Хранитель старой традиции рассказал «МК в Архангельске», на что способны древние гусли на современной сцене.

За несколько лет существования клуба кого только не было на его сцене: местные и заезжие панки, трэшеры, дэтстеры, фолкеры, блэкеры, мастодонты мировой инструментальной гитарной музыки, – казалось бы, все жанры тяжелого и не очень рока успели отметиться на камерной сцене «Колеса». Причем фолк в разных его ипостасях – от зубодробительного пэгана и медиевала до легкого и почти аутентичного – тоже дело вполне привычное. А вот, несмотря на все разнообразие, древнерусских гуслей в стенах клуба я, пожалуй, и не припомню. Впрочем, я вообще не припомню, что когда-либо слышала этот такой известный с детства и в то же время совершенно незнакомый инструмент вживую. И изготовитель, и исполнитель, и певец – гусельных дел мастер сумел превратить современный рок-клуб в боярские палаты. 

Хранитель старой традиции рассказал «МК в Архангельске», на что способны древние гусли на современной сцене.

Были и диджериду, и волынки, и варганы, и харди-гарди, был «Гродень» с его «Только гусли, только хардкор!», однако заявленный в лихом девизе инструмент так и не проявился. И вот, отыграв на «Солнцевороте», в первый день нового солнца московский гусляр Дмитрий Парамонов познакомил архангелогородцев со своей в своем роде уникальной музыкой, когда-то очень-очень давно известной во всех городах и весях старинной патриархальной Руси. С большим сольным концертом в Архангельске музыкант впервые.

Дмитрий Парамонов – один из самых неординарных, честных и глубоких гусляров в стране. Ранее играл в сибирских ансамблях «Берегиня», «Соборяне», «Китеж». Является номинантом и лауреатом этно-премий «Золотая Ирия», «Голоса России», «Высокая крапива» и других. Сейчас он желанный гость на многих фолк-фестивалях страны, выступающий вместе с Сергеем Старостиным и другими признанными мастерами. Его концерты – одновременно полное мистическое погружение в традиционную культуру России и необыкновенная лекция о старинной славянской музыкальной традиции.

Его музыка рождается в многочисленных поездках по различным уголках Руси. Волшебные звуки старинного инструмента в руках музыканта – не только профессионализм, но и секрет изготовления гуслей – итог его многолетних трудов.

– Дмитрий, почему ты предпочел игру на гуслях другим инструментам?

– Мне нравится сам звук, очень приятный плюс – на этом инструменте мало кто играет. Также я болею за нашу традиционную культуру – она безвозвратно уходит... Гусли надо сохранять, потому что это наследие. Раньше играл тяжелый метал, хард-рок, но решил играть народную музыку, которая подходит мне. Ее тяжело где-то услышать, сложно найти. Я стал целенаправленно искать и пришел к гуслям.

– Сложно ли научиться игре на этом хоть и традиционном, но необычном для многих современных музыкантов инструменте?

– Вовсе нет. Я помню, первому довольно сложному наигрышу я научился в первый же день непосредственного знакомства с инструментом. Путался, конечно, но примерно за неделю смог освоить.

– Я знаю, что ты не только играешь на гуслях, но и сам их изготавливаешь. Твой инструмент тоже собственного производства?

– Основной инструмент – тот, который я вожу с собой, желтые лировидные гусли. Но гусли делаю в основном на заказ уже пятнадцать лет.

– За это время желание играть на столь необычном для современности инструменте у музыкантов повысилось или снизилось?

– Однозначно повысилось. Бывает, что это даже не музыканты, а люди, которые вообще не играют на инструментах. В последние пять лет гусли стали популярнее, появились новые мастера, молодежь все больше и больше интересуется инструментом с целью его практического освоения.

– Как ты считаешь, почему игра на гуслях набирает популярность?

– Думаю, происходит подъем национального самосознания, стремление освоить свою национальную культуру, традиции, и музыкальные инструменты в том числе. Гусли являются символом русской музыки. Они упоминались много раз в Библии, в былинах, в свадебных песнях, в плясовых – больше, чем какой-либо другой инструмент в России.

– Есть много традиционных секретов изготовления гуслей. Например, считается, что этот инструмент лучше изготавливать из дерева, в которое ударила молния. Или, например, что для женщин больше подходят гусли из лиственных деревьев, а для мужчин – из хвойных. Ты веришь во что-нибудь подобное?

– Ну, очень трудно найти дерево, в которое ударила молния. Это было принято в традициях, и я в это не верю. Сам изготавливаю из хорошо просушенного дерева, в основном из ангарской сосны. Я знаю, как делать волшебные гусли, некоторые свойства, которые делают звучание волшебным. То есть когда играешь, кажется, что с тобой еще кто-то играет на других инструментах. Хотя это не секрет, а скорее мастерство. Его не описать словами, оно приобретается с опытом.

– Ты руководитель мастерской гусельного искусства. Расскажи об этом проекте.

– Мы занимаемся популяризацией инструмента: проводим мастер-классы, семинары. Также обучаем игре на гуслях и занимаемся изготовлением инструмента. У нас некое творческое содружество мастеров.

– Чтобы двигать национальные традиции в массы, нужно самому хорошо их освоить...

– Я осваиваю русскую культуру, выезжая в экспедиции и общаясь с народными исполнителями, учусь этому и учу других. Но я ставлю задачу – освоить самому. Передавать другим – это уже пост, не самоцель, но одна из задач. Я стараюсь возрождать народные гулянья, обряды.

– Кстати, у тебя есть кавер на песню группы «Metallica». Неужели гусли – это такой универсальный инструмент, что на нем можно сыграть все что угодно?

– Да, это действительно универсальный инструмент, на котором можно играть и рок, и рок-н-ролл, и классику...

– Что самое необычное ты играл?

– Гимн России. Ну, или Бетховена, Моцарта… А так, в основном у меня репертуар стандартный, русский.

– Приходилось удивлять зрителя за рубежом?

– Я не езжу заграницу, потому что мне интереснее в России. Я ориентируюсь на нашего зрителя, популяризирую русскую культуру внутри страны для того чтобы люди узнавали, что такое вполне актуальное направление есть в музыке. И я стараюсь не тратить силы на зарубежные гастроли. Выкладываюсь полностью тут. У меня есть желание – объездить всю Россию, все ее уголки, потому что страна уникальная, везде разные люди.

– Давным-давно странствующие исполнители духовных стихов и древнерусских былин – калики перехожие – были известны по всей Руси, однако уже к концу XIX века последние хранители этого творчества остались только в Архангельской и Олонецкой губерниях. Нашел что-то для тебя на нашем Русском Севере?

– Здесь очень интересно. Я даже пытаюсь освоить архангельское интонирование. Раньше думал, что оно схоже с вологодским, но сейчас понял, что разница большая. Особенно это заметно у таксистов, когда они переговариваются по рации. Я сам с Урала, и у нас говорят по-другому, поэтому говор архангелогородцев очень интересный и самобытный. Замечательно, что это сохраняется в городе. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 30 декабря 2014

Заголовок в газете: Калика перехожий: возвращение

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру