Федеральный чиновник из столицы признал, что мэр Архангельска – не мэр.

Председатель комиссии общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ признал, что мэр Архангельска – не мэр. В Архангельске прошло выездное заседание комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Общественной палаты РФ. Темой встречи стал более чем актуальный для нашего региона вопрос расселение людей из авариек.

Федеральный чиновник из столицы признал, что мэр Архангельска – не мэр.

Как известно, далеко не все муниципалитеты справляются с поставленными перед ними задачами.

– Для нас Архангельская область представляет большой интерес, и за рабочим визитом комиссии непременно последуют действия: обращения к президенту России, председателю правительства и профильным федеральным министрам, – сразу же сообщил председатель комиссии общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор. – Сегодня аварийный жилфонд страны требует тщательной инвентаризации с учетом домов, признанных аварийными, но не угрожающих жизни и здоровью людей. Очевидно, что по итогам инвентаризации количество требующего расселения жилья существенно вырастет.

 

Бюджет и скепсис

Напомним, что в рассчитанную до 2017 года программу по переселению вошли лишь дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года. При этом после этой даты на территории области еще более 1100 домов попали в список аварийных. А это целых 296 тысяч квадратных метров, в которых живет порядка 15 тысяч человек. И что делать с этим жильем на данный момент, непонятно. Кроме того, последняя инвентаризация программы показала, что около 40 тысяч квадратных метров аварийного жилья вообще не вошло в программу из-за того, что муниципалитеты неграмотно оформили документы: квартиры признаны аварийными, а сами дома – нет.  

– По моей оценке, при рассмотрении проблем сферы ЖКХ как угроз национальной безопасности в эту отрасль нужно вложить 14 триллионов рублей, – сказал Игорь Шпектор. – Поскольку в бюджете страны всего 12 триллионов рублей, это вызывает определенный скепсис. Но заниматься этим нужно. Кроме того, инвентаризация покажет новые данные, поэтому работу Фонда содействия реформированию ЖКХ необходимо продлить и после 2017 года.

 

Архангельск – абсолютный аутсайдер

Но пока на высшем уровне решают о том, что нужно продлевать программу и включать в нее новые ветхие дома, в нашей области все еще не могут завершить первый этап, который уже должен был закончиться.

– В рамках первого этапа мы не построили 14 тысяч квадратных метров жилья, которое должно было быть сдано в рамках первого этапа, – пояснил министр ТЭК и ЖКХ региона Игорь Годзиш. – Одиннадцать тысяч из них – это стройка в Цигломени. Так же в отстающих Онега, Новодвинск и Вельск. И мы понимаем, что в Архангельске стройку невозможно будет завершить до августа. А в Онеге уже есть замечания по качеству строящегося жилья, а потому у нас есть опасения по дальнейшей судьбе этих домов. При этом люди все равно должны получить жилье. Вопрос только в том, кто за него будет платить: Фонд содействия реформированию ЖКХ совместно с областью или только область.

 

День сурка

Причем, как показывает практика, в Архангельской области ситуация с расселением авариек по программе напоминает День сурка. В 2008–2010 годах жилье не построили – деньги вернули, в 2010–1012 ситуация повторилась, к сожалению сейчас, преимущественно из-за областного центра, мы движемся в том же направлении.

Сейчас в Фонде содействия реформированию ЖКХ рассматривается отчет региона за 2014 год. Если госкорпорация примет решение о приостановлении финансирования Архангельской области, Поморье получит четыре месяца на устранение замечаний. Получается, что к августу 2015 года не справившиеся с задачей территории будут вынуждены возвращать федеральные деньги в Фонд ЖКХ.

А ведь уже начинается реализация второго этапа программы, в котором участвуют 32 муниципальных образования и который завершится под занавес 2015 года. На их территориях необходимо переселить 3,4 тысячи северян из 282 аварийных домов общей площадью 61,4 тысячи квадратов.

На 1 апреля муниципальные контракты заключены лишь для расселения 50,4 тысячи квадратных метров. Так и не смогли заключить контракты МО «Ракульское» и «Шенкурское», которые пока не подписали договоры с подрядчиками. Дело в том, что обе территории повторно объявили аукционы для строительства домов, так как на первые торги никто из строителей не заявился.

 

Банки на замке

При этом, по мнению чиновников, пути решения проблем, связанных с расселением авариек, все же существуют.

– Во-первых, нужно решить вопрос по взаимодействию подрядчиков и банков, – пояснил региональный министр ТЭК и ЖКХ. – На сегодняшний день банки весьма неохотно идут на финансирование строительных организаций, даже если у них заключен госконтракт. Так, к примеру, работающий на улице Цигломенской подрядчик обратился в 22 банка и везде получил отказ. А застройщиков, у которых есть свободные средства, – единицы. Федеральные компании никакого интереса не проявляют – они даже не заявляются на конкурсы.

Также, по мнению министра, повлиять на ситуацию могло бы уравнение в полномочиях муниципалитета и региона. Дело в том, что сегодня регионы, в отличие от муниципальных образований, могут лишь строить жилье, но не могут идти путем долевого строительства или выкупа готовых квартир у застройщиков. 

Если говорить о качестве новостроек, то отрегулировать вопрос могли бы изменения в Градостроительном кодексе РФ, связанные с вопросами государственной экспертизы проектной документации на малоэтажное строительство при возведении объектов за счет бюджетов всех уровней. Сегодня это требование отсутствует. Сдвинуть дело с мертвой точки помогли бы и государственные комиссии по приемке новостроек с участием территориальных ведомств федеральных надзорных структур, которые контролировали бы объекты от нулевого цикла до вручения жильцам ключей.  

Исправить ситуацию с нерадивыми подрядчиками поможет пересмотр законодательства о госзакупках. Для этого в федеральный закон №44 министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области предлагает внести изменения, касающиеся квалификационных требований подрядчиков.

– Люди выигрывают конкурсные процедуры, не имея ни строительной специализации, ни техники, ни специалистов, – признал Игорь Годзиш. – Это положение нужно поменять.

 

Мэру пора начать работать

Все эти предложения были озвучены на выездном заседании, но не все получили одобрение.

– Я согласен с большинством предложений, кроме того, чтобы регион брал на себя обязанности муниципалитетов, – пояснил Игорь Шпектор. – Я сам в прошлом был мэром. И я бы как мэр никогда бы не позволил, чтобы за меня работал глава региона. Я считаю так: если я как мэр не справляюсь с работой, то меня надо снять. И вообще, вот я увидел ваш город и не могу сказать, что он вызвал у меня положительные эмоции. Есть определенные недоработки. А вы предлагаете, чтобы субъекты выполняли работу города! Каждый должен заниматься своей работой.

 

Цитата:

«И если мэр не умеет выполнять свои обязанности, значит, он не мэр».  

Тем не менее, все остальные предложения Игорь Шпектор предложил перенаправить на его имя, чтобы он, в свою очередь, озвучил их на встрече с президентом Путиным.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №16 от 15 апреля 2015

Заголовок в газете: Архангельск не вызвал положительных эмоций у федерального чиновника

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру