Дмитрий Карельский уверен, что наши сельхозпроизводители вполне самодостаточны, а посему говорить об упадке отрасли, на его взгляд, не совсем правильно.
– Мы вновь запустили Котласскую птицефабрику, у нас наблюдается рост по производству яиц и молока, за девять месяцев этого года агропром получил 459 миллионов рублей чистой прибыли, а рентабельность продаж составила почти 18 процентов, – рассказал министр. – Прибыль предприятия вкладывают в модернизацию, закупку скота и прочее. Средняя зарплата в нашей отрасли составляет 23 тысячи рублей. Да, это меньше чем в среднем по региону, но больше, чем во многих других отраслях.
Понятно, что в силу своих климатических условий в нашей области можно заниматься не всем видами сельскохозяйственного бизнеса. Оттого и некоторые показатели не слишком высоки. О страусиных фермах, конечно, никто не говорит, но вот вполне обычное для наших широт свиноводство в силу каких-то обстоятельств не может соперничать с белгородским, где взращивание порося поставлено на поток.
– Тут мы не можем конкурировать. Но мы в свою очередь делаем акцент на производство молока, – заявил главный аграрий Поморья.
Коров меньше – молока больше?
Правда, как выяснилось, поголовье крупного рогатого скота в регионе снижается и на сегодняшний день составляет порядка 30 тысяч голов, что значительно меньше, чем в прошлые годы. Коровы, видимо, к своему несчастью, попали под раздачу вместе с «неэффективными» мелкими фермерами:
– В 2012 году нами был выбран курс на выбраковку непродуктивных животных, и вот уже два года подряд мы наблюдаем существенный рост надоев. Сегодня одна корова производит в среднем 5800 килограммов молока в год, что на одиннадцать процентов больше прежних показателей.
Не вполне ясно, за счет чего оставшиеся в живых буренки опередили по надоям прежние показатели: то ли просто с радости, то ли за счет того, что в рацион попала пайка их более невезучих коллег. Однако вопрос комбикормов в области остается: зерно не выращивается, профильного завода нет и закупать сырье приходится на стороне. Дорого, но без напрягов. Тысячи гектаров некогда вспаханных колхозных полей продолжают зарастать кустарником.
Главным молочным конкурентом Поморья традиционно выступает соседняя Вологда, однако, по заверениям министра, Архангельск восстанавливает позиции:
– Три года назад молочной продукции, завозимой из Вологды, было значительно больше, чем сейчас. Кстати, 8 декабря в Архангельскую область приедет министр сельского хозяйства Российской Федерации Николай Федоров, который проведет расширенное заседание по вопросам развития в Поморье молочного животноводства.
Тем не менее, возвращаясь к теме предыдущего материала, стоит вспомнить, что потенциал небольших хозяйств при наличии грамотной потребкооперации, по мнению владельцев крестьянских хозяйств, смог бы значительно поспособствовать возрождению молочного производства в регионе. Но молокозаводы не хотят сотрудничать с частниками, что сводит на нет попытки мелкого фермерства заработать на своем труде. На то нужна политическая воля и активное посредничество минсельхоза.
Второй хлеб
Картофеля в области когда-то было столько, что справиться с его уборкой колхозы приглашали на помощь школьников, студентов и даже культурных работников. Цены на него были копеечными даже в неурожайные годы. Теперь местная картошка дороже привозной, но ее покупают как раз из-за ее экологичности, происходящей из старинного способа выращивания – минимум химии, максимум рабочей силы. В принципе, вместе с молоком Архангельская область и сегодня способна закрыть потребность регионального рынка и в картофеле. При этом мы так же понимаем, что люди всегда, помимо местной продукции, будут пробовать и покупать завозную, в том числе и импортную. При этом наша конкурентоспособность в этом виде продукта достаточно высока. Проблема лишь в том, что конкуренции рыночных площадей в регионе пока не создано.
И снова о санкциях
Ясно, что накал патриотизма при введении евросанкций и нашего «ответа Чемберлену» несколько затуманил взгляд на объективную реальность – все это неизбежно должно было привести к росту цен. И первое время заявления властей были крайне оптимистичны. Заявлялось, в частности, что цены не повысятся, потому что, мол, у нас все свое, а без камамбера и финского йогурта мы вполне проживем. Однако когда заговорили, что взамен европейского мяса жители России начнут усиленно потреблять аргентинскую мраморную говядину, стало понятно, что желаемое и действительное как-то не срастаются.
– Естественно, санкции стимулировали рост цен, и мы все это заметили, – признал Дмитрий Карельский. – Они отразились на росте курса валют, а все предприятия модернизировались и используют оборудование, семена, химию и упаковку импортного производства. Тем временем с августа инфляция уже составила 1,7 %. Министерство организовало штаб, который проводит еженедельный мониторинг цен. Если мы видим нарушения, то тут же обращаемся в антимонопольную службу. На сегодняшний день очень остро стоит вопрос с ростом цен на мясо. Согласно статистике на говядину цены поднялись на 8,9%, на куру – на 11%, а на свинину – на 15%.
Как выяснилось, не только наша область, но и вся Россия не в состоянии на данный момент полностью обеспечить себя мясом. Двадцать процентов ввозится из других стран. Сейчас приоритет отдан Латинской Америке и Белоруссии. При всем этом министр считает, что дальше цены расти уже не будут и людям следовало бы успокоиться.
– На сегодняшний день цены достигли потолка. Рост остановился три недели назад. А на яйцо цена даже упала. Картофель, начиная с августа, снизился на 22 процента. Это связанно с тем, что на рынок поступил новый урожай. Кстати, нас пугали, что возникнут проблемы с яблоками, хотя этого не случилось. Так же были серьезные опасения насчет семги. Но сейчас цены на нее начали снижаться. В магазинах ее уже можно купить за 380–420 рублей за килограмм. Ее к нам везут опять же из Латинской Америки, Белоруссии и Калининграда. Что же касается донной рыбы, такой, как, например, треска, то рост валют сказался на том, что ее стало выгоднее продавать заграницу. Но мы провели переговоры с тралфлотом, чтобы рыбу поставляли и на наш рынок. Что же касается цен на гречку, то предпосылок для такого кошмарного роста нет. И я уверен, что цена будет снижаться.
Уже признано, что рост цен на часть продуктов вызван спекулятивными действиями продавцов. Но это уже дело антимонопольщиков, которые как-то не слишком активно расследуют причины взлета ценников в магазинах. Но то, что касается продукции, потенциально возможной к производству прямо в Архангельской области, тут обыватель вряд ли поймет, почему семгу, например, ввозят не пойми откуда и даже из сухопутной Белоруссии, и где, в связи с этим, та, которая водится прямо у нас под носом. На импортозамещение это не слишком похоже. Да и где вообще наша рыба, которую испокон века ловили поморы?
Прокурорский интерес
В частности, на странные парадоксы обратили внимание местные эсеры. Депутаты областной фракции намерены разобраться в причинах повышения цен на продукты питания и товары первой необходимости. По информации территориального органа федеральной службы Госстата, выявлены факты существенного роста цен на продовольственные товары. Так, например, с 13 октября по 10 ноября 2014 года гречка поднялась в цене на 30 процентов, помидоры свежие – более чем вдвое, огурцы – на 34 процента, белокочанная капуста на 17, картофель на 15, куриные яйца на 11, сахар-песок на 8,4, баранина на 7,5 процентов. По остальным группам товаров также заметен рост в пределах 2–5 процентов. Справедливороссы направили три запроса: в региональные управления Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы и в облпрокуратуру. По просьбе парламентариев, эти ведомства должны будут проанализировать обоснованность повышения цен, и, если обнаружиться нарушения, принять срочные меры реагирования.
– Помимо запросов в надзорные органы мы обратились к коллегам по областному Собрания с инициативой создания парламентской комиссии и возбуждению депутатского расследования по фактам повышения цен на продукты, – заявил депутат Облсобрания Юрий Шаров. – И если депутаты поддержат нашу инициативу, то уже в декабре на очередной сессии мы создадим эту комиссию.
Полцарства за гречку
Кстати, скачком цен на эту невзрачную в общем крупу уже заинтересовался УФАС. По данным ведомства, особенно сильно подскочила в цене греча элитных сортов. Как заявили в пресс-службе Управления, само по себе повышение цен не является нарушением антимонопольного законодательства. Для применения антимонопольных мер необходимо доказать, что рост цен стал следствием злоупотребления доминирующим положением либо сговором, а не вызван объективными причинами.
Для того чтобы антимонопольный орган мог своевременно отреагировать на ситуацию, необходимо как минимум располагать информацией о хозяйствующих субъектах, допустивших повышение цен и их адресах. При этом в настоящее время у Управления отсутствует такая информация – жалобы на рост цен на данный продукт не поступают. Тем не менее, антимонопольное ведомство заявляет, что пристально следит за ситуацией на рынке реализации гречки в Архангельской области и при поступлении сигналов намерено реагировать незамедлительно, а в случае необходимости применять меры антимонопольного воздействия.
Знать, куда бы продать
Зато любые разговоры о наращивании производства продуктов питания в регионе без серьезной поддержки не только агрохолдингов, но и малого бизнеса со стороны местной власти были бы необоснованны.
– Мы будет поддерживать малый бизнес, – заявил министр Карельский. – Стоит отметить, что каждый год 16–20 начинающих фермеров получают грант и начинают работать. Главное, начиная бизнес нужно сразу же понимать, куда ты будешь реализовывать товар. Мы же, в свою очередь, будем поддерживать производство в тех районах, в которых это наиболее целесообразно.
К слову, по нашему скромному мнению, минагропром должен взять на себя миссию активного посредника в вопросах реализации фермерской продукции, недаром же министерство имеет в своем названии слово «торговля». К слову, на прошедшем не так уж давно форуме, посвященном сельскому хозяйству, было заявлено о создании благоприятных условий для реализации продукции через торговые сети, чего до сих пор, кстати, не сделано. Нет площадей для продажи, скупкой продукции за копейки и реализацией втридорога до сих пор занимаются обычные базарные торгаши.
Однако из слов министра выходит, что все у нас хорошо и бояться совсем нечего – все вырастет, все произведем, а цены перестанут расти. Так ли это на самом деле, покажет время. А мы обязательно будем следить за ситуацией. Ведь, судя по последним новостям, санкции отменять никто не торопится, бензин, несмотря на падение цен на нефть, дорожает, а соответственно, увеличивается себестоимость сельхозпродукта.
В целом, хотелось бы разделять оптимизм министра АПК и торговли, но пока достигнутые показатели не слишком явно отражаются на ассортименте и ценниках магазинов, которые, кстати, и являются для большинства северян основны мерилом дееспособности власти. Потенциал области в этой отрасли огромен, но в условиях санкций, кризиса и прочих «казней египетских», наверное, надо учитывать не только экономически обоснованный фактор, но и социальный – ведь именно он в итоге станет основным, когда речь по-настоящему зайдет о ренессансе сельского хозяйства Поморья.