Они пережили Ледниковый период, но теперь не могут обойтись без помощи человека

 Об Арктике мы слышим достаточно часто, но для многих из нас она по-прежнему остается загадкой. Как правило, многие, представляют себе ее в виде бескрайней ледяной пустыни, где разве что только белые медведи и водятся. Но это далеко не так.

Они пережили Ледниковый период, но теперь не могут обойтись без помощи человека
На фото - Иван Мизин. Коллаж: Игорь Кузнецов

Вот уже несколько лет сотрудники национального парка «Русская Арктика» занимаются исследованием биологического разнообразия этой холодной земли. Ежегодно ученые проводят по несколько месяцев в непростых климатических условиях, чтобы решить поставленные перед ними задачи. Сейчас они завершили первый этап, который можно назвать инвентаризацией. Во время него выясняется, например, какие животные живут на данной территории, их количество, особенности жизни и прочее. Север Новой Земли не очень хорошо изучен, и остается немало белых пятен в наших знаниях о фауне этого архипелага.

– Значительная часть страны находится в зоне вечной мерзлоты, – поведал «МК в Архангельске» ведущий научный сотрудник нацпарка Иван Мизин, – но на Новой Земле климат еще более суровый. Деятельность, которая ведется здесь, весьма специфична. Здесь нет железных дорог, больших городов, мало людей – зато есть грандиозные ледники, горы, которых нет на материковой части Архангельской области. И, к сожалению, частая непогода. Хорошая погода здесь случается не более 3–4 дней в месяц. Меня же как ученого эти земли привлекают особенно. Территория малоизучена. Нам фактически пришлось начинать их исследования во второй раз. Два десятилетия здесь никого не было, многое было утрачено. Мы начинаем сейчас практически с нуля, опираясь на материалы экспедиций, совершенных еще в прошлом веке.

«Охота» на мышей

– В мои задачи входит изучение фауны позвоночных животных Новой Земли. В сезон 2013–2014 годов я проводил полевые исследования в районе мыса Желания – самой северной оконечности территории архипелага. Искал следы пребывания северного оленя, проводил прямые наблюдения за животными, собирал костные останки, для проведения генетических исследований.

Вообще на территории «Русской Артики» водятся лишь четыре вида наземных млекопитающих. Это белый медведь, песец, северный олень и копытный лемминг.

– В этом году летом нам удалось попасть в очень интересный момент, а именно в пик численности копытного лемминга. Такое происходит в Арктике примерно раз в четыре года. Потом эти грызуны практически исчезают. В результате нам удалось собрать материал по особенностям жизни этих животных в самой северной точки их ареала. До этого времени у специалистов-зоологов были определенные сомнения, доходит ли ареал их обитания до берега моря на краю архипелага. В литературе таких данных раньше не было, но мы смогли внести новое слово в науку – уточнили ареал вида!

Символ Арктики под угрозой исчезновения?

Кстати, научные исследования, которые сегодня проводятся в Арктике, имеют вполне прямое практическое значение и могут принести серьезную пользу немногочисленным обитателям этих суровых мест.

– Когда люди поняли, что еще немного, и некоторые животные могут окончательно исчезнуть с лица земли. Стало ясно, что нужно сделать все возможное, чтобы их сохранить. Так появилась в свое время Красная Книга. Чтобы внести или не внести в нее какое-либо животное, необходимо собрать очень подробную информацию о нем. Нужно знать, влияет ли на него какая-либо человеческая деятельность и может ли это привести к необратимым последствиям.

Такие обитатели Арктики, как белый медведь и новоземельский северный олень, уже занесены в этот свод исчезающих видов. Численность медведей постепенно сокращается, и задачей ученых было найти места их размножения, поскольку именно они важны для сохранения одного из самых крупных хищников планеты. С этой задачей они справились блестяще.

Свидетели великого оледенения

– С северным оленем было несколько сложнее. Дело в том, что сейчас идет создание новой Красной Книги России, и нужно было найти основания для того чтобы новоземельский подвид остался в ней. Нам удалось изучить и понять, что именно за животное обитает в нашем национальном парке. Мы доказали, что это уникальный подвид, требующий охраны. Эти олени – современники древних мамонтов.

Новоземельским оленям удалось приспособиться к изменениям климата в течение нескольких тысяч лет и выжить. С тех пор этот подвид оставался неизменным. Причем, к примеру, на Земле Франца-Иосифа эти животные полностью вымерли. Аборигенный северный олень сохранился лишь на Северном острове Новой Земли.

– Кстати, в 30-х годах прошлого века была предпринята попытка завести на Новую Землю домашних оленей. Смешавшись с дикими, они начали скрещиваться. В результате появилось мнение, что северный олень, обитающий на архипелаге, – гибридный, а значит, не подлежит охране, поскольку уже не несет оригинального генотипа. Но нам удалось доказать, что если на Южном острове и обитают гибридные особи, то на Северном живут те самые носители уникального генотипа – последние свидетели эпохи великого оледенения. А значит, наша задача – сохранить его в чистом виде.

Для того чтобы не дать исчезнуть редким животным, которых всего-то на острове осталось несколько десятков, нужно, по мнению ученых, не допустить на территорию браконьеров.

– Также нужно расширить охраняемые территории за границы нацпарка, ведь именно там находятся отельные пастбища оленей, а значит, там животные тоже должны быть под защитой. Мы будем пытаться сделать все возможное, чтобы сохранить этот совершенно уникальный подвид северного оленя. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №5 от 28 января 2015

Заголовок в газете: Снежная пустыня – территория жизни

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру