– У нас было аномально жаркое лето, и поэтому все работы, которые были запланированы, удалось выполнить, – рассказал директор национального парка «Русская Арктика» Роман Ершов. – Во-первых, у нас произошел прорыв в развитии туризма. Дело в том, что был запущен рейс Шпицберген – Земля Франца-Иосифа – Шпицберген. Благодаря этому более 1200 туристов посетили национальный парк. В следующем году, вероятно, эти рейсы продолжаться. И мы надеемся, что число туристов так же продолжит расти, ведь новый рейс снизил стоимость посещения этой территории. Правда, даже не смотря на то что туризм активно развивается и людей в Арктика едет все больше, подобный отдых по-прежнему могут себе позволить немногие. Среди тех счастливчиков, кому это все же удается, преобладают, что интересно, китайцы.
Год кита Кстати, не стоит забывать, что помимо туризма у нацпарка есть и другие виды деятельности. Одна из них и очень важная – это научная. В минувшем году сотрудники парка проводили мониторинг белого медведя, моржей и китов. По результату исследований ученые даже решили, что 2015 год был для них годом кита, так как именно с этим животным было зафиксировано больше всего встреч. Наблюдения показали, что благодаря работе парка популяция краснокнижного гренландского кита восстанавливается. Помимо этого, впервые на территории парка произошла встреча с китом-горбачом, который так же занесен в Красную книгу. А из птиц впервые была встречена кряква, которую до этого видели лишь на Шпицбергене. Благодаря теплой погоде активизировались на Земле Франца-Иосифа и насекомые, среди которых ученые даже обнаружили два вида комаров, которые здесь раньше не встречались. Событие, может, и не совсем приятное для туристов, но зато крайне интересное для биологов.
Тонны мусора Так же все мы помним, что еще с советских времен в нашей Арктике остались горы хлама, в том числе и опасного. В этом году исполнилось пять лет с тех пор, как территорию начали чистить и приводить в порядок. А два года назад «Росгеология» выиграла конкурс на ликвидацию ущерба на территории Земли Франца-Иосифа. – Работы на архипелаге Франца-Иосифа велись с 30-х годов прошлого века, – рассказал директор Архангельского ОСП «Росгео» Виктор Тищенко. – Туда, в частности, завозилось огромное количество топлива. При этом в советское время считалось нерентабельным вывозить бочкотару из-под топлива и прочие отходы деятельности человека. Как результат – скопление мусора. Уборка территории – работа достаточно сложная. Поэтому предварительно был составлен проект предстоящих работ, который был согласован с министерством природы и национальным парком. Вычищать, само собой, пришлось немало. Подарки из прошлого ежегодно тоннами вывозятся с архипелага на большую землю. – В этом году работы проводились на островах Грэем-Белл, Хейса и Гофмана, – уточнил заместитель директора нацпарка по охране Александр Кириллов. – Причем на последнем подобные работы проводились впервые. Работы же на островах Греэм-Белл и Хейса начались практически одновременно, учитывая опыт 2014 года. Тогда тяжелые льды не позволили судам подойти к самому восточному острову архипелага Земля Франца-Иосифа – Греэм-Беллу. Лед не таял в течение всего лета. В этом же году с островов было убрано почти девять тысяч тонн отходов. Проводилась так же уборка в бухте Поспелова и в бухте Наталии. Там было собрано и вывезено более 1200 тонн антропогенного мусора. Сейчас все это передано на утилизацию.
Уборка остановится? Конечно, убрано еще далеко не все. Но, в следующем году в бюджете не предусмотрено средств на ликвидацию загрязнений. – Основные так называемые «горячие точки» на Земле Франца-Иосифа за минувшие года были ликвидированы, – пояснил Роман Ершов. – Были убраны все объекты, в том числе склады нефтепродуктов, которые находились в береговой зоне, подверженной сильной эрозии, и поэтому представлявшие угрозу экологического бедствия. Так, например, было на острове Греэм-Белл, где в 2013 году удалось эту угрозу предотвратить. Ущерб, расчеты которого делались по методике Росприроднадзора, мог составить десятки миллиардов рублей. На данный момент, по мнению руководства парка, нужно провести геоэкологическое обследование и оценить объем оставшихся загрязнений, чтобы в дальнейшем рассчитывать необходимые трудозатраты. Правда, уже сейчас можно с уверенностью говорить, что на Земле Франца-Иосифа необходимо продолжать работы на островах Греэм-Белл и Гофмана, а также на самой северной суше Евразии – острове Рудольфа. Но, как известно, сейчас на Земле Франца-Иосифа идет строительство военной базы. Не получится ли так, что это вновь приведет к загрязнению арктических территорий и последствиям, которые придется разгребать годами? – У нас на Земле Александры круглогодично функционирует опорный пункт, в котором находится группа инспекторов, которые наблюдают, в том числе, и за строительством военной базы, – объяснил Роман Ершов. – Существует четкая граница парка, и наши специалисты внимательно следят за тем, чтобы она не нарушалась. Работы у оборонного ведомства ведутся на законном основании. Все они проходят экспертизы, а потому, я думаю, не стоит волноваться из-за образования новых свалок и новых загрязнений.