Сможет ли библиотека изменить город?

Борис Куприянов, провел в библиотеке имени Добролюбова весьма занятную лекцию. Директор легендарного московского книжного магазина «Фаланстер» порассуждал на тему «Модернизация библиотек: влияние на культурный облик города». 

Сможет ли библиотека изменить город?

Реформированием московских библиотек Борис Куприянов с единомышленниками занялся при руководителе департамента культуры Москвы Сергея Капкова. По мнению Куприянова, библиотека – само по себе очень «левое» место, даже если там стоят «правые» книги. Это открытое бесплатное интеллектуальное пространство, где у человека есть возможность выбора.

Борис Куприянов – ключевая фигура независимого книжного дела современной России. Закончил институт в 1995 году, когда страна переживала мощный либеральный призыв: все стали коммерсантами, начали чем-то торговать.

– Я тоже, – рассказывает Борис, – но уже после 1998 года. Любил книги, много читал, поэтому напросился к своему другу работать продавцом в магазин «Гилея». На тот момент это был один из лучших книжных Москвы. Эмоционально заниматься книгами затратно, а финансово – не очень выгодно. Но это доставляет большое удовольствие. Это мой основной стимул. Мне нравится, что книга дает человеку возможность измениться своими силами, создать свой мир. «Фаланстер» познакомился с идеологическим давлением в 2005 году: магазин подожгли несогласные с нашей идеологической и политической позицией. Мы были готовы к вмешательству власти в культуру и литературу за много лет до того, как с этим столкнулось остальное общество.

Страшно далеки они от народа

Мечта Куприянова – чтобы какую-нибудь московскую библиотеку ограбили на предмет книг. Тогда, считает он, библиотека, наконец, подтвердит свое драгоценное значения для городского пространства.

В Москве ситуация с библиотеками сложная. Всего их несколько сотен, и больше половины учреждений отгораживаются от посетителей, почти борются с ними, как бы парадоксально это ни звучало. Например, работают в неудобное для горожан время, согласованности между ними нет, а посетить библиотеку в соседнем московском районе, не по прописке, практически невозможно. Даже если она от вас – дорогу перейти.

С другой стороны, общества в столице уже практически нет. Людям негде и незачем собираться, чтобы делать что-то вместе, а в некоторых случаях уже и запрещено. Житель мегаполиса обитает только в своей квартире. Косвенное доказательство тому: соседи, годами живущие в одном подъезде, перестали здороваться друг с другом при встрече. Между тем, город от любого другого поселения только то и отличает, что горожане заинтересованы друг в друге, что-то вместе решают и делают.

Нам, провинциалам, не стоит обольщаться. По закону жизни общества столичные события спустя некоторое время копируются на периферии, так что пока есть время подготовиться. Не знаю, может быть, в областной библиотеке больших трудностей и нет. Добролюбовка уже на протяжении десятилетий известна в городе и области как социально-культурный центр. Так ли обстоит дело и в остальных «храмах знаний» региона?

По мнению Куприянова, именно библиотека, и только она, с правильно отлаженной работой, может стать точкой нового собирания городского социума. Причем, ремонт, мебель, обстановка и атмосфера в библиотеке должны быть лучше, чем дома. Само собой, на выдаче книг недопустимы «фурии», а окна должны быть обязательно расшторены, чтобы этот удивительный мир, мир спокойно читающих людей, с улицы мог увидеть любой прохожий… и войти…

Согласитесь, все это звучит довольно непривычно. Но в мире давно ищут и находят места, где люди могли бы собираться, чтобы быть вместе, быть обществом. В Мексике такими местами являются парки, а в Северной Ирландии именно библиотеки взяли на себя неожиданную, но важнейшую социальную роль. Население сдает туда оружие, так как заявиться вооруженным, скажем, в полицейский участок гораздо сложнее.

Где наши меценаты?

Если же воспринимать культуру как отрасль, а библиотеки только как сакральные хранилища знаний, то будущее у нас не самое лучшее, уверяет Борис Куприянов. Да, библиотека должна быть публичной и да, бесплатной для читателя. Но, разумеется, очень бесплатной для городской власти. Дорогую мебель и обстановку власть должна поставлять именно сюда и не скупиться на других статьях библиотечных расходов. Арифметика здесь проста и… тоже парадоксальна. То есть внешне исключительно убыточные инвестиции в библиотечное дело через несколько лет оборачиваются выгодой для города. Из расчета на рубль вложений – два с половиной рубля прибыли. Разумеется, прямо библиотека ничего не заработает, но… сократится уличная преступность, изменится городская среда и так далее и так далее.

Так что остается, видимо, уже совсем немного подождать, когда городские и областные депутаты Архангельска станут в очередь благотворителей, а на улицах столицы Поморья чаще торговых центров либо вместо них будут строиться и открываться новые библиотеки и другие культурные центры. Ведь в городе нет самых необходимых для нормального существования культуры зданий: современных музейных и книжных хранилищ, большого выставочного и настоящего концертного зала. Скажете, такое ожидание от депутатов и других состоятельных людей – утопия? Отвечу: нет. На Руси всего столетие назад были известны настоящие щедрые меценаты, вовремя поддержавшие отечественную науку, культуру и искусство. Осталось, пожалуй, только кликнуть: эй, Морозовы и Мамонтовы наших дней! Пришло ваше время!

В мире – зима: времена выживания в самом разгаре

Да, идея Крупской была гениальна. Согласно ее замыслу, детские библиотеки были нужны, чтобы дети смогли быстро научиться читать, а взрослые – чтобы граждане смогли быстро модернизировать общество. Примерно так все и происходило до самых недавних пор, но… нынешнее общество в Ломоносовых уже не заинтересовано! И если появится новый Ломоносов, или Королев, то им никто не даст ни таких ресурсов, ни такого внимания.

К несчастью, модернизм с мировой повестки дня снят. А в среде постмодернизма нужно учиться выживать, приобретая новые функции. Кризис глобальный, его переживает все человечество. Только мы, россияне, от этой проблемы прячемся, а в мире – напротив. Среди популярных британских телешоу, к примеру, существует «Дом-2 наоборот». Где из нескольких пар, заселившихся в дом под Манчестером, выигрывает та, что потратит на проживание меньше всего денег, не голодая. Еще одна из популярных передач – как приготовить еду дешево, но вкусно, как в ресторане. Причем, это шоу ведет представительница высоких британских кровей, герцогиня. Поэтому и в литературе наиболее востребованы книги, показывающие как, скажем, представители одной семьи в жестких условиях кризиса переживают смену общественных формаций.

И большего позора нет, чем русские книжные представительства на Франкфурктской, Американской, Парижской, Лондонской ярмарках. Там наше книгоиздательство представлено, как товары из Северной Кореи на мировом рынке: абсолютно безобразно. Тому есть ряд причин: плохой уровень работы выставочной индустрии, «закрытая» отечественная культура, наши писатели по преимуществу не говорят по-английски, вопросы, волнующие российских литераторов, мало затрагивают интересы жителей других стран мира. Но самое главное – Россия – очень негуманитарная страна.

Срочно спасать романтиков!

Согласно данным недавнего исследования, молодежь, что приходит работать в российские библиотеки, желает изменить мир. На огромной волне романтизма, соответственно, с жаждой сделать что-то интересное. На новичков сразу наваливают огромное количество скучной работы. В результате семьдесят процентов уходят в течение первого года работы разочарованными, оставшиеся «перевербовываются» – становятся куда большими консерваторами, чем те, кто уже давно работают в библиотеке.

На этом фоне деятельность Бориса Куприянова и его единомышленников имеет скромные, но веские победы. Когда они открывали московскую библиотеку Достоевского, специально оставили в штате старый персонал, хотя это был большой риск.

Например, бывшая заведующая очень не полюбила реформаторов. Еще бы. Они выгнали из «храма знаний» ее кошку (в зале понимающе смеются). Но зато потом, через три-четыре месяца, начались изменения. Мало того, что эта сотрудница пришла на работу в кедах и джинсах. Недавно в интервью для очень авторитетного журнала «Урбан урбан», она дала такую оценку общего состояния московских библиотек: чудовищное консервативное болото. То есть произошла обратная «перевербовка» в сторону творчества, живого отношения к людям. Теперь она работает гораздо больше и труднее: среднее число посетителей – 280 человек, тогда как ранее посетителей было максимум пятьдесят человек в день, выдавалось по абонементу не более пятнадцати книг и почти не действовал читальный зал. Работа стала интереснее и приятнее, потому что оказалась исполненной достоинства. Так что не испугало даже некоторое уменьшение зарплаты (хотя можно догадаться, что и московские библиотекари получают немного).

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 22 октября 2014

Заголовок в газете: «Книга должна остаться, а библиотека – измениться!»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру