Отчаявшись дождаться расселения, живущие в бараках люди пригрозили мэрии массовыми акциями протеста

В минувшие выходные в Архангельске прошел семинар по ветхому жилью, на который собрались те, кто годами ждет исполнения решений суда. Люди решили обсудить, как же им быть дальше и как отстаивать свое право на нормальное существование, – прозябать и дальше в сараях, которые вот-вот рухнут, уже давно опасно для жизни.

Отчаявшись дождаться расселения, живущие в бараках люди пригрозили мэрии массовыми акциями протеста
Центр Архангельска. В этом доме тоже живут люди

Ждать еще 12 лет?

– Мы с мужем с 2011 года ходим по всем инстанциям, – рассказала архангелогородка Людмила Кефер. – В нашей деревяшке на Обводном, уже живем только мы. Всем остальным было, куда съезжать. А нам просто некуда. Но и жить в этом доме уже невозможно. Конечно, хорошо, что появилась федеральная программа по расселению ветхого жилья. Но у нас в городе происходит все очень медленно. Люди, живущие ветхом жилье, проходят семь кругов ада.

18 октября 2011 года было вынесено решение суда о предоставлении семье жилья в городе Архангельске. Но никаких подвижек с того времени не произошло. На сегодняшний день семья в очереди под номером 629. А если учесть, что в среднем в Архангельске исполняется 50 судебных решений в год, то если ситуация не изменится, у них есть шанс получить жилье не раньше, чем через 12 лет.

Правда, недавно власти предложили выкупить комнатку семьи Кефер по цене 36 тысяч 430 рублей за метр. Получается чуть меньше 550 тысяч. Но на эти деньги сегодня в городе вообще ничего не купишь. Поэтому Людмила и ее муж продолжают обивать пороги чиновников, судиться и искать правду.

 

Юбилей аварийности

Организовала семинар Екатерина Кузнецова. Женщина сама работает в сфере недвижимости и при этом уже не первый год воюет с властями за предоставление жилья по решению суда. При этом она старается разобраться не только со своей ситуацией, но и помочь другим.

– Люди целыми домами ко мне обращаются, – рассказывает Екатерина. – Они в панике и не знают, что им делать. А тем временем Октябрьский суд занял такую позицию, по которой получается, что мэрия вовсе не бездействует. Если выполняется хотя бы одно решение суда в год, то это для них означает, что работа ведется. Мне тоже предлагают выкупить мое жилье. Но что я смогу купить на эти деньги? А ипотеку нам никто не даст. У нас с мужем трое детей. Двое из них больны. Я ответственна перед ними и хочу обеспечить нормальные условия для жизни. А сейчас у нас, что называется, ни полов, ни потолков. И я хочу, чтобы власть меня услышала. Два месяца назад хотела записаться на прием к мэру. Мне предложили прийти в июле к его заместителю.

Дома, в которых сегодня живут люди, уже отмечают юбилеи с момента признания их ветхими. Но и на это всем вокруг, похоже, плевать.

– Мой дом, что на Логинова 19 был признан аварийным в год 400-летия Архангельска, то есть тридцать лет назад, – рассказал Евгений Мусорин. – В свое время он принадлежал тогда еще Медицинской академии. Я подал в суд и получил компенсацию морального вреда. Дальше начались бесконечные тяжбы. Мне пришлось многое узнать и во многом разобраться. Существует огромное количество тонкостей, не зная которые, невозможно отстаивать свои права на жилье. Кроме того, мэрия регулярно подает в суд на отсрочку исполнения решений суда, чтобы не платить штрафы судебным приставам.

 

Не дожить…

Многие люди, которые год за годом ходят по судам и кабинетам чиновников, уже перестают верить, что им удастся когда-нибудь переехать.

– Мне уже 70-й год, я живу в аварийном доме, но на меня попросту плюют, – едва сдерживая обиду, признается Федор Васильев. – Мой дом был построен еще до Великой Отечественной войны. В нем лишь одни раз проводился капитальный ремонт. Было это в 1953 году. Уже давно дом признан ветхим. Сейчас я 1035 в очереди на расселение. Мне кажется, я уже могу не дождаться нового жилья. Кроме того, мне не понятно, почему меня хотят запихнуть в Цигломень? Я всю жизнь прожил в центре Архангельска. Здесь мои друзья, мои родственники. А что я там буду делать?

При этом если иногда людям, чьи разваливающиеся деревяшки стоят в центре города везет и застройщики, выкупившие землю под их домами, предоставляют им квартиры в новом доме, то жителям окраин и на такое рассчитывать не приходится. Их земля никому не нужна.

И ведь сложившаяся ситуация уже давно стала достоянием гласности. О ней знают все. Но ничего не меняется

– В Архангельске дела с расселением ветхого жилья не обстоят никак, – считает депутат Архангельской городской Думы и блогер Александр Гревцов. – За последние годы ни одного проекта строительства домов для жителей ветхих деревяшек не было реализовано в первоначальные сроки. Кроме этого, в городе система получения жилья взамен ветхого крайне непрозрачна. В настоящее время не исполнено более двух тысяч решений о предоставлении жилых помещений, но люди, в пользу которых они вынесены, даже не представляют, когда будут даны квартиры. И будут ли даны? Им говорят, что существует какая-то очередь на расселение, но никто этой очереди не видел. Поэтому одной из первых мер должно стать опубличивание очереди, размещение ее в открытом доступе в сети Интернет, чтобы у чиновников не возникало даже желания перетасовать ее в пользу своих близких родственников или просто «благодарных» горожан. А не торопятся расселять они, по всей видимости, потому, что каждый не сданный вовремя объект позволяет привлекать дополнительное финансирование, которое может быть распределено среди наиболее «эффективных» подрядчиков. Например, не достроили дома на Доковской и теперь, чтобы привести их в порядок, можно просить суммы, сопоставимые со стоимостью нового строительства. А если еще и разбирать дома придется и затем заново отстраивать их, то расселение ветхого жилья становится просто золотой жилой для отдельных подрядчиков и заинтересованных лиц.

 

Дом из коробки

Понимая, что ждать милости от природы и властей уже не приходится, люди решили объединится на акции протеста.

– Нас уже сотни, тысячи, – говорит Екатерина Кузнецова. – После майских праздников мы собираемся выйти на митинг.

На акцию протеста люди хотят прийти со своими «домами», сделанными из картона. Для этого они собираются собрать много больших картонных коробок, чтоб своими руками сделать из них свой дом! Это будет символ ветхих, аварийных домов признанных не пригодных для проживания! Так же люди уже задумываются о том, чтобы собраться и поехать в Москву и уже там стучаться во все возможные двери.

 

Комментарии

 

Юрист, Сергей Любов:

– В последние годы, благодаря постоянно ухудшающемуся состоянию деревянных домов, обращений жителей аварийного жилья становится все больше.

Евгений Мусорин, житель аварийного дома:

– Если будем биться поодиночке, то нас просто запихнут в курятники, которые не годны для жизни. Я знаю, как строят дома для расселения. Никакого отношения к канадской технологии они не имеют. Через 10–15 лет они тоже будут аварийными.

 

Мария Харченко, депутат от ЛДПР:

– Что касается Цигломени, то гарантия того, что дом построится минимальна.

 

Эрнест Белокоровин, депутат:

– Многострадальные дома на Доковской, вероятно, пойдут под разборку – жить там не можно. Кто ответит за это – как всегда непонятно.

 

Екатерина Кузнецов, жительница аварийного дома:

– Два месяца назад хотела записаться на прием к мэру. Мне предложили прийти в июле к его заместителю.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 29 апреля 2015

Заголовок в газете: Бунт деревяшек

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру