Как оказалось, свою известность Вавчуга обрела еще во второй половине XVII века. Изначально село принадлежало землевладельцам Поповым. Но именно во второй половине XVII века оно перешло к холмогоскому посадскому человеку, потомку выходцев из Новгорода Андрею Баженину. По одной из версий, Баженин получил село в приданое за женой, по другой – купил его за 300 рублей.
Люди исключительного положения
Были здесь и рыбные ловли и пахотные и сенокосные земли, были и мельничные пруды. От них тот и пошла вскоре слава Вавчуги. Сыновья Андрея Баженина Осип и Федор ставят в 1680 году на месте мукомольных мельниц невиданную в этих краях «водиную пильную мельницу», на которой круглый лес «растирали» на доски. «Пильная мельница» принесла Бажениным не только доходы, но и репутацию умелых и предприимчивых людей, так высоко ценившихся в эпоху петровских реформ. Современников удивляло, что предприятие, построенное на уровне заморских образцов, создано усилиями русских умельцев.
Известно, что Петр I дважды бывал в Вавчуге и беседовал с братьями «с очи на очи». О чем шли беседы, неизвестно, но уже в 1693 оду, после первого же визита царя, Баженины приезжали в Соломбалу, где присматривались к секретам корабельного дела. В ответ на просьбу разрешить им строительство кораблей «против заморского образца» Баженины получили в 1700 году жалованную грамоту, ставившую их в исключительное положение, которое можно сравнить разве что с положением знаменитых Строгановых или Демидовых. Грамота разрешала им не только строительство и вооружение кораблей и беспошлинный ввоз материалов, но и бесконтрольный свободный наем работников. Любопытно, что грамота запрещала избирать Бажениных на выборные должности, дабы не отвлекать от основного государева дела – строительства торговых судов.
Первое капиталистическое
В 1702 году Петр I в третий раз приехал в Вавчугу. Здесь в его присутствии были спущены на воду два первых фрегата: «Курьер» и «Святой дух», построенные по государственному заказу. Первый торговый корабль с русскими товарами был отправлен Бажениными в 1703 году в Англию и Голландию, и с того времени непрерывно отправляли они суда и в заграничное плавание, и для нужд местных морских промыслов. Так родилось это частное судостроительное предприятие, действовавшее до 1783 года.
Вавчужская корабельная верфь – не только первая верфь в России. Это еще и первое в России предприятие капиталистического типа, где работали не крепостные, но наемные рабочие, в основном, конечно, крестьяне близлежащих волостей.
Поблизости от верфи раньше находились дочерние предприятия вавчужской верфи – канатный и парусный заводы. Рядом гремели молоты нескольких кузниц. Сама же верфь располагалась дальше за плотиной, у просторных песчаных отмелей, где каким-то чудом сохранились остатки могучих лиственничных свай. Возле дома Бажениных стоит наковальня, на которой, по одной из версий, ковал сам Петр Великий. А в расположенном поблизости Вавчугском озере есть искусственный остров – Сахарная головка. Она якобы насыпана по указу Петра, для того чтобы государь мог спокойно пить чай под открытым небом, а назойливых комаров сдувал бы разгулявшийся над озером ветерок.
Забытый дом
Сегодня Вавчуга – это небольшая, на первый взгляд, ничем не примечательная деревенька в Холмогорском районе, расположившаяся, как и сотни других, на берегу реки. И мало кто знает, что в ней до наших дней сохранился дом Бажениных – двухэтажный, с мезонином, обшитый тесом. Лежащую в его основе постройку датируют двадцатыми годами XVII столетия. Именно в этом доме, по преданию, бывал Петр I во время своих приездов в Вавчугу и беседовал с братьями Бажениными.
В начале 1970-х на доме Бажениных, взятом тогда под государственную охрану как памятник регионального значения, была установлена мемориальная доска. Со временем, правда, текст на ней изрядно поистерся. А в 2004 году на фасаде появилась новая памятная доска: «Морская дорога на Балтику начиналась здесь, на корабельной верфи Бажениных, в 1692 году завершением строительства фрегатов «Курьер» и «Святой дух», участвовавших в сражении за реку Неву. Первостроителям российских кораблей от корабелов судоверфи «Звездочка», июнь 2004 г.»
К сожалению, в настоящее время дом находится в аварийном состоянии и не используется.