Древнее поморское село рядом с Северодвинском некогда было известно на всю страну

 Сегодня очень много и с большим энтузиазмом говорят о развитии туризма в регионе – мест, которые могли бы стать ключевыми пунктами интереснейшего познавательного тура у нас хоть отбавляй, правда, добраться до них пока еще большая проблема. Но если вспомнить, история Русского Севера начинается буквально под носом…

Древнее поморское село рядом с Северодвинском некогда было известно на всю страну

Исторический каламбур

Так, Нёнокса, что неподалеку от Северодвинска, имеет очень давнюю историю. 1397-й от Р.Х. считается годом основания села. Кстати, в этом же году московский князь Василий I присоединил к Великому княжеству Московскому Вологду, хотя это так, к слову.

А вот спустя полтора столетия после основания села, в 1553-м, у Летнего берега Двинской губы напротив Нёноксы бросил якорь английский корабль «Эдуард Бонавентура», которым командовал Ричард Ченслер, искавший северный путь в Индию и Китай для британской короны. Однако, увидев крыши поморских изб, англичане с прискорбием вынуждены были признать, что это вовсе не сказочная Индия, а не менее сказочная Московия, и до несметных богатств Индии им еще как до Китая пешком – такой вот исторический каламбур.

Но было-таки на этом суровом берегу иное богатство, благодаря которому, собственно, Нёнокса и появилась.

– Есть мнение, что промысел этот начали еще финно-угры как минимум 500 лет назад. Их присутствие на этой земле подтверждает и само название древнего села. Нё – по легенде так назвали протекающую в этих краях речку скифы, что означало «бурный поток». А «нокса» уже добавили финно-угры, – рассказала заведующая филиалом Северодвинского городского краеведческого музея в Нёноксе Валентина Паршева.

Богоугодный экспорт

Сейчас, когда так много говорят о развитии местного производства, размышляя, как бы это провернуть, уже мало кто помнит, что когда-то Поморье было знаменито своими промыслами далеко за пределами студеных морей и бескрайних таежных лесов. И это не только таежная пушнина, рыба да моченая клюква с морошкой… Нёнокса – одно из первых мест на Русском Севере, где стали добывать соль. Варка проводилась сначала из морской воды, а затем из минеральной ключевой, которая содержала в себе соли гораздо больше.

К XV–XVI векам Ненокса становится одним из крупнейших поморских соледобывающих посадов. Отсюда соль поставляется во все уголки страны. Промысел растет и развивается. Помимо посадских солепромышленников соль здесь начинают варить и пять крупнейших северных монастырей: Кирилло-Белозерский, Михайло-Архангельский, Соловецкий, Николо-Корельский и Антониево-Сийский. К сожалению, на сегодняшний день не сохранилось информации о том, сколько добывали соли в XV веке, но известно, что в XVIII-м ее производили до 134 тысячи пудов в год – более восьми тысяч тонн по нынешним меркам.

Государственные интересы?

Но, к сожалению, с середины XVIII века солеваренье в Нёноксе начинает переживать спад. И тому было несколько причин. Во-первых, царь Петр ввел государственную монополию на соль. А это значило, что государство само скупало товар у промышленников по заниженной цене и продавало уже значительно дороже. Да и соль из Нёноксы оказалась неконкурентоспособна. По сохранившимся воспоминаниям, она имела грязноватый оттенок, а рыба, засоленная с ее помощью, получала своеобразный душок. Хотя, возможно, все это козни конкурентов или даже геополитика. Ведь известно, как тот же Петр фактически слил Архангельск в пользу строящегося Питера. Кто знает, может, беломорская соль также была принесена Екатериной и ее фаворитами в жертву развивающейся Новороссии, откуда страна по сию пору и получает невзрачные серые коробочки с надписью «Камяна сiль».

Закрытая территория

Потихоньку промысел и вовсе сошел на нет. В 1909 году соль здесь уже больше не добывали вообще. Нелегко пришлось местным жителям – веками они занимались солью, что приносило неплохой доход, а когда же солеваренье угасло, так и не смогли найти себя в другом промысле. Ни животноводство, ни растениеводство не смогло здесь развернуться с такой же силой.

Правда, было время, когда в Нёноксе были восстановлены и вновь заработали солеварни.

– Случилось это в годы Великой Отечественной войны, – пояснила Валентина Паршева. – Дело в том, что территории, откуда везли соль, были оккупированы, и нужно было срочно что-то предпринимать, чтобы не оставить страну без этого продукта. На время старинное поморское село вернуло себе стратегическое значение.

Но окончилась война, а с ней вновь и солеваренье в Нёноксе. С 1950-х годов эта деятельность прекращается окончательно. Солеварни рушатся.

В 1954 году сюда переводится военный полигон – деревня становится закрытой. А значит, посмотреть ту часть связанных с солевареньем построек, которые дошли до наших времен, и узнать побольше о промысле было непросто. К счастью, сегодня попасть в Нёноксу может любой желающий.

А посмотреть здесь есть на что, ведь помимо истории уникального промысла славится Нёнокса и своим храмовым ансамблем, куда входят Троицкая, Никольская церкви и колокольня. Это один из немногих полностью сохранившихся ансамблей деревянной архитектуры. Кроме того, Троицкая церковь является единственным в России деревянным пятишатровым храмом. Одним словом, лучше это увидеть своими глазами! 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №3 от 14 января 2015

Заголовок в газете: Нёнокса: история в шаговой доступности

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру