Дороги Архангельска: куда исчезают миллионы?

Бесконтрольное выделение средств областному центру привело к полной деградации городской дорожной сети. Губернатор Игорь Орлов в интервью информационному агентству «29.ru» признал, что выделение средств на содержание и ремонт дорог в Архангельске не возможно без внятных обоснований, на что именно они будут направлены. Отсутствие же четкой программы ремонта до сих пор приводило к тому, что деньги расходуются фактически впустую.

Дороги Архангельска: куда исчезают миллионы?
Проспект Сов. Космонавтов. Центр Архангельска.

О каком эффективном расходовании средств может идти речь, когда городские власти, постоянно жалующиеся на нехватку финансирования дорожного строительства столицы Поморья, закатывают в асфальт десятки и сотни миллионов рублей, причем сами дороги приходится выходят из строя уже через несколько месяцев. Взять, к примеру, недавнюю эпопею с ремонтом участка Новгородского проспекта – положили по осени заплату от Поморской до Серафимовича, не снабдив ее ни ливневой канализацией, ни бордюрами, ни даже пешеходными тротуарами. Качество ремонта оказалось таким, что вместе со снегом на проспекте растаял и сам асфальт, образовав ямы и колдобины не лучше тех, что были раньше. Сколько миллионов растаяли? Около шестидесяти? 

Глава региона подчеркнул, в частности, что ремонт дорожного полотна без приведения в порядок ливневой канализации ведет не к развитию, а к разрушению улиц. Если неправильно разместить водостоки или выбрать неподходящие к условиям северного города строительные материалы, бюджетные миллионы в очередной раз будут выброшены на ветер.

Беда в том, что примерно так выглядят «ремонты» большинства участков дорожной сети областного центра. Архангельск до сих пор не разработал сколько-нибудь нормальную программу восстановления городских магистралей. Поэтому отследить и качество ремонта, и потери от недобросовестных подрядчиков, и убытки бюджета крайне проблематично. Если, конечно, целью не стоит такое качество ремонта, при котором кому-то выгодно бесследное исчезновение бюджетных миллионов.

Основной вопрос в том, насколько эффективно тратятся дорожные деньги в Архангельске? Городничий ответ нашел. «В 2008–2009 годах из областного и федерального бюджетов были выделены значительные средства на строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт автомобильных дорог и мостов Архангельска. Это позволило отремонтировать более 70 улиц, в том числе основные магистрали города. В настоящее время ввиду окончания нормативных сроков службы и гарантийных обязательств подрядчиков покрытие проезжих частей улиц в Архангельске приходит в неудовлетворительное состояние», – пишет мэрский сайт.

Позвольте, а почему за шесть лет все отремонтированные дороги пришли в неудовлетворительное состояние. Деньги-то город щедро раздал сразу, очевидно, не озаботившись ни гарантиями строителей, ни проверкой качества. Иначе как можно объяснить тот факт, что отремонтированные городские магистрали иногда попросту не могут пережить ближайшую зиму?

– Вдумайтесь, в 2008 году выделили более миллиарда рублей на ремонт дорог в Архангельске. Где они? Покажите мне эти дороги! – резонно вопрошает глава региона.

А показать-то, собственно, и нечего. Губернатор, например, так расписал свое видение регламента:

– Никакого секрета здесь нет. Привлекается крупная компания, способная выполнить работу в течение одного-двух сезонов, с которой подписывается концессионное соглашение. Затем инвестор самостоятельно привлекает кредиты, строит или ремонтирует магистрали по согласованному с муниципалитетом плану. А местный бюджет уже позже, в течение нескольких лет, рассчитывается за сделанные дороги. С подрядчиком заключается не просто контракт на строительство, а договор жизненного цикла на десять лет.

Городничий же, напротив, видит целью своей работы не столько эффективное использование средств на дорожную инфраструктуру, сколько многократное увеличение финансового потока. А на все претензии горожан на отвратительное состояние дорог попросту по традиции переводит стрелки: «Ответ на вопрос, неоднократно задаваемый владельцами автомобилей – жителями Архангельска «Платим налоги – где дороги?» следует адресовать тем, кто в правительстве Архангельской области принимает решение о том, что в столицу Поморья на содержание и ремонт дорог направляется менее 10 процентов из собранных горожанами денег». Причем ответов на вопросы, почему в Архангельске вновь построенные дороги живут всего несколько месяцев, так и нет. 

Сколько все это будет продолжаться, непонятно – Архангельск продолжает тратить миллионы на некачественные работы – фактически на брак. Только в 2015 году из регионального дорожного фонда город получил почти 98 миллионов рублей. Плюс к этому в этом же году на развитие объектов дорожной инфраструктуры в Архангельские дороги будет дополнительно вложено почти 59 миллионов по линии областной адресной инвестиционной программы – всего на этот год из областной казны капнет 156 миллионов 221 тысяча рублей. Сколько еще сам Архангельск отстегнет миллионов от щедрот своих налогоплательщиков? И основным вопросом остается: как скоро потребуется очередная финансовая инъекция на устранение последствий очередного капитального ремонта.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 15 апреля 2015

Заголовок в газете: Дороги Архангельска: куда исчезают миллионы?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру