Все учебные заведения области будут подвергнуты масштабной проверке

 Причиной стало немалое количество обращений от педагогов, недовольных, что их зарплаты получают непомерно раздутые административные аппараты руководителей учреждений и школьных счетоводов. Зарплата педагогам выплачивается за счет субвенции на реализацию общеобразовательных программ, перечисляемой из областного бюджета муниципальным образованиям, причем объем средств ежегодно увеличивается. При этом необходимость проведения проверки разъяснил глава областного минобразования Игорь Скубенко.

Все учебные заведения области будут подвергнуты масштабной проверке
Министр образования Игорь Скубенко назвал совет директоров в мэрии «концертом»

– Мы ежемесячно мониторим поступающие обращения с территорий: на какую тему жалоба, откуда поступила и так далее. И, безусловно, нас очень беспокоит, когда масса жалоб поступает из каких-то конкретных учреждений. Этот мониторинг – некоторого рода аналитика поступающих коллективных, персональных и анонимных обращений. Когда поступают такие жалобы, значит, где-то что-то пробуксовывает. Плюс мы проанализировали сведения из комплексной информационно-аналитической системы, куда сами же учреждения образования заносят данные о количестве сотрудников, занятых на определенных должностях, средней заработной плате и прочем – все это в открытом доступе и получить необходимую информацию труда не составляет. Если говорить про Архангельск, то здесь проверить жалобы здесь проще всего. К тому же, все процессы, как правило, с Архангельска и начинаются, поэтому после того, как будет произведена проверка здесь, она продолжится и в районах области. Сразу же можно отметить, что в некоторых городских образовательных учреждениях слишком большое количество руководителей.

– Давно ли подобная проверка назрела?

– Я работаю уже около года, и задача губернатором была поставлена вполне конкретная – навести порядок в экономике. Мне эти вопросы абсолютно понятны – я по образованию экономист и давно занимаюсь экономикой в сфере образования, знаю, как все тут структурировано.

– Из мэрии постоянно поступают жалобы на недостаток средств. Это как-то связано с уровнем зарплат педагогов?

– Областная субвенция распределяется по определенной методике, единой для всех муниципалитетов региона. Но объем жалоб из Архангельска, естественно, самый большой, причем не просто из-за количества учебных заведений, но даже если учитывать определенные пропорции. Большинство жалоб касаются уровня оплаты труда.

– Каким образом распределяется субвенция?

– Объем субвенции учитывает многие составляющие и коэффициенты: количество обучающихся, численность педагогических коллективов, специфику групп… В муниципалитеты она поступает единой суммой и оттуда уже распределяется по учреждениям. Администрации муниципалитетов при этом вводят также свои методики распределения денег, учитывая индивидуальные особенности каждого конкретного учреждения. Мы в процессы распределения субвенции внутри муниципалитетов никогда не вмешивались, да и по закону у нас таких полномочий нет. Штатная численность и прочие вопросы – полная компетенция образовательного учреждения. Но когда стали разбираться, мы поняли, что как раз в этой области и есть существенные перекосы. Есть в регионе муниципальные образования, которые пытаются административно регулировать процессы распределения средств, воздействовать на то, чтобы количество заместителей у руководителя учреждения образования не превышало разумные пределы, поскольку этот фактор непосредственно влияет на размер оплаты труда педагогов. А в некоторых муниципалитетах дела обстоят куда хуже. Когда мы начали копать глубже, выяснилось, что присутствует составляющая бухгалтерских служб – есть основания говорить о том, что и здесь есть определенная штатная раздутость: это и главные бухгалтеры, и сотрудники бухгалтерии, которые не имеют отношения к образовательному процессу. Например, сейчас на моем столе лежит жалобы из одного из районов о том, что премии по итогам года начисляются в большей степени руководящему составу и бухгалтерским службам, а вовсе не основному педагогическому персоналу. Сегодня нам необходимо, в первую очередь, разговаривать с руководителями учреждений о том, чтобы педагоги получали адекватную плату за свой труд.

– А подобные проблемы появились с тех пор, как существует такая система распределения субвенций?

– Система существует уже довольно давно, уже лет десять, когда полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса легли на субъекты федерации. Средства из области на оплату труда педагогов и обеспечение учебными расходами направляются в муниципалитеты. Из 18 миллиардов бюджета на этот год 12 миллиардов – это обеспечение муниципальных учреждений среднего и дошкольного образования. И только шесть миллиардов – на обеспечение содержания 90 государственных учреждений: школы народных ремесел, учреждения профтехобразования, областные учреждения, сироты… Большая часть этих 12 миллиардов – средства на оплату труда.

– И все-таки, сколько сейчас составляет средняя зарплата учителя?

– Многие средства массовой информации пытаются апеллировать цифрами, выносящимися в Интернет, провоцирую тем самым не очень хорошую ситуацию. Я бы не хотел называть конкретные цифры. Есть критерий порядка 32 тысяч рублей по средней зарплате учителей, которого мы должны были достичь.

– Но ведь многие, судя по жалобам, этих денег не видят. Не получается ли, как в известном анекдоте, когда начальник ест мясо, подчиненный – капусту, а вместе выходит, что они едят голубцы?

– Мониторинг касается только педагогов, непосредственно участвующих в образовательном процессе. Администрации в эти расчеты не входят. И средняя зарплата на сегодня в 32 тысячи рублей рассчитывается только из зарплат учителей.

– А нагрузка при этом учитывается? Есть сведения, что на такую зарплату некоторым приходится работать на полторы, а то и на две ставки.

– Конечно, лучше бы считать среднюю зарплату на ставку, чтобы всем было понятно, но сегодня иных указаний пока нет, и мы считаем так, как считаем.

– Но на прошедшем в конце года митинге, касающемся, в том числе, и учительских зарплат, профсоюзы и говорили о подобной неравномерности расчета средних зарплат.

– Профсоюзам надо более плотно выстраивать свою работу, прежде всего, с профильными управлениями, министерством, в конце концов. Например, в министерство образования профсоюз вообще никогда не приходил. С областным мы стараемся вести конструктивную работу.

– Что касается профильных муниципальных управлений… Руководитель городского департамента образования госпожа Огибина на странице сайта мэрии заявила, что все, что утверждает областное правительство по поводу перекосов в распределении учительских зарплат внутри муниципалитета, – недостоверно.

– У госпожи Огибиной есть право высказывать все, что ей хочется, на страницах информационного ресурса мэрии. Существующие проблемы можно решать только совместно, но Татьяна Сергеевна ни одного звонка мне не сделала. По поводу ее высказываний о внебюджетке, я бы порекомендовал руководителям высказываться очень осторожно, поскольку вся внебюджетка, которая делается внутри зданий школ – это средства, обеспечиваемые государством. Это и оборудование, которое мы приобретали в рамках модернизации. Тогда мы получали огромные средства на эти цели из федерального бюджета. Мы не должны сегодня разделять бюджет и внебюджет – в конце концов, все руководители прекрасно знают, что поступления от внебюджетки аккумулируются на едином лицевом счете учреждения вместе с бюджетными средствами. Более того, во всех положениях об оплате труда говорится, что стимулирующая часть формируется в том числе и за счет поступления от внебюджетной деятельности учреждений. Если мне кто-то из руководителей школ скажет, что взял кредит в банке по проценты, сформировал за счет этого кредита базу, чтобы получать внебюджетные средства, зарабатывает, рассчитывается с кредитом и платит зарплату, тогда я признаю, что эти внебюджетные средства – заслуга руководителя школы, и министерство к ним никакого отношения не имеет. Хотя надо признать, что источники внебюджетных доходов – и столовые, и различные курсы, и иные предприятия – все делается на имуществе, принадлежащем государству.

– Вот, будет проверка образовательных учреждений. Как ее результаты повлияют на ситуацию и повлияют ли вообще?

– По результатам ее будет проведена рабочая встреча с руководителями учреждений образования. Безусловно, сначала вся информация по региону ляжет на стол губернатора. Пока же с количеством заместителей руководителя можно ознакомиться на официальных сайтах школ. Я полагаю, что Татьяне Сергеевне тоже не мешало бы ознакомиться с этой информацией и с каждым конкретным учреждением разобраться. Что там за заместители, чем они занимаются, какую зарплату получают?

– Есть ли какое-то оптимальное количество замов?

– К сожалению, сегодня этого нормирования нет. Оно должно будет появиться лишь в перспективе до 2018 года. Мы над этим вопросом пытаемся работать. Задача поставлена. Что касается подведомственных нам учреждений, мы этот вопрос решаем просто – в уставе каждого учреждения прописано количество заместителей руководителя, и их не больше трех. И это даже в крупных техникумах.

– И, вероятно, при таком количестве речь не может идти о заместителях, например, по иностранным языкам и информационным технологиям, как это практикуется в некоторых муниципальных школах?

– Эти вопросы решаются простым делегированием определенных полномочий за дополнительное стимулирование. Этим могут заниматься сами педагоги в качестве дополнительной нагрузки за дополнительное финансовое стимулирование. Не обязательно содержать для этого целого зама. Убивается два зайца: повышается заработная плата педагогам и уменьшается административно-управленческий аппарат.

– И все же, какие конкретные результаты может дать проверка. Ведь речь о каких-то преследуемых по закону нарушениях не идет.

– Речь не идет о нецелевом, но о неэффективном расходовании средств. В бюджетном законодательстве это понятие становится все более весомым. Правительство имеет право потребовать объяснений за те субвенции, которое оно переводит. Более того, есть определенный орган – контрольно-ревизионная инспекция. Есть контролирующие функции и у министерства образования. И мы намерены работать в связке. На определенные вопросы должен будет ответить и глава муниципального образования.

– То есть последствия проверки будут носить рекомендательный характер?

– Для нас важно найти взаимопонимание с руководителями системы образования на местах. Так сложилось, что руководство системой образования у нас многоступенчатое. Поэтому необходимо решать проблему в конструктивном русле. Если же взаимопонимания так и не будет найдено, муниципалитету будет постоянно не хватать областной субвенции. А мы попытаемся объяснить педагогическим коллективам, почему так происходит и по чьей вине. Ведь в тех жалобах, который к нам поступают, прямым текстом указывается, что несправедливость распределения зарплатных денег происходит потому, что руководители некоторых учреждений образования окружают себя приближенными, получающими большие зарплаты, премиальные выплаты в ущерб действующим педагогам.

– Когда ожидаются результаты проверки?

– Уже до конца месяца мы будем владеть информацией по всем муниципалитетам региона. Все результаты будут доведены до средств массовой информации.

Учительские зарплаты - системная проблема страны

Р.S.

Уже после интервью «МК в Архангельске», в котором министр образования не делал резких заявлений, на сайте мэрии появилось еще несколько «ответок» от департамента образования городской администрации, по традиции остающейся многие годы верной риторике в стиле «сам дурак» на любую критику в свой адрес. В спешном порядке в городской администрации собралось несколько директоров архангельских школ, мнение которых на сайте названо «шквалом возмущенных откликов педагогического сообщества и родительской общественности». «Шквал» случился по поводу сомнения в справедливости распределения зарплатных средств между директорскими замами и рядовыми учителями. Грядущая проверка же связывается мэрией ни много ни мало с попыткой областного правительства расшатать ситуацию в педколлективах во время сплочения нации. В доказательство пресс-служба мэрии приводит слова одной заведующей детсадом: «Наша страна на грани войны. Сколько сил прикладывается руководством России, чтобы ее не допустить, сплотить общество. А у нас людей сталкивают друг с другом…» Тут уж, как говорится, без комментариев.

На своей странице в социальной сети министр был менее политкорректен:

«Очень много было нервных выступлений от департамента образования мэрии Архангельска. Вывод один – реально понимают, что не правы и есть еще к чему стремиться. По-видимому, такая защитная реакция.

Уже сейчас мне есть, что сказать в ответ на все прошедшие в последние дни репортажи, но я дождусь полной картины. И обязательно озвучу информацию с чувством, с толком, с расстановкой... и с конкретными цифрами, подтверждающими ничтожность грязных оценок в адрес министерства образования.

Обещаю, что не будет повторения «концерта», на который я попал при встрече с руководителями школ города Архангельска во главе с директором департамента образования Т.С. Огибиной. Пригласим на пресс-конференцию все СМИ, которым интересна эта тема. Скрывать ничего не станем, доведем нашим учителям и воспитателям полную картину безобразия.

Предлагаю органам управления образованием муниципальных образований региона довести полную информацию до подведомственных образовательных организаций и соответствующих профсоюзов о порядке формирования заработной платы руководителей образовательных организаций и их заместителей.

К сожалению, департамент образования мэрии Архангельска считает, что руководители не обязаны объясняться перед коллективами о порядке формирования своей зарплаты (зафиксировано в процессе аудиозаписи встречи). Это о многом говорит». 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №4 от 21 января 2015

Заголовок в газете: голубцы «ШКОЛЬНЫЕ»: кому – мясо, кому – капуста?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру