У шести замов дитя без глаза?

Политолог Андрей Чураков рассказал, чем обернутся структурные изменения в правительстве региона

 Губернатор Игорь Орлов подписал указ, согласно которому, в области останется шесть вице-губернаторов. В правительстве подчеркнули, что структурные изменения сделаны в целях эффективного управления: ряд должностей будет объединен – так, должность заместителя губернатора по региональной политике, которую занимал Сергей Ковалев, планируется объединить с должностью руководителя администрации губернатора и правительства области.

Политолог Андрей Чураков рассказал, чем обернутся структурные изменения в правительстве региона

Предполагается, что новый заместитель главы региона будет курировать вопросы внешней и внутренней политики, местного самоуправления, патриотического воспитания, молодежной политики и спорта, а также деятельность администрации губернатора и правительства Архангельской области.

Также согласно новой структуре предполагается объединение должностей заместителя губернатора по развитию Соловецкого архипелага и руководителя одноименного агентства.

Кроме того, вносятся ключевые изменения в вертикаль управления министерствами и ведомствами. Указом губернатора упразднены агентство архитектуры и градостроительства, агентство по рыбному хозяйству и агентство по туризму и международному сотрудничеству. Соответствующие полномочия возложены на министерство промышленности и строительства, министерство агропромышленного комплекса и торговли и министерство культуры. Помимо прочего, на пост министра экономического развития и конкурентной политики Архангельской области назначен Виктор Иконников, до этого возглавлявший региональное агентство по тарифам и ценам.

«Отстранить определенных лиц»

– В правительстве произошли изменения. В чем причина?

– Во-первых, я бы начал с того, как обозначить те изменения, которые произошли в правительстве Архангельской области. В средствах массовой информации прозвучало выражение «административная реформа». На самом деле это структурные изменения – не более того. Я думаю, что причиной послужила попытка отстранить от должности определенных лиц. Есть два пути совершенствования работы определенной структуры. Первый заключается в том, что в соответствии с законами управления выстраивается система, а на соответствующие должности потом подбираются наиболее квалифицированные люди. Есть система, когда берут людей и под них выстраивают систему. К сожалению, в российской практике управления второй подход распространен почти на сто процентов. То, что сегодня происходит в правительстве Архангельской области, можно назвать оптимизацией. Это не попытка сделать работу более совершенной, более эффективной, а просто-напросто переставить людей, от кого-то избавиться, потому что, может быть, кто-то считает, что некто не справляется со своими должностными обязанностями. В любом случае это вызвано некими интригами, которые есть внутри правительства, и не более того.

«Человек-кадр» завалил работу

– То есть, это не какая-то кадровая проблема?

– Кадровой работы в правительстве Архангельской области за время губернаторства Орлова я не заметил. Человек, который должен был заниматься вопросами кадров, эту работу, откровенно говоря, завалил. И теперь Андронову добавляют еще полномочий: вопросы внешней и внутренней политики, муниципальных образований, молодежной политики и так далее.

– Не многовато-то ли? Эффективность?

– Во-первых, надо посмотреть, что сделано по его основному функционалу. Я еще раз повторюсь, за три года губернаторства Игоря Орлова кадровая работа завалена. Никаких фактических попыток изменить систему управления. Ведь сегодняшнее правительство Архангельской области работает в той структуре, которую задал Михальчук, который выполнял здесь абсолютно понятные вещи – работал не на благо области, а на благо собственной семьи и собственного кармана. Так вот Орлов работает в той же системе управления, которую создал Михальчук. Более того, занимался структурой правительства Архангельской области не кто иной, как Дмитрий Таскаев. И это безотносительно того, что произошло с Таскаевым в прошлом году, того, в каком состоянии сейчас находится этот человек. Я и тогда, когда проводилась это реформа, и сейчас готов ответственно заявить, что структура, которую сформировали Михальчук и Таскаев – это структура излишне нежизнеспособная и нацеленная только на то, чтобы не работать эффективно. Потому что трехсоставная система, когда у нас есть министерства, агентства и инспекции, хороша на федеральном уровне. На уровне региона, у которого экономика находится в состоянии коллапса, подобную систему внедрять – это только плодить чиновничество. И то, что сегодня ликвидировали агентство по архитектуре и градостроительству, агентство по рыбному хозяйству и агентство по туризму и международному сотрудничеству, – в принципе это из разряда понимания...

Чем управляют министерства

– Но на самом деле в Архангельской области нет предпосылок для существования министерств. Они должны управлять некими ресурсами. У нас в министерстве сельского хозяйства нет ни одного сельскохозяйственного предприятия, в министерстве лесопромышленного комплекса нет ни одного лесопромышленного предприятия. Чем они управляют? Все эти структуры выполняют сегодня только одну функцию – распределяют финансы. Понятно, что это целеполагание подразумевает, что каждый чиновник, на своем месте распределяя финансы, стремится, чтобы они были в его же пользу были распределены через серые схемы откатов, через схемы финансирования прикормленных предприятий, которыми владеют родственники или в которых работают родственники. Вся система разворовывания бюджета, созданная при Михальчуке руками Таскаева, три года эксплуатируется нынешним губернатором. А заниматься реформированием этой системы должен был Андронов. Если говорить сегодня о том, что совместили должности двух губернаторов, – ради бога, – сокращать аппарат нужно обязательно. Но хотя бы посмотреть, что Андронов был руководителем аппарата правительства Архангельской области и руководителем аппарата губернатора, в той системе, которую они на сегодня создали, у губернатора на сегодня аппарата нет. Весь аппарат правительства и губернатора будет замыкаться на вице-губернаторе, а не на главе региона – это нонсенс. Так не бывает, что аппарат работает не на первое лицо, а на его зама. Тогда, фактически подписывая соответствующее распоряжение, он признался, что его не интересует кадровая работа, система управления. Что тогда делает губернатор Орлов по своему функционалу? Наверное, выполняет представительские функции. Конкретной текущей работой в условиях жесточайшего кризиса, когда десятками тысяч от нас уезжает трудоспособное население и этот отток никак не могут остановить, губернатор умыл руки: мол, я не занимаюсь внешней политикой, я не занимаюсь внутренней политикой, я не занимаюсь кадрами, я не занимаюсь ничем – я буду представлять Архангельскую область на российском и международном уровне.

Признание неэффективности

– Это глупость. Когда это делается с просчитанной программой, по уму, губернатору нужно было еще в прошлом году отправить правительство в отставку, потому что этот инструмент позволяет кардинально изменить систему управления. Просто так человека уволить нельзя. Вот эти изменения связаны с тем, что губернатор, допустим, не может уволить Сергея Ковалева, поэтому начинаются передвижки и другие придумки с совмещением должностей. На самом деле надо подписать соответствующее распоряжение и отправить правительство в отставку, назначить пока исполняющими обязанности тех же самых замов и министров на период их переназначения, но, по крайней мере, каждый из этих сотрудников будет три-четыре месяца находиться в состоянии и.о., и его можно будет убрать с этой должности совершенно безболезненно, если он не поймет, что ему необходимо работать эффективнее. Далее нужно пересмотреть структуру управления. Мы не просто работаем по схеме, которую создали Михальчук с Таскаевым. Фактически Таскаев тоже не много новшеств привнес. Мы фактически работаем в советской системе. У нас отраслевая система управления регионом. Отраслями пытаются каким-то образом влиять на экономику, а в этих отраслях рычагов влияния на предприятия нет. Поэтому фактически получается, что чиновничество, которое сидит в министерствах, паразитирует на экономике Архангельской области. Мы, налогоплательщики, их кормим, не получая эффективных результатов. А если бы их поставить в условия, когда они будут нацелены на достижение более конкретных результатов? Получили, условно говоря, лесосеку и должны до определенного срока отчитаться, как этот лесной фонд использован. Если вы использовали эффективно, получили прибыль в бюджет и лесосека не уменьшилась, значит, вы отработали хорошо. А если отработали так, что у вас леса стоят заброшенные, никто не может туда зайти и там развивать бизнес, значит, таких министров надо просто убирать сразу же. То же самое с сельским хозяйством, то же самое с промышленностью. У нас министерство промышленности сейчас должно писать в отчетах, сколько предприятий закрывается за время их работы. Если говорить о том, какая идеология была в этих структурных изменениях? Никакой идеологии. Элементарная безграмотность и губернатора как управленца, и тех, кто посоветовал ему эти структурные изменения проводить.

– Как в этом плане выглядит кандидатура Иконникова?

– Что значит министерство экономического развития? Фактически чиновник не может понять, что он не управляет сегодня экономикой. Надо переступить эту грань и понять, что сегодня функции чиновника – создать условия для бизнеса. У нас это понимание в нашем регионе за те 25 лет, которые мы живем в другой стране, до сих пор не пришло. У нас министры полагают, что они руководят отраслями или экономическим развитием. Но у них нет ни рычагов, ни механизмов. Бюджет был бы более или менее стабилен, если бы он по наполняемости был сравним с бюджетом Ямала или Москвы, то тогда можно было бы говорить о том, что за счет бюджетных средств выполняются какие-то решения, идет вливание в экономику, поддержка и развитие предприятий. У нас сегодня инвестиционной программы от правительства и бюджета области нет. У нас есть какие-то, условно говоря, гроши, которые перераспределяют. Ни одного серьезного и инфраструктурного проекта, который можно сегодня за счет бюджетных средств в Архангельской области реализовать – даже мечтать об этом не приходится. Даже в перспективе на три-пять лет назад не просматривается, что Архангельская область сможет инвестировать деньги в какую-то отрасль экономики или в какой-то конкретный проект. Сегодня экономическое развитие заключается в том, что министр должен ездить в Москву выпрашивать трансферы и какие-то деньги и попытаться поагитировать кого-то из бизнесменов прийти сюда с каким-то проектом, будь то реконструкция АЦБК или строительство нового цеха в Коряжме, или развитие лесопиления в Устьянском районе. Но к экономическому развитию с точки зрения системы управления это не имеет никакого отношения.

Управленец без управления

– Кандидат в настоящее время особой роли не играет?

– Нужно менять суть управления. По факту, занимая ту или иную должность, человек получает права, но и, в первую очередь, некие полномочия и ответственность. Так вот, сегодняшняя законодательная система не подразумевает вмешательства органов управления в конкретный бизнес. Если бы у нас была собственность. В траловом флоте у правительства Архангельской области есть одна акция, агентство по рыбному хозяйству этой акцией может управлять. Больше там управлять нечем. Все остальные решения принимает собственник предприятия. И так по всем отраслям. И сколько бы там не говорили, что правительство будет заниматься помощью ЛДК и СЦБК, оно по закону не имеет права это делать, поэтому когда назначается очередной человек на экономическое развитие, там можно назначить любого, и точно так же он ничего не сделает – будет выполнять этот функционал, писать отчеты, ездить в Москву с бумажками... Из этой ситуации можно выйти, проведя очень серьезную реформу, именно по системе управления. И здесь есть еще одна очень важная предпосылка, которая лежит на поверхности,- это то, что эта административная реформа назрела очень давно. У нас громадное количество чиновников. Оно необоснованно абсолютно. Сокращение аппарата необходимо проводить фактически раз в год. При Игоре Орлове не было ни одного сокращения аппарата. Ко всему, сегодня затраты на содержание этого аппарата, всех агентств, инспекций и прочего ложатся тяжким грузом на бюджет Архангельской области. Чтобы прокормить это чиновничество, приходится сокращать социальные функции, которые лежат на областном бюджете. У нас недополучают врачи, учителя и так далее, работники культуры больше всех обижены. При этом чиновники повышают себе зарплаты, получают льготы, повышенные пенсии, которых даже рабочие люди в качестве зарплаты не имеют. Чтобы снизить эту нагрузку на бюджет, мы движемся к тому, что бюджет будет сокращаться, условно говоря, а чиновничество будет разрастаться – мы движемся к тому, что бюджет Архангельской области фактически полностью тратится на содержание этого аппарата.

И что делать?

– Есть отдельные исключения, где структура управления выстраивается с учетом реалий. Допустим, у Никиты Белых более или менее проработанная система, в Казани очень оптимальная система. При этом также надо понимать, что эти структурные изменения можно провести кулуарно, а с другой стороны, это можно поставить в качестве некой задачи для работы команды на определенный период. И включить в эту реформу муниципальные образования. Потому что на уровне муниципалитетов аппарат безобразно разросся и по Архангельску, и по Северодвинску, и по муниципальным образованиям. Мэрия Нью-Йорка – это один большой зал, где они все уместились в одном помещении. У нас же мэрия Архангельска расползлась по городу так, что помещений постоянно не хватает. Поэтому то, что сегодня произошло, – непродуманная кулуарная разборка между людьми, которые делят полномочия внутри самой системы. И на реалиях, которые могли бы повлиять на ситуацию в регионе, это никак не отразится. Более того, три года работы этой команды под руководством действующего губернатора еще раз доказывают, что с точки зрения профессионального управления, команда абсолютно неквалифицированная. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 18 февраля 2015

Заголовок в газете: У шести замов дитя без глаза?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру