О проблемах и перспективах социального строительства рассказал министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области

 В минувшую пятницу мэрия на страницах ведомственного сайта заявила буквально следующее: «Архангельск готовится к реализации третьего этапа программы расселения аварийного жилья». А посему возникает вполне закономерный встречный вопрос: «Простите, господин городничий, а вы первый-то этап завершили?»

О проблемах и перспективах социального строительства рассказал министр ТЭК и ЖКХ Архангельской области
По заверениям мэрии Архангельска, через два с половиной месяца сдесь будут стоять восемь 2-этажных социальных домов. Фото сделано 23 января. Без комментариев.

Пока одной из главных проблем, которая у всех на слуху, остается расселение ветхого жилья, несколько муниципалитетов во главе с «локомотивом» («локомотивом программы расселения ветхого жилья назвал Архангельск его всенародно избранный мэр Павленко) срывают все сроки по строительству социальных домов. Причем далеко не в первый раз региону приходится платить за недееспособность или некомпетентность некоторых участников программы. Глава областного министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Игорь Годзиш пояснил позицию регионального правительства по поводу прохождения программы в Поморье и в его столице.

О невидимых домах

– Игорь Викторович, одной из самых нашумевших строек является стройка в Цигломени. Что с ней сейчас происходит?

– Есть контракт, в котором прописаны сроки и этапы работ. И когда видно, что этапы работ начинают «ползти», то мы понимаем, что обещанный и уже перенесенный на 15 апреля результат, обозначенный в контракте как завершение работ, скорее всего, не состоится. Мы предлагали организовать работу в три смены и так далее, но пока мы имеем то, что имеем. Конечно, сама конструкция быстровозводимая, но вопрос в подготовке площадки. И вопрос этот сегодня очень серьезный. Но я думаю, что проект все же будет реализован. Есть сомнения только по срокам.

На данный момент меня больше всего волнует другое: у нас, к сожалению, злой рок, нависший над Архангельском в строительных проектах такого рода, постоянен. Программа 2008–2010 годов сорвана, область возвращает средства. Программу 2010–2012 годов постигла та же участь – область опять возвращает средства. Сегодня мы проводим первый этап программы на 2013–2017 годы, и опять идем к тому же. Причем нужно понимать и то, о каких суммах идет речь. Это не дом в Приморском районе, на строительство которого выделено 12 миллионов рублей. Там мы вернули средства, нашли деньги в областном бюджете, достроили – решили вопрос. Здесь речь идет о сумме более 400 миллионов. Откуда мы их возьмем, чтобы закрыть проект полностью, тем более, зная ситуацию с бюджетом?

– Разве первый этап программы не завершился 31 декабря 2014 года?

– Для нас первый этап еще далеко не закончен. Первый этап – это как раз те сваи, которые мы рассматриваем под лупой. На сегодняшний день он включает в себя в Архангельске два проекта. Первый – небольшой, на Конзихинской, и первый этап в Цигломени – все это и есть те одиннадцать с небольшим тысяч квадратных метров, которые должны быть построены на первом этапе. Я думаю, что по Конзихинской удастся решить задачу за рамками первого этапа, который, действительно, закончился 31 декабря 2014 года, но в пределах тех четырех дополнительных месяцев, которые нам даются на устранение допущенных отклонений при реализации проекта.

Чертова дюжина

– Работа по расселению аварийного жилья идет по всей области. Где это происходит сложнее всего?

– У нас больше всего аварийных домов отнюдь не в районах. Наибольшее количество аварийного жилья в городе Архангельске. И, безусловно, по объемам строительства в рамках программы Архангельск – это наиболее серьезная часть работы. Просто хочу напомнить, что у нас в целом по программе по первому этапу участвуют сорок муниципальных образований. Более 3500 тысяч граждан должны получить в рамках реализации первого этапа жилье. На сегодняшний день 27 из этих сорока муниципалитетов с задачами строительства справились. К сожалению, в числе отстающих у нас значатся самые крупные муниципальные образования: Архангельск, Северодвинск и Новодвинск. В сумме это порядка 1300 человек, которые не получили квартиры. Сегодня мы надеемся, что в первом и втором кварталах наступившего года вопросы переселения жителей в этих 13 отстающих МО будут решены. Конечно, особую озабоченность вызывают 3–4 муниципалитета. Это, конечно, по объему строительства – город Архангельск. Второй здесь на особом контроле сегодня, – к сожалению, это Новодвинск. Организация, которая выполняет работы там, находится в состоянии банкротства. Работы идут, но, сами понимаете, что такая ситуация, когда предприятие то ли будет работать завтра, то ли не будет работать, вызывает определенную напряженность. А там у нас 111 человек ожидают заселения в тот новый дом, который находится на завершающей стадии работы. Есть еще и ряд небольших муниципальных образований, где работы идут, но не с той скоростью, с которой хотелось бы.

Взялись за гуж

– Эта чертова дюжина аутсайдеров – реальная цифра? Приходится слышать разные заявления…

– Существует еще одна проблема, которую хотелось бы отметить, – к нам иногда тоже попадает искаженная информация. Когда мы смотрим отчетность, то видим от муниципальных образований достаточно неплохие цифры в рамках исполнения работ. Потом, когда приглашаем подрядчика сюда в рамках собственного мониторинга и начинаем разговаривать с ним, он называет совершенно другие даты, говорит о проблемах. И тут хотелось бы обратиться к коллегам-чиновникам! Нет ничего хуже искаженной информации. Мы ее получаем, мы ее транслируем дальше, и в результате обо всех нас, работающих в Архангельской области чиновниках, у федеральных структур складывается довольно нехорошее мнение.

– В чем же причины того, что подрядчики не торопятся выполнять дело, за которое они взялись?

– Сегодня мы знаем, что доступ к кредитным ресурсам у подрядчиков ограничен. Они заключали контракты в одних экономических условиях, а исполняют уже совершенно в других. Да, контракты есть, но сегодня нужно помогать подрядчикам доводить их до состояния завершения. Всем нам известно, какая ситуация в стране в сфере кредитования экономики, а строительный бизнес – это значительная ее часть. Дело в том, что строят, как правило, небольшие фирмы, и банки к ним относятся настороженно. Мы можем помочь подрядчикам, ходатайствовать перед банками для выделения им кредитных ресурсов. Хотя, конечно, я не буду исключать, что есть и моменты, связанные с попыткой подрядчиков где-то что-то обойти, найти собственную выгоду и так далее.

Сами с усами

– А как же быть жителям тех домов, которые не попали в программу, но нуждаются в расселении? Им стоит забыть о новом жилье?

– Сегодня на самом высоком уровне обсуждается этот вопрос. Несколько губернаторов выходили с предложениями продлить эту столь востребованную и нужную в стране программу. Пока вопрос находится на обсуждении. Людям же в первую очередь нужно обратиться в межведомственную комиссию, чтобы их жилье было признано аварийным. Далее они могут пойти в суд. Суд уже обяжет муниципалитет предоставить жилье. Но на самом деле сегодня нам, прежде всего, нужно добиться сдачи тех объектов, на которые уже выделены средства. Сделать это нужно не только своевременно, но и качественно.

– В попавших под снос домах есть квартиры, которые принадлежат не муниципалитету, а собственникам. На что могут рассчитывать люди в такой ситуации?

– Действительно, в домах, которые вошли во второй этап программы, более четверти всего жилья принадлежит собственникам. В данной ситуации есть разные варианты развития событий. Во-первых, человек может расприватизировать квартиру и получить муниципальное жилье. Если же ты собственник, то тебе квартиру никто не даст. И тут мы предлагаем дать собственнику возможность выбрать. Получить сумму, в которую будет оценена их недвижимость, и далее брать ипотеку и выбирать себе жилье на вторичном или первичном рынке. Либо можно вернуть аварийное жилье муниципалитету и поехать, например, в Цигломень. Мы выходили в мэрию с предложением не ограничивать право выбора собственника. Но пока мы от городской администрации получили ответ, не содержащий в себе никакой конкретики.

– Если первый этап так и не был окончательно завершен, то, наверное, по второму пока никакой работы еще не ведется?

– Мы уже можем говорить, что в рамках второго этапа в программе переселения из ветхого жилья будут участвовать 32 муниципальных образования. По всем этим МО уже объявлены конкурсы, и в пятнадцати из них уже есть победители. Так что работа будет продолжаться, и мы находимся на пороге выхода на третий этап программы – там уже будут свои цели и задачи. Мы надеемся, что на третьем этапе мы будем строить в Архангельске дома более четырех этажей. Наиболее рентабельное строительство на сегодняшний день, по мнению специалистов, – это пять-шесть этажей. Но как только появляется лифтовое хозяйство, система дымоудаления и прочее, это серьезно отягощает проект. Так что у нас впереди еще много дел и работы. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 28 января 2015

Заголовок в газете: Игорь Годзиш: «Первый этап – это те сваи под лупой»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру