Архангельск посетил создатель легендарных советских мультиков

Юрий Норштейн рассказал о своем творчестве, о том, как непросто живется мультипликаторам, а так же о своих жизненных принципах и о недавно вышедшей в свет книге «Ежик в тумане». Но разговор, естественно, зашел и о впечатлениях маэстро об Архангельске.  

Архангельск посетил создатель легендарных  советских мультиков

Архангельск как ностальгия

– Я увидел лишь несколько кусочков старого Архангельска и сразу сказал: «Это мое детство!» Такие же дома, разве что немного отличающиеся по конструкции, стояли у нас в Марьиной роще. Все те же тайные тропы, кусты и лежащие на земле доски, по которым ходили ноги детей. И мои ноги когда-то шагали вот по таким же доскам! Увидев все это, я вспомнил о том, что управляет мной. У каждого это управление свое – свои тайные встречи и тропинки. Вспомнил, как мама накрывала на стол, – для меня всегда было чем-то магическим, когда мама выстиранную и отглаженную скатерть бросала на стол. Скатерть взлетала, и вдруг на моих глазах происходило преображение – она принимала форму стола. А в комнате в это время досушивалось принесенное с улицы распространявшее морозную пряность белье. Часть улицы входила в комнату. То, кто сам этого не знает, тому этого не объяснить. Этого даже Иван Бунин не смог бы описать – это можно только почувствовать в реальности. В те времена мы все были сопричастны друг с другом. И теперь, когда у меня спрашивают, в чем смысл жизни, я думаю, что он в сопричастности. Какое бы действие мы не делали, если мы в нем не едины, оно развалится».

О, спорт! Ты – всё!

Не смог Юрий Норштейн обойти стороной и новомодные тенденции современного мира.

– Сидел я с внучкой в аэропорту, а самолет все откладывался и откладывался. Я бродил глазами по стенам и вдруг увидел огромный плакат с гигантскими буквами «ГТО». Внутри каждой из букв был текст. И я прочитал: «Спорт – будущее нашей страны!» И знаете, я пришел в ужас. То есть все, что у нас есть, это Олимпиада, футбол, министр спорта главный тренер сборной Мутко… И все! больше в стране нет ничего! Нет  науки, просвещения, нет свободы духа. А еще там была написана фраза «Гуманитарный патриотизм». Я так и не смогу никак понять, что это. Конечно, я понимаю, что такое патриотизм. Но не в том смысле, в котором это говорится».

 

Интрига вокруг «Спокойных ночей»

Само собой, даже представить нельзя того, чтобы встреча с таким мэтром мультипликации прошла без показа его работ, в том числе и не очень известных публике. Так, все собравшиеся смогли увидеть заставку к передаче «Спокойной ночи, малыши». К сожалению, ее очень быстро сняли с эфира, а потому мало кто ее видел и помнит.

– Ее показывали даже меньше, чем полгода, а потом по непонятным причинам сняли. А ведь в чем была ее суть? Мы сняли ее более длинной, чем было прописано в договоре, сделав заставку к заставке. Почему мы это сделали? Я предполагал, что эта заставка будет показываться каждый день. А значит, каждую неделю можно было бы менять мелодию. Например, сейчас там звучал Шуман. Можно было брать классическую музыку, которая звучала бы всего сорок секунд, но при этом к ней бы шла подпись, где был бы указан автор и название произведения. Для чего? Дети каждый день, смотря ее, начали бы запоминать и интересоваться, что это за авторы. Дети всегда пытливые, они все хотят знать. И благодаря этой заставке они бы получили дополнительные знания. Но, к сожалению, такой замечательный инструмент попал в руки людей невежественных, которым все равно, что будет происходить со зрителем, когда он будет смотреть и слышать. Я, конечно, говоря об этом, не могу не вспомнить имя Александра Татарского. Все знают его замечательную пластилиновую заставку к передаче «Спокойной ночи малыши». Она абсолютно безупречна. Но телевидение есть телевидение. Они заставку Татарского изуродовали даже не так, как бог черепаху.

Одна сатана

Рассказал художник и еще об одной своей книге «Снег на траве», вышедшей в двух томах.

– Книги эти делались достаточно долго. Но в них вошли мои занятия со студентами. Я очень много, где преподавал: ездил в Японию, Голландию, Венгрию, Польшу, Болгарию и другие страны. Из этого всего сложилась книга. Почему мне захотелось ее сделать? Дело в том, что мне хочется поменять взгляд на мультипликацию. Дело в том, что я считаю, что есть мультики, а есть кинематография. И для меня мультипликация – это кинематография. Во мне самом она постепенно подрастала до этого уровня. Пишу я в этой книге и о моей жене Франческе Ярбусовой. Она, кстати, еще и художник моих фильмов. И пишу о ней в книге далеко не всегда лицеприятно – иногда и гадости допускаю. Но муж да жена – одна сатана. Если бы она была здесь!.. К сожалению, после нескольких попыток она отказалась со мной ездить. Как-то раз она отправилась со мной в Японию, увидела, как я там пашу с утра до вечера и сказала, что больше никуда со мной ездить не будет. В результате получилось так, что ее никто не знает.

Одна лишь целесообразность

Поделился Юрий Норштейн и своими мыслями о том, как можно изменить ситуацию в сегодняшнем мире к лучшему.

– Существует ежегодный фестиваль «Крок», который традиционно проходит на теплоходе. Изначально он являлся русско-украинским, но уже давно стал международным. Правда, раньше он проходил на Волге и на Днепре. Теперь уже мы понимаем, что по Днепру вряд ли  фестиваль когда-нибудь поплывет. В этом году он вновь пройдет на Волге. Закрытие его будет в Санкт-Петербурге. А поскольку я являюсь почетным президентом фестиваля, то должен ежегодно готовить своеобразное послание. В этом году я хочу предложить, чтобы перед каждым совещанием Организации объединенных наций показывали мультипликацию. Это помогло бы возвратить их к человеческим чувствам. Просто, когда я смотрю на них, когда они выступают, я думаю, а у них дети есть? Когда они вообще последний раз чувствовали запах свежей травы? Когда они слышали, как трещит костер и переливается ручей? Я хочу предложить им показывать работу чехословацкого режиссера Франтишки Выстрчила «Место под солнцем». Там очень кратко и без слов рассказана вся суть существования человека на земле. Режиссер рассказал то, о чем они годами дискутируют, но так ни к чему и не приходят. И не придут, пока там отсутствует человеческое начало, а присутствует лишь целесообразность. Пока же в мире будет царить идеология, нам не стоит ждать ничего хорошего. И мы это прекрасно сейчас видим, наблюдая за тем, что происходит в Африке и других странах. Мы видим, как взрываются культурные памятники, которым по три тысячи лет. И я считаю, что в том числе и мультипликация может повлиять на общественное сознание и изменить происходящее!»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 23 сентября 2015

Заголовок в газете: Откровения Ёжика в тумане

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру