Прошел почти год с того момента, когда члены Архангельской региональной общественной организации Союза архитекторов России приняли решение изгнать главного архитектора Архангельска из своих рядов. Как тогда объяснили архитекторы, их коллега регулярно нарушал Устав и Кодекс профессиональной этики российского архитектора. Проще говоря, столица Поморья медленно, но верно, благодаря градостроительной политике мэрии, начала превращаться в архитектурный кошмар. Там, где еще оставались нетронутые уголки, напоминающие об истории Архангельска и украшающие его, сегодня за заборами роются котлованы, орудуют башенные краны. Облик города стирается с лица земли, превращая его в безликое скопление торговых центров и офисных зданий.
Тогда с заявлением архитекторов об исключении Евгения Бастрыкина из рядов профессионального сообщества выступил председатель правления Союза архитекторов Игорь Скрипкин, объяснив свою позицию тем, что при разработке генерального плана города допущены грубые стратегические ошибки. Многие положения документа носят заведомо нереализуемый характер. Среди них вынос зданий САФУ за пределы города, планирование новых магистралей вдоль реки Юрас, планы строительства новых жилых районов на существующих городских свалках, нарушения линий застройки. И, пожалуй, самый красноречивый пример: в новом генплане для разгрузки транспортного коллапса спланирован дополнительный съезд с железнодорожного моста. Он размещен в том месте, где уже возведено здание университетской библиотеки – об этом градостроительном ляпе писали практически все СМИ, но мэрия заняла глухую оборону и упорно не признавала очевидного. Впрочем, это уже давно никого не удивляет.
– Мы возражали против принятия этого документа еще на стадии разработки, – пояснил Игорь Скрипкин. – Но не были услышаны. Как результат, ошибки генплана получают негативное развитие на следующих стадиях. Особенно это касается проекта планировки центральной части Архангельска.
Об стену горох
Город новой застройкой отгораживается от реки, зеленая зона набережной, созданная за многие годы, застраивается. Гипертрофированная концентрация предприятий торговли в центре привела к неоправданной нагрузке на всю городскую инфраструктуру. Новая застройка заужает улицы, загромождает перекрестки и площади, лишая их перспективы развития. Интенсивная застройка центра элитным коммерческим жильем и торговыми центрами не оставляет места для размещения столь остро необходимых социальных объектов – детских садов и школ. Правда, как оказалось, работа главного архитектора города была признанна Союзом архитекторов некомпетентной еще в 2008 году. Но это не повлияло на выбор мэрии...
– Сегодня я могу сказать, что мэрия победила, – признает член правления региональной организации Союза архитекторов России Геннадий Ляшенко. – Все, что могло произойти отвратительного за минувший год, произошло. Мы выступали против строительства павильона перед морским-речным вокзалом, но стройка начата. Были против строительства на набережной, но и там все строится. Мэрия не обратила внимания на мнение профессионалов. Теперь уже ничего не вернуть. Город потерял то, что еще недавно можно было сберечь. Знаете, в других городах народ проявляет активность и не дает строить что угодно и где угодно. А у нас все в своих норах. А ведь сегодня стройки ведутся в тех местах, где предполагались зеленые зоны для отдыха горожан. Есть информация, что даже небольшой зеленый кусочек на пересечении Тимме и Воскресенской тоже будет отдан под застройку. Разве что площадь Ленина останется нетронутой.
Есть за что бороться
Сейчас уже сложно представить, каким наш город был когда-то. Еще в довоенные годы Архангельск проектировали институты Ленинграда. С берегов Невы к нам пришли богатейшие архитектурные традиции: объемно-пространственные решения сформированы по принципу, когда главная улица в городе – Северная Двина. Тогда каждый шаг, каждое действие четко выверялось, каждое здание было на своем месте.
– Сегодня я могу констатировать, что существенных изменений в градостроительной политике мэрии Архангельска не наблюдается, – считает руководитель агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области Дмитрий Яскорский. – Мы видим, что происходит застройка всех возможных свободных участков, которые на самом деле для жителей города не являются свободными. Взять хотя бы пересечение улиц Розы Люксембург и Суфтина – там был зеленый сквер и детская площадка. Теперь же в этом месте планируется строительство трехэтажного жилого дома. Получается, и живущие в соседних домах люди, и будущие обитатели новостройки лишаются дворовой территории. Мэрия продолжает практику сталкивания людей лбами и разжигания социальных конфликтов. А вот еще пример. На пересечении Ленинградского проспекта и улицы Ильинской запланировано строительство многоэтажного жилого дома с кафе. Данное заведение общепита спроектировано в нарушение всех имеющихся санитарных норм. Кроме того, согласно проекту запланирована ликвидация части улицы Вельской. Благодаря этому, машины будут вынуждены проезжать мимо подъездов. Градостроительная политика города сегодня такова, что скверы и парки уничтожаются, улицы сужаются, а то и вовсе ликвидируются. Одним словом, делается все, чтобы порадовать застройщиков, занимающихся коммерческой недвижимостью. Правда, есть примеры, когда жителям удавалось отстоять свои позиции и не допустить строительства. Так было на проспекте Троицком возле Дома Офицеров. Еще один пример – попытка построить кафе-мороженое на парковке возле здания областного Собрания депутатов под окнами жилого дома. В этом случае была бы уничтожена парковка, которая задействуется постоянно на все 200 процентов. В судебном порядке нам удалось доказать, что мэрия нарушает закон. Мы отстояли парковку. Сегодня жители протестуют против строительства жилого дома на улице Суворова, так как это приведет к занятию их дворовых территорий и уничтожению лиственничной аллеи. В ходе суда вскрылось, что разрешение на строительство было получено по поддельному положительному заключению негосударственной экспертизы. Организация, которая якобы проводила эту экспертизу, официально сообщила, что к этому непричастна. Казалось бы, этого должно быть достаточно, чтобы отозвать разрешение на строительство. Но нет.
Сегодня многие специалисты признают, что мы теряем центральную часть города, поскольку, когда речь идет об интересах бизнес-элит, мнение людей не учитывается. И в этом плане Год Лошади прошелся по лицу города всеми четырьмя копытами. Смешно, когда городские начальники в своих обоснованиях этого месива из торговых центров и монструозных строений пытаются углядеть отметины подковы счастья.