Свое существование музей начал как ведомственный. Он принадлежал министерству гражданской авиации. Само собой, на его содержание выделялись деньги. Но пришли 90-е. На смену министерству пришли отдельные авиакомпании. С 1993 года музей перешел под крыло авиакомпании «Архангельские воздушные линии». Дотации от гражданской авиации прекратились. Наступило непростое время. Но, несмотря на эти сложности, экспозиция потихоньку пополнялась. В 2012 году было принято решение вывести музей из состава авиакомпании. Конечно, у него есть соучредители, среди которых Первый и Второй авиаотряды, аэропорт «Архангельск», Архангельское управление гражданской авиации, Центр управления полетами. Но по сути это частный музей, сотрудники которого из последних сил стараются сохранить память о героическом освоении северного неба.
Самолет из коробки Все, кто работают здесь – добровольцы и фанаты авиации, да и просто истории родного края. Все они – мастера на все руки. Сами ремонтируют, чинят, проводят экскурсии, занимаются научной работой. И, конечно, придумывают что-то новое. Так, например, они решили попробовать помимо основной экспозиции начать организовывать и мини-выставки. – В конце прошлого года мы организовали выставку «Самолет из коробки», – рассказал сотрудник Музея авиации Севера Сергей Рябов. – На ней мы представили модели самолетов, которые обычно не выставляются. Сейчас у нас проходит выставка по аварийно-спасательным средствам. Помимо экспозиций внутри здания есть у музея и уникальная выставка под открытым небом. Она действует только в летнее время и состоит из трех машин: ТУ-134, ТУ-154 и АН-26. Это самые настоящие самолеты, которые еще не так давно поднимались в небо. Все они сохранены в первозданном виде. Но в отличие от самолетов, на которых мы привыкли летать, здесь можно без труда пройти в кабину пилотов и посмотреть, как и что устроено. Одним словом, любой желающий может почувствовать себя пилотом, сидящим за штурвалом. Такое, согласитесь, можно испытать не каждый день. Правда, такая экспозиция требует серьезных вложений, ведь самолеты необходимо поддерживать в порядке: где-то подкрасить, где-то заменить детали. Причем все это происходит под наблюдением специалистов.
Культурный центр Но, к сожалению, сейчас музей переживает далеко не самые простые времена. В конце минувшего года он был практически на грани закрытия. Причина банальная – несмотря на такой мощный состав соучредителей, нет денег. Правда, появилась идея, которая могла бы его спасти. Это объединение с Морским музеем. Это дало бы музею стабильное финансирование, а сотрудникам – официальную работу. Все остальное у музея уже по сути есть. Нужно понимать, что речь идет о спасении того, чего нет больше нигде в Архангельской области. К тому же, у сотрудников уже есть огромное количество планов и идей, которые они готовы реализовывать и воплощать в жизнь. – У нас ведь растет число посетителей, – рассказывает Сергей. – К нам едут прицельно, с детьми, даже в мороз. К нам приходят иностранцы и столичные гости. Кроме того, мы можем стать настоящим культурным центром авиагородка. Мы готовы организовать кружок по авиамоделизму, чтобы дети занимались, а не просто слонялись по улице. Также, музею готовы предоставить пассажирский самолет АН-2, который можно было бы разместить на территории неподалеку от музея, чтобы любой желающий, купив билет, мог попасть внутрь. Вообще, фонды музея гораздо более обширны, чем представленная в залах экспозиция. Сотрудники готовы делать выставки ко всем связанным с авиацией юбилеям и даже разработали специальную выставку, которая будет интересна достаточно юным посетителям.
Не забыть историю Кроме того, сотрудники собираются начать активно заниматься поисковыми работами в нашем регионе. – Мало кто знает, что в 1942–1943 годах возле театра драмы стоял сбитый в небе над Архангельском Юнкерс-88, – рассказывает научный сотрудник музея Сергей Стрекаловский. – И сегодня подобные и не только самолеты лежат в лесах. Их можно найти, восстановить. Но все это нужно сделать грамотно. Специалисты по номерным агрегатам способны восстановить историю самолета, узнать имена пилотов. Например, сейчас по найденному двигателю пытаются восстановить имя советского пилота, разбившегося в 1942 году и захороненного на Ильинском кладбище. Немало предстоит еще и научной работы с архивами. Сотрудники музея уверены: нельзя забывать, что история нашего края тесно связана с авиацией. Наши авиаотряды участвовали в полярных экспедициях. Об этом нужно рассказывать, ведь это часть нашей истории. Но сегодня главным пунктом повестки дня стало выживание музея вообще. Нужно сохранить то, что было наработано годами, и поддержать тех, кто готов трудиться и дальше. Ведь юбилей должен быть радостным, а не грустным праздником. И очень хочется верить, что про музей не забудут и не дадут ему погибнуть. Ведь вместе с ним в небытие может кануть и важнейший пласт истории архангельского Севера.
Иван Катышев, начальник научно-просветительского отдела Северного морского музея – Мы с музеем Авиации Севера давно и плодотворно сотрудничаем. Это уникальный музей с прекрасной базой, в котором работают специалисты высокого уровня. Ничего подобного на всем Северо-Западе нет. Единственная его проблема заключается в том, что он существует на деньги своего руководителя, а этого недостаточно. Все ребята, работающие в нем, – настоящие энтузиасты. Два года назад они обратились к нам, и наш предыдущий директор выступил с предложением спасти музей путем объединения с нашим. Если объединить два музея под одно государственное крыло, то мы бы получили музейный кластер. Музей авиации Севера имеет очень хорошее расположение. Во всей зарубежной практике музеи, находящиеся возле аэропортов, имеют огромный успех. На мой взгляд, музею сегодня не хватает современного пиара. Переход же под государственное крыло обеспечил бы не только стабильную зарплату сотрудникам, но и соответствующее продвижение. Еще при предыдущем министре культуры области Льве Вострякове нам предложили написать соответствующую смету. Мы это сделали. Но, к сожалению, когда министр уходил, этот вопрос он не передал. Мне кажется, сегодня нужно напомнить об этом вопросе. Пока же музей частный, и люди, кому не безразлична его судьба, могут сделать пожертвования, чтобы поддержать его и не дать погибнуть. Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области: – Уникальный Музей авиации Севера, несомненно, должен быть сохранен. В настоящее время рассматривается вариант присоединения его к одному из государственных музеев, подведомственных министерству. Вопрос этот серьезный, требует обстоятельного подхода и согласования всех заинтересованных сторон.