Существующий курс на возрождение сельского хозяйства в регионе показывает свою несостоятельность

 После введения санкций в отношении России в нашей стране исчез ряд товаров – тут же начались разговоры об импортозамещении. Однако наш местный «ответ Чемберлену» пока остается всего лишь словами – власть предпочитает иметь дело только с крупными хозяйствами, количество которых никак не соответствует потребностям региона.

Существующий курс на возрождение сельского хозяйства в регионе показывает свою несостоятельность

Многие годы агропромышленный комплекс области приходил в упадок. Конечно, были сильные предприятия, которые умудрялись не только выжить, но и начать развиваться, но многим пришлось очень нелегко. Мелким фермерским хозяйствам в буквальном смысле приходилось бороться за существование. Вместо помощи и поддержки они получали все новые палки в колеса: налоги, разрушенная инфраструктура, сложности с реализацией, захватившие весь рынок сбыта агрогиганты. При этом правительство регулярно заявляет о поддержке фермеров и о том, насколько перспективно заниматься сельским хозяйством. Сами же фермеры разводят руками и говорят, что никаких перспектив и плюсов они уже давно не видят. Да что там говорить о небольших предприятиях, когда в области закрылось сразу несколько крупных птицефабрик, а сегодня на волоске висит судьба такого сильного совхоза, как «Любовское». Хотя он в отличие от многих других рентабелен. Многие годы его продукция востребована и поставляется на рынок Архангельска и Северодвинска. Но из-за того, что руководство Приморского района не подписало истекший договор аренды на земли, где расположено предприятие, его может ждать весьма плачевная учесть. Площадь предприятия составляет 1100 гектаров, и треть ее принадлежит Приморскому району. Если «Любовское» лишится этих земель, то придется сокращать производство, упадет рентабельность, снизятся зарплаты работников.

И вот теперь, когда уже со стороны Кремля прозвучала информация о необходимости заместить импорт собственными продуктами, а полки магазинов потихоньку стали пустеть, опять заговорили о поддержке сельского хозяйства.

Чтобы разобраться в ситуации и понять, может ли наша область справиться со сложившейся ситуацией, на днях прошел круглый стол по вопросам продовольственного импортозамещения и развития сельского хозяйства региона. Специалисты собрались, чтобы высказаться по сложившейся ситуации.

Гигантомания в минусе

– Стоит отметить, что все наши сельхозпредприятия до сегодняшнего дня работали на пределе нулевой рентабельности и даже в минус, – сообщил экс-министр сельского хозяйства, а ныне председатель правления аграрного движения Владимир Личный. – И этот минус компенсировался только за счет дотаций, которые давала федерация или регионы. Согласно статистике, за последние годы у нас по таким направлениям, как яйца, мясо, молоко, идет спад. Причем на данный момент тенденции к улучшению нет. Спад продолжается. Нет ни программ, ни видения ситуации, а значит, нет и предпосылок для роста.

Действительно, не так давно закрылись Котласская и Няндомская птицефабрики, обанкротился «Северный бекон». По сельхозпроизводителям сильно ударил рост цен на электроэнергию. Так же сказывается дороговизна комбикормов. А ведь для того чтобы получать качественное молоко, необходима хорошая кормовая база.

– Нам обязательно нужно вернуть в область зерно и комбикорма, – уверен Личный. – В свое время это планировалось сделать в Коношском и Каргопольском районах. Но сменилась власть, и программу закрыли.

Зато при том, что Россия полностью обеспечивает себя зерном, его даже для нужд комбикормового производства в Архангельске купить практически невозможно. И чтобы самостоятельно производить комбикорм, это зерно надо выращивать на своей территории и строить завод. И пока этих целей не заложено ни в одной программе развития села, собственные продукты животноводства так и останутся «золотыми».

По подсчетам специалистов, одного только картофеля область потребляет 160 тысяч тонн в год. А все сельхозпредприятия области, включая приусадебные и личные хозяйства, производят 110 тысяч тонн. Итого 50 тысяч тонн в дефиците, чтобы покрыть который, нужно ввести пять тысяч гектаров новых земель. Для этого может потребоваться несколько лет. И все таки область сознательно вгоняет себя в зависимость от крупных производств и напрочь лишается более мелкого сегмента, который в принципе способен при должном внимании более гибко реагировать на агрессивные внешние факторы.

Модернизация под санкциями

Эффективность крупного сельского производства сегодня напрямую зависит от механизации и оптимизации производственного процесса. Однако из-за того, что соответствующее оборудование производится в основном за границей, необходимая механизация влетает в копеечку.

– Нужно отдавать себе отчет в том, что одномоментно получить все необходимое невозможно, – считает заместитель министра АПК и торговли Ирина Божанова. – У нас производится недостаточное количество мясо и молока. Так же к нам завозятся импортные овощи. Кроме того, сегодня российское машиностроение находится не в лучшем состоянии. Сельхозоборудование не производится. Большая часть оборудования, которое используется фермерами, импортное. Естественно, оно нуждается в ремонте, а значит, нужны запчасти. Но из-за санкций их не купить.

Мерзость запустения

Помимо внешних санкций существуют и более печальные процессы, которые стремительно подходят к точке невозврата, – работать на селе скоро станет некому.

– По всей области наблюдается отток населения из глубинки. Посевные площади не востребованы, – констатировала Божанова. – Сегодня нам надо создать в стране логистическую инфраструктуру, строить современные овощехранилища. В Архангельской области, в первую очередь, необходимо хранилище для картофеля. Кроме того, расставляя приоритеты, мы должны понимать и реальность сроков их выполнения. Нужно рассчитать, сколько необходимо средств для стимулирования притока инвестиций в наше сельское хозяйство. На мой взгляд, сейчас решить возникшие проблемы нужно за счет имеющихся мощностей, то есть развивать предприятия, который функционируют на данный момент, а не начинать строить новые. А неэффективные предприятия должны или реконструироваться, или уйти с рынка.

Тем не менее, за подобными настроениями стоит куда более серьезная проблема. Пока область ждет инвестиций и делает ставки на крупные агрохолдинги, большая часть населения рискует вообще остаться не у дел. Это касается в первую очередь мелких фермеров. И область, к сожалению, не видит способов их включения в общее производство сельхозпродукта, что способствует дальнейшему вымиранию этого сегмента сельскохозяйственного рынка.

К примеру, построили в Устьянском районе новую технологичную животноводческую ферму. Казалось бы, все идет по плану. Так, по словам министра АПК и торговли Дмитрия Карельского, предприятие социально ориентировано:

– Предприятие «Ростово» несет и большую социальную нагрузку, – отметил министр. – Этим летом в деревне появилась новая асфальтированная дорога, соединяющая все фермы с центральной трассой. На эти цели хозяйство выделило три миллиона рублей. Таким эффективным предприятиям государственная поддержка оказывается в приоритетном порядке.

Открытым остается вопрос, а для кого все это? Да, деревня, на территории которой эта ферма располагается, вроде бы в шоколаде. А вот и оборотная сторона:

– У нас в одном из районов построили высокотехнологичную сельскохозяйственную ферму, – сообщил на одном из совещаний губернатор Игорь Орлов. – Численность рабочих на этой ферме – 80 человек. А знаете, сколько людей лишилось работы из-за этой фермы? Две с половиной тысячи. Потому что все, что производилось и потреблялось в этом районе, ушло на эту ферму. Я абсолютно не против этой фермы. Мы много потратили на то, чтобы она заработала и создала соответствующий уровень развития района.

По всему выходит, что решение одной проблемы не только не устраняет социальную напряженность на селе, но наоборот, создает еще большую. И вариантов помощи мелким хозяйствам как не было, так и нет: нет торгово-закупочной кооперации, нет попыток снизить бюрократический барьер при реализации фермерской продукции, нет даже организованных мест торговли фермерской продукцией.

Размытые перспективы

Вместо того, чтобы обратить внимание на местный потенциал, почему-то стало принято смотреть в сторону братской, но куда более самодостаточной в сельскохозяйственном плане Белоруссию или, что вообще выглядит нелепо, на страны, поставляющие нам продукты, которые ранее росли в каждом огороде. Говорят, что законы рынка диктуют завоз морковки из Израиля или редиски из Пакистана. Подобные законы очень скоро полностью могут поставить регион в зависимость от привозного. Модное словечко «импортозамещение» в этом ключе звучит как-то совсем коряво.

– Сегодня у нас есть два пути: либо мы будем закупать продукты в странах, где нет санкций, либо производить самим, – делает нехитрый вывод заместитель председателя комитета Архангельского областного Собрания депутатов по аграрной политике, рыболовству и торговле Владимир Петров. – Но у нас очень высокая себестоимость и очень низкая конкурентоспособность. Большинство предприятий убыточные. И просто так нам не заместить ту продукцию, которой мы лишились. К примеру, для того чтобы построить ферму и запустить ее, нужно 3–4 года. Да и люди уже привыкли к европейскому качеству продукции. Но невозможно сразу перенять технологии. Так же у местных производителей есть серьезные проблемы с доступом к торговым сетям. Некоторые, например, предпочитают возить молочную продукцию из Белоруссии, а не брать на реализацию местное.

И опять же, все заявления ограничиваются банальной констатацией фактов.

– Чтобы поддержать производителей, нужна программа сельхозкооперации. Это очень поможет фермерам, – уверен председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Архангельской области Михаил Силантьев. – Кроме того нужно организовать сельхозконсультацию, чтобы люди могли свободно получать всю необходимую им информацию. Также на сегодняшний день в области нет нужно количество убойных пунктов, да и из существующих сертификацию сможет пройти, может быть, только один. И куда фермерам девать выращенное животное? Да никуда!

Похоже, что вместо того чтобы создать грамотную логистику местного сельского хозяйства, предпочтительным считается в ущерб региону и дальше сводить на нет все перспективы его развития, кажущиеся все более и более туманными.

Ставка на личные хозяйства

При этом, несмотря на, казалось бы, полную утопичность происходящего и всеобщий упадок сельского хозяйства, в нашей области еще остались те, кто живут и пытаются развиваться.

– Мы увидели, что у нас происходит уменьшение поголовья крупного рогатого скота, вспоминает председатель комитета по сельскому хозяйству Приморского района Владимир Хозяшев. – Чтобы исправить ситуацию, решено было сделать районную программу поддержки личных подсобных хозяйств, рассчитанную до 2015 года. В 2012 году мы провели встречу с людьми из 14 муниципальных образований и объяснили им, какую поддержку они могут получить. И знаете, нам удалось остановить спад. В программе на данный момент приняло участие 50 человек. Было приобретено более ста голов крупного рогатого скота. Мы считаем это неплохим успехом и шагом вперед.

Бревна и не заметили

Результатом круглого стола стала резолюция, в которой рекомендуется существенно увеличить объем финансирования программ поддержки села из федерального и регионального бюджетов. Так же было предложено оперативно разработать и утвердить новую редакцию государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы и принять меры по финансовому оздоровлению агропромышленной отрасли и централизованному частичному или полному списанию либо пролонгации ранее накопленной кредитной задолженности. Также для сдерживания роста цен на рынке продовольствия предлагается более активно использовать антимонопольные меры, а сельскохозяйственным предприятиям шире оказывать техническую, технологическую и консультационную помощь.

Однако вопрос масштабного возрождения сельского хозяйства в регионе так и остался подвешенным, и главный стимул для большинства сельских жителей работать на своей земле продолжает таять. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №47 от 19 ноября 2014

Заголовок в газете: По сусекам поскребли

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру