни одной молодежной группы. Концерт «Дети в джазе» в расчет не берем. Мило, конечно, наблюдать из зала, как очередное юное дарование, отбарабанив вызубренную партию, теряется на сцене с инструментом в руках, и как его подбадривает маститый джазмен. Мило, но и только. Нет никакой гарантии, что нынешние способные детки через год-другой изберут своим основным поприщем джаз. Ведь кого они сами выдели на сцене? Взрослых дядек и седых стариков? Все! Выходит, пока организаторы сами не очень-то заботятся о собирании и взращивании аудитории, оставляя для жанра все более сужающиеся рамки. Ведь поколение, однажды вовлеченное Резицким в джазовую вселенную, неизбежно уходит.

А что было на четвертом фестивале Владимира Резицкого? Сейчас вспомним.

Вечер первый. Слабая заявка

Зрителей в зале – немногим больше ста человек, что уже успех для джаза, который в российском менталитете всегда связывается с интеллектом, изысканностью и элитой (ни то, ни другое, ни третье сейчас не модно). Ладно-ладно, есть еще некое оправдание, что все-таки пятница, конец рабочей недели, устали люди… «Да, – признается девушка на билетном контроле, – есть и сейчас концерты аншлаговые, когда мы еще стулья к переполненным рядам приставляем, хотя не на джазе, конечно». Испорчен вкус, царствует шоу-бизнес в беспощадном отечественном изложении…

Что можно этому противопоставить? На сцене – архангельские коллективы, в основном демонстрирующие скучноватый, хотя и искренний мейнстрим. Единственное, пожалуй, исключение – дуэт «ББ», разнообразивший вечер джаз-роком, музыка Юрия Багрецова и Алексея Барандова нет-нет да перекликалась с острым «фри» Резицкого. Ну, оркестр в фойе – не биг-бэнд, конечно, но вполне себе джазовый коллектив. Да, разумеется, прекрасные танцовщицы «Солнце Маори» в интересном представлении Сергея Жигальцова и Николая Дмитрука, если бы не… досадный привкус художественной самодеятельности. Да, красиво, да, загадочно, но… ни о чем, простите. Проснитесь, ребята, на дворе давно уже не начало 90-х!… Тем же «худсамодом» отдает куцый экранчик, подвешенный над сценой в большом зале для демонстрации медиапроектором эмблемы и спонсоров фестиваля Резицкого. Это у меня зрение хорошее, потому я и смог прочитать все предложенные надписи, в отличие, уверен, от большинства.

Вечер второй. Как выяснилось позже, центральный

Суббота. Народу, действительно, заметно больше – порядка трехсот человек, так что можно почувствовать зал, полноте и «температуре» которого, впрочем, никак не способствуют бабушки в народных костюмах, исполняющие в фойе АГКЦ народные песни. Хороший коллектив, душевный, веселый… да вот развеселить-то могут только сами себя. Чем и занимаются, по преимуществу: публика проходит мимо – мимо... Потому что фольклор – это точно не бабушки, поющие девичьи песни.

Ну, наконец-то. Бывалые музыканты из башкирской джазовой группы Олега Киреева «Орлан» знают, как завести зрителей и все первое отделение настойчиво «повышают температуру» зала. Ближе к концу их выступления публика отбивает аплодисментами ритм буги-вуги и даже пускается хором осваивать премудрости азиатского горлового пения. Караван идет!

Второе отделение. Долгожданный «фри-джаз». Архангельские музыканты вместе с московским саксофонистом Алексеем Кругловым. Музыка, которую сопровождают стихотворные зонги. Немногочисленные любители оживляются. Те, кто «не против», наоборот, засыпают. Но большая часть зала такому повороту сценария не очень-то рада. Терпят. Все же земляки на сцене, к тому же земляки прославленные: Владимир Тарасов и Юлег Юданов на ударных, Тим Дорофеев на гитаре. Тут, сравнительно, понимаешь, насколько предшественники из «Орлана» совсем не попсовые, ближе к популярной музыке, и насколько музыка, созвучная творчеству Резицкого, строга и бескомпромиссна. Хотя изредка озорно подмигивает, откидывая рыжую челку.

Третье отделение. Вот уж точно «отожгли»! Хрипят, кашляют, бредят, шепчут, воют. Мало того, что московский квинтет «Goat`s notes», вытащив на сцену до кучи Алексея Круглова, талантливо играет спонтанную абракадабру, так в их арсенале еще и куча перкуссии, начиная от электронного синтезатора и заканчивая «собачьим» цыпленком-пищалкой. Такой крутой «фри» – уже и не джаз, соглашаются сами музыканты, это уже, собственно, авангард – та самая «новая музыка». Эти высокообразованные представители среднего возраста подтверждают мою догадку: вновь, как и в 60-е годы прошлого века, в воздухе повсюду висит что-то такое, что почти заставляет играть именно такой, кособокий и почти никак не оформленный, материал. Переслушав запись с концерта наутро, убеждаюсь: да, это «корабль дураков»; да, действительно, выходя на сцену, они никогда не знают, что именно сыграют и чем закончат выступление. Принципиальная, безапелляционная импровизация, слегка раздражающая даже авангардного Тарасова! Но при этом… блестящий уровень исполнительского мастерства, острое чувство ритма, внятно выговоренные музыкальные фразы, а потому – сосредоточенное внимание друг к другу.

Эту круто заваренную музыкальную кашу, это гениальное хулиганство разжевать и проглотить способны уже совсем немногие. Гурманы тают в блаженстве, в то время как чуть не с каждого ряда уходят сразу по три-пять несогласных, уставших, либо вдруг вспомнивших, что дома их ждет что-то такое важное-преважное. А что вы хотели: фестиваль новой джазовой музыки и современного искусства – на афише так и написано.

Красивые молодые женщины у гардероба сознаются: «Да, мы – не элита, мы – массовый зритель. Авангард труден, а мы хотим джаза, еще джаза: где еще он будет сегодня?». Но со сцены, видимо, забыли объявить, что традиционный фестивальный джем-сейшн будет и пройдет там-то и там-то. А может, его и не было? Или был, но для самого узкого круга? Неясно. Самые доступные, но тоже неполные сведения – лишь в электронной социальной сети: никаких внятных афиш, брошюрок, флаеров. «Партизанский» какой-то фестиваль… Сомневаюсь, чтобы именно таким задумывали его организаторы.

Фото Николая Карнеевича

Вечер третий. «Для души»,

…который подтвердил, что кульминация фестиваля была накануне, на дуплетном выстреле московских и архангельских музыкантов.

Людей в зале снова заметно меньше. Буквально по неписаным законам современной жизни: если в пятницу люди отходят дома от прошедшей рабочей недели, то в воскресенье – отсиживаются по домам в преддверии недели наступающей. Фестиваль эту закономерность не преодолевает, может быть, пока.

На сцене выразительный и мелодичный дуэт отца и сына Леонида и Николая Винцкевичей. Музыканты из Курска искренне недоумевают по поводу горячего приема архангельской публики, трогательно благодарят в ответ. Играют на грани фри-джаза довольно сложный материал, зрителей подкупает искренность исполнения и высокое мастерство: плотность звука настолько высока, что временами кажется, будто на сцене не дуэт, а целый ансамбль музыкантов.

Второе отделение – тоже мелодичный легкий фолк-рок из Норвегии. Само собой, солистка группы Сигрид Молдестад не забывает о пропаганде эмансипации. Забавный анахронизм не мешает наслаждаться неспешной лиричной музыкой со скрипичным соло. К тому же, на сцене солирует не только скрипка, но и ее гораздо более древний европейский фолк-предшественник – фиддль.

Завершает концерт «Оркестр московских композиторов». Название ироничное, предупреждает ведущая Елена Сергиевская: в коллективе, который, конечно, не оркестр, а небольшой ансамбль, произведения складывают и называют довольно странно: «Пьеса в форме груши», «Хороший Чап». Качающееся вальсирование с парадоксальным содержанием наполняет зал, оставляя о фестивале долгое благородное послевкусие.

Краткий итог

Итак, в программе трех фестивальных дней было много плотного, честного джаза с изрядной долей фолка и особенно с увесистой частью подлинного авангарда. Разнообразный, интересный материал. Фестиваль Владимира Резицкого, по большому счету, и в этот раз оправдал свое название. Он действительно стоит особняком в ряду архангельских музыкальных, в том числе, джазовых событий. Но явные недочеты требуют немедленного исправления, чтобы Архангельск не терял репутацию передового джазового центра.

И в завершение, особая благодарность бессменной ведущей фестиваля Резицкого московскому музыковеду Елене Сергиевской. Во многом именно благодаря ее вниманию и поддержке этот музыкальный проект обретает вес и значительность на российском уровне, именно она постоянно тормошит своих земляков, архангельскую публику: не спите, вы живете в городе Резицкого! 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 22 октября 2014

Заголовок в газете: «Партизанский» фестиваль

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру