Чтобы больше не строить «новое аварийное жилье»

В Архангельской области активно идет строительство жилья для переселения из ветхого и аварийного. Но не всегда оно радует новоселов – бывает, что они переезжают из старого ветхого жилья в новое, но тоже плохо пригодное для жизни. Эту тему в нашей газете мы вели вместе с Юрием Варфоломеевым, профессором, советником Российской академии архитектуры и строительных наук, заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором технических наук.

Сегодня разговор о том, почему так получается и что можно изменить, чтобы повысить в нашей стране качество строительства жилья.

– Анализ результатов строительно-технических экспертиз показал, что не все конструкции домов пригодны для северного климата. Было выявлено множество недостатков в действующем законодательстве Российской Федерации, которые усугубляют ситуацию со строительством жилья. Особенно дорого ошибки обходятся при строительстве на труднодоступных и малонаселенных территориях Арктической зоны, в которую включена северная часть Архангельской области.

Предложения экспертного сообщества по совершенствованию законодательства и повышению контроля качества новостроек получили поддержку у руководства Архангельской области и страны. Во второй половине прошлого года в федеральное законодательство ввели ряд позитивных изменений.

Постановление правительства Российской Федерации от 25.09.2014 No 984 открыло возможность более широко использовать требования статей 58 и 94 федерального закона No 44-ФЗ. Применив эти законодательные акты, можно разработать инновационное законодательство для субъекта Российской Федерации и учесть в нем специфику климата, отсутствие развитой инфраструктуры дорожной сети круглогодичного действия и другие условия строительства в конкретном регионе.

Статья 94 федерального закона No 44-ФЗ позволяет провести экспертную проверку и не допустить к участию в конкурсе сомнительных претендентов, которые по фактическим показателям не соответствуют требованиям, сформулированным в техническом задании. Для приемки поставленной продукции или оказанной услуги можно привлекать экспертные организации. Особенно в тех случаях, когда закупка или заказ осуществляется у единственного поставщика.

На основании заключений экспертного сообщества в администрации Архангельской области принято решение отказаться от строительства социального и муниципального жилья с применением домов неудачной конструкции, безопасность и долговечность которых вызывает сомнение.

Наше предложение системно анализировать допущенные ошибки проектирования и строительства, выявлять недостатки региональных строительных законодательств, составленных без учета специфики климата и прочих особенностей регионов, подхватили другие области.

Радует то, что сейчас уже в нескольких областях начали составлять реестр «нового аварийного жилья». Проблему таких новостроек с красивыми обоями, но ненадежными фундаментами и прочими ответственными конструкциями мы много обсуждали в архангельских СМИ, Российской академии архитектуры и строительных наук, на научно-технических конференциях в разных городах страны. Нет сомнений в том, что ошибки при строительстве жилья будут исправлены.

Однако предстоит еще много работы. Благоприятный для строительства период с положительной температурой на Севере невелик. Например, в Мезени период с температурой 0 о С и ниже составляет 194 дня, в Архангельске – 176 дней. Даже в благоприятный период значительную часть времени приходится работать в плащах при дожде и сильном ветре, что резко снижает фактическую производительность труда. Однако это не учитывается должным образом при определении нормативных сроков строительства.

Как и в регионах с благоприятным климатом, развитой сетью автомобильных и железных дорог, финансирование строительства на труднодоступных северных территориях начинается не с начала года, а в лучшем случае в конце первого квартала. Поэтому задерживается закупка строительных материалов и техники, оплата транспортных услуг (за аренду морского транспорта). Срок завоза всего необходимого на стройплощадку может отставать от утвержденного графика. Однако в дальнейшем это не учитывается.

При задержке сроков выполнения работ заказчик, осуществляющий строительство за счет бюджетных средств, из соратника, который выполнял контрольные функции и хорошо осведомлен обо всех фактических трудностях подрядчиков, вынужден превратиться в карательный орган. Его службы начинают выставлять штрафные санкции, заниматься процедурой включения подрядчика в список недобросовестных исполнителей. А это влечет лишение права получать подряды по заказам за счет бюджетной системы Российской Федерации.

Существующая система определения нормативных сроков строительства и система финансирования сформировались еще до перестройки. В советский период все принадлежало государству. Частные организации на отдаленных и труднодоступных северных территориях строительством практически не занимались.

Для многих таких организаций, появившихся после перестройки на строительном рынке в северном регионе, большой удельный вес транспортных расходов в себестоимости возводимых объектов и порочная система финансирования строительства оказались непреодолимым барьером для собственного развития. В итоге сейчас в северных областях сформировался дефицит строительных технических мощностей и квалифицированных кадров. Это очень негативно влияет на развитие инфраструктуры стратегически важной Арктической зоны.

Поэтому необходимо ввести изменения в нормативные документы, регламентирующие определение нормативных сроков строительства на Севере, и усовершенствовать существующую систему финансирования. Предварительные расчеты показывают, что нормативные сроки строительства здесь следует увеличить более чем на 50 процентов. Тогда мы сможем значительно повысить качество новостроек. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру