В Добролюбовке десять дней гостили куклы

 В отделе литературы по искусству библиотеки им. Добролюбова среди книг жили «чудики набитые». На одноименной выставке представлены текстильные игрушки архангельского художника Алены Хан.

В Добролюбовке десять дней гостили куклы
Алена Хан - кукольных дел мастер

Алена занимается созданием кукол относительно недавно, но очень умело – сказывается околопрофильное образование конструктора одежды и дизайнера, многолетняя работа в ателье и в полиграфии. К необычному творчеству художника привела любовь к текстилю, скандинавскому стилю и, конечно же, вдохновляющий талант мастера Тильды Натальи Старицыной.

Тильда – тряпичная кукла с характерными признаками: глазами в виде маленьких точек и румяными щечками. Автор этого образа норвежская художница Тони Финнангер. Тряпичные персонажи, созданные на основе Тильды, сегодня весьма популярны и узнаваемы – ее характерные черты: лаконичность и изящество, внимание к деталям. Алена же нарушила границы принципов известной куклы.

– Осталось все главное: базовая выкройка, когда голова цельная с телом и ручки-ножки пришиты; пропорции – маленькая голова, тонкие конечности и довольно массивное тельце; силуэт – вытянутый треугольник или ромб; характерное примитивное лицо без ротика, иногда и без носа, глазки – точки. В целом и образ незамысловатый, и одежки без особых претензий, но должно быть что-то, что вызовет улыбку, – объяснила Алена. – Кроме того, стараюсь сохранять нежные пастельные цвета Тильды, милые легкие рисунки тканей, сочетание простоты и утонченности.

Мастер шьет кукол в основном на заказ, поэтому множество идей в голове Алены не всегда находит отображения в набитых чудиках. Некоторые заказчики хотят видеть в игрушке чей-то прототип. Чаще художник не пытается изобразить сходство в лице, потому что далеко не все люди похожи на Тильду, как ни старайся. Пользуется более простым и одновременно результативным способом одежда и тематические аксессуары игрушек. У заказчика художник узнает некоторые подробности биографии, например, профессию.

– Служил человек на флоте, давно, сейчас не актуально, но потом он долго работал в МЧС врачом, спасал людей, значит – спасатель, отсюда ключевой спасательный круг. В итоге все равно моряк. И глаза большие и немного печальные, – рассказывает Алена. – Другая кукла – не совсем портретный, но очень характерный петух, не Тильда совсем, и на заказчика вроде не похож – получился с четвертого захода, когда поняла, что он должен быть пиратом...

На выставке портретными являются девушка-йог, девочка с коньками, турист, моряк с супругой. У готовых кукол иногда обнаруживается сходство с реальными людьми или какими-то их чертами внешности либо характера. Иногда игрушка находит хозяина не сразу: были случаи, когда женщина, увидев игрушку в виде кошки, восклицает: «Это же я!»

– Покупают, конечно, больше дамы, в основном на подарки друзьям и близким, детям на Новый год и, что особенно радует, говорят потом, что дети любят с ними играть, – рассказала мастер. – По-моему, текстильная кукла для того и предназначена, чтобы не только интерьер украшать, поэтому стараюсь шить так, чтобы ребенок мог с куклой общаться: и поставить, и посадить, и обнять, и одеть, и раздеть, и уложить, и сказку рассказать.

Любовь людей к творчеству Алены неудивительна, ведь мастер старается прочувствовать характер каждой игрушки, думает о ней при работе – для нее очень важно найти душу каждой куклы: ключевое слово, фраза, время, общество, среда, интересы и прочее – у каждой своя история.

Это первая выставка художника. Трогательное название произошло, оттого что игрушки забавные, а некоторые немного странноватые. Творчество Алены Хан – это как раз тот случай, когда ремесло переходит в искусство. В экспозиции также представлены лоскутные коллажи, созданные автором в качестве иллюстраций к статье в журнале «Настроение».

Почти все игрушки, представленные на выставке, сделаны по заказу, поэтому хозяева расстались с ними ненадолго.

– Насколько я слышала, у каждого мастера есть кукла, с которой он не смог расстаться, и у меня такая появилась, одна из первых, – призналась Алена. – Замечено, и не только мной, что когда сделаешь куклу, зверушку или что-то еще, они сразу становятся не моими.

По мнению Алены, кукла – это проекция… друзей, близких, наших желаний... Она также приемник и хранитель, слушатель и наблюдатель, модель для обучения и поле для экспериментов – в общем, некий микросоциум. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 12 ноября 2014

Заголовок в газете: Чудики набитые

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру