Многодетную мать с юго-востока Украины выгонят на улицу?

Когда покинувшие свои дома люди с пылающего Донбасса приехали в наши края, им тут же кинулись оказывать всяческую помощь. Прошло время – теперь справляться они должны сами. Казалось бы, все правильно, но что делать тем, кого Север так и не принял? 

Многодетную мать с юго-востока Украины выгонят на улицу?
Дети семьи Романенко: дома на Донбассе у них не осталось, скоро не будет и в Архангельске. Фото из личного архива

Именно так произошло с Натальей Романенко. Она жила в небольшом городке Светлодарске Донецкой области.

– Когда начали бомбить Горловку, у нас дрожали стекла – настолько недалеко это от нас, – вспоминает мать троих маленьких детей. – Нам было очень страшно. Дочка боялась выходить на улицу и идти в садик.

Именно тогда Наталья и решила, что нужно ехать в Россию, чтобы спасти себя и детей. Муж отказался покидать родину. Собрав самое необходимое для себя и детишек, она отправилась в Новошахтинск. Именно там находился контрольно-пропускной пункт.

– Там начались обстрелы – пришлось ехать в Донецк, что под Ростовом. Там мы пробыли четверо суток в палаточном лагере. За это время туда приехало около 900 беженцев. Народу было очень много. Все напуганные. Оттуда нас направили в Гуково. Уже там было предложено два варианта, куда ехать: Архангельск и Челябинск. Я до этого в России никогда не была. О городах этих представления у меня практически не было. Поэтому и выбирать толком не могла. Просто решила поехать в Архангельск. Мы ни на что не рассчитывали – просто бежали от войны.

Архангельск-Матигоры-Архангельск

И вот, в конце июля Наталья с семилетней дочкой, сыном 3,5 лет и самой младшей полуторагодовалой девочкой прибыли в архангельский санаторий «Родник», где и прожили месяц.

– Нам предложили переехать в Вельск или Матигоры. Мы выбрали второй вариант и снова отправились в дорогу. Там моя дочка пошла в первый класс. Люди были очень добры к нам. Помогли с одеждой, снабдили всем самым необходимым. Мы же уезжали из дома летом, в легкой одежде. Ничего теплого у нас с собой не было.

Казалось, все складывалось достаточно хорошо. Семья прожила в Матигорах три месяца, как вдруг было принято решение закрыть пункты временного размещения беженцев в нашей области, в том числе и в Матигорах.

И снова переезд. В этот раз женщине с детьми предложили снова вернуться в Архангельск. Здесь ей выделили комнату в общежитии на Дачной.

– К нашему приезду все было готово: комната чистая, на кроватях постельное белье, одеяла, подушки. Дочка снова пошла в школу. Ей очень нравится. Она даже расстраивается, когда возвращается из школы в общежитие. Скучает по друзьям, общению. Конечно, в Архангельске холодно. Я даже в августе ходила в теплом свитере. Но ничего, к климату мы привыкнем. Кроме того, здесь очень красиво, да и люди, с которыми меня свела судьба, все очень хорошие.

Без денег и жилья

Правда, радоваться новому месту жительства семье пришлось недолго.

– Согласно закону украинцам дается в России 90 дней, пока их обеспечивают жильем и питанием. Для таких незащищенных категорий, как старики и многодетные матери, дается 150 дней. И вот, мои 150 дней истекают первого февраля.

А это значит, что через четыре дня находиться в общежитии женщина и ее дети уже не смогут. А идти им совершенно некуда, разве что на улицу. Денег у семьи тоже нет. Ведь беженцев обеспечивают только едой и жильем. Никаких пособий они не получают.

– Найти работу в Архангельске несложно, – призналась Наталья. – Я знаю, что некоторые приехавшие сюда украинцы уже нормально устроились – они снимают жилье и живут неплохо. Но все это возможно, если у тебя нет на руках маленьких детей. Я неоднократно пыталась найти работу, даже встала на учет в службе занятости. Но, как только речь заходит о моих детях, а работодатели узнают их возраст, разговор со мной тут же прекращается. У меня нет образования. За свою жизнь я работала и дворником и продавцом. И сейчас я готова на любую работу. Кроме того, я отнесла недавно документы в УФМС, чтобы получить разрешение на временное пребывание. И если к моменту, когда разрешение будет готово, у меня не будет регистрации, то мне его не дадут. Но назад мы возвращаться точно не собираемся. Я знаю, что практически весь наш районный центр уничтожен. Да нас там просто убьют! Я знаю, что у нас в городе многие уезжают, оставляют свои дома. Люди боятся за себя, за свои жизни.

Наталья, очень надеется, что ей все-таки удастся справиться с ситуацией и остаться в Архангельске. Бежать ей, и правда, больше некуда. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 28 января 2015

Заголовок в газете: А бежать больше некуда

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру