Северный морской музей Архангельска взял курс на современность

Перед музеем стоит задача популяризации морской славы Архангельска не только среди гостей города, но и местных жителей, которые зачастую даже не знают о его существовании. О планах на 2016 год рассказал и.о. директора Северного морского музея Евгений Тенетов.

Северный морской музей Архангельска взял курс на современность

– Я принял предложение стать исполняющим обязанности директора с определенным условием: мне позволят развивать его как современный музей. Что я под этим подразумеваю? Музей, в первую очередь, должен стать важным элементом маркетинга территории.

У многих Архангельск ассоциируется, в первую очередь, с первым морским портом, Петром I, освоением Арктики... В последнее время город начал борьбу за право называться «колыбелью российского флота». Если еще сравнительно недавно это утверждение не вызывало сомнения даже у младших школьников, то за последние пару десятилетий Архангельск основательно растерял свои позиции, а в стране бытует иная версия, которую активно продвигает Воронеж, претендующий на столь значительную роль в истории. Посему у нашего Морского музея здесь вообще особая миссия. Провести городскую экскурсию по оставшимся малочисленным объектам морской славы Архангельска не представляется возможным, так как они сильно разбросаны по территории. Поэтому Морской музей остается единственным местом, где можно посмотреть что-то связанное с морем, не наматывая километры. Для привлечения внимания к деятельности музея с начала года было запущено два новых проекта: «Музыка в Морском» и «Морская синематика». – Через субботу в течение месяца мы показываем фильмы об Арктике, освоении северных широт, истории судостроения на Севере. Уже было показано два документальных фильма, созданных нашими местными режиссерами и продюсерами, – поясняет Евгений Тенетов. – А на «Музыку в Морском» мы приглашаем музыкантов разных жанровых направлений. Первым участником проекта стал известный архангельский барабанщик и перкуссионист Олег Юданов. Перед ним была поставлена задача музыкально осмыслить море… Кстати, концерт имел огромный успех, все билеты были распроданы, и руководству музея даже пришлось продавать стоячие места. – В первую очередь важно оживить музейное дело. Главный показатель работы – это посетитель. Мы прекрасно понимаем, что «самоходов» в нашем музее очень мало, и неслучайно начали проводить такие рассчитанные на более широкую публику проекты. К нам практически постоянно приходят люди, признающиеся, что здесь впервые, что вообще не знали, что такой музей существует. Благодаря новым проектам за месяц в музее побывали около пятисот человек, познакомились с постоянной экспозицией «Тысячелетие северного мореплавания» и бонусом получили удовольствие от музыки или кино. Это ли не выполнение музейной функции?! В 2016 году в Архангельске пройдут торжественные мероприятия, посвященные 75-летию прихода первого конвоя союзников по антигитлеровской коалиции «Дервиш» в порты Архангельска и Молотовска (нынешнего Северодвинска). Одной из главных площадок проведения этих мероприятия станет Морской музей. Кроме того, сотрудниками музея будет подготовлена большая экспозиция, с помощью моделей судов воссоздающая пробирающийся сквозь льды Арктики конвой.

Догнивающий «Запад»

Споры о дальнейшей судьбе памятника эпохе парусного мореходства шхуне «Запад» в Архангельске идут уже не первый год. Было много заявлений, в том числе от главных лиц региона, о том, что шхуну нужно непременно реконструировать и вернуть городу. Некоторые эксперты не соглашались и говорили о невозможности восстановления парусника из-за большого износа. На сегодняшний день вокруг шхуны возведены строительные леса, чтобы еще раз провести обследование и оценить, какие изменения, естественно, в худшую сторону, произошли с ней за последние бесхозные годы. Разговоры о том, что же будет со шхуной «Запад», всем уже набили оскомину, и кому верить в этом вопросе, не совсем ясно. Вариантов по возрождению памятника было высказано много, но все они очень дорогостоящие. Мы узнали, что думает по данному вопросу руководитель Северного морского музея, на балансе которого теперь находится шхуна. – Позиция у музея и регионального министерства культуры такова, что объект не имеет исторической ценности, и совершать затратные действия по ее восстановлению было бы нецелесообразно. Я знаю, что в Архангельске есть огромное количество неравнодушных граждан, общественников, которые считают, что шхуна должна быть возвращена городу, – признает Евгений Тенетов. – Но я думаю, что восстановление шхуны любым способом и за любые деньги противоречит логике. К сожалению, отмотать ленту времени назад нельзя, и стоит признать, что на данный момент мы имеем не один из образцов русского парусного флота, а кучу гнилых досок. Евгений Тенетов также отметил, что последний капитан шхуны Александр Клобуков категорически против ее восстановления, потому что у каждого судна есть лимит жизни, и все суда, в конечном счете, подлежат утилизации. И если шхуну не удалось сохранить в том виде, в котором она была поставлена на Красную пристань в 80-х годах, то вливать в ее реконструкцию огромные бюджетные деньги не стоит. – Можно рассматривать разные варианты увековечивания памяти Архангельска, как родины парусного судостроения. Но сейчас мы начинаем говорить об увековечивании памяти самой шхуны, которая не имеет исторической ценности. Она может быть заменена новым символом, который бы славил деревянное судостроение на Севере, – руководитель музея. Действительно, если рассматривать вопрос сохранения самой шхуны, то она представляет собой заслугу не архангельских корабелов, а финских, так как была построена в Финляндии в 1949 году. Однако, как известно, ломать – не строить. Архангелогородцы еще помнят трехмачтовый силуэт шхуны на фоне заката над Двиной. А вот будет ли ему замена – большой вопрос. Вероятно, на месте некогда горделивого парусника просто разобьют газончик.

Между морем и небом

С недавних пор рассматривается вопрос присоединения к Северному морскому музею Музея авиации Севера, расположенного в поселке Талаги. Сам музей авиации сейчас находится в подвешенном состоянии: у него нет бюджетного финансирования, сотрудники работают на чистом энтузиазме. С их стороны есть желание стать филиалом Морского музея, но вопрос состоит в сложности проведения данной процедуры. Директор Морского музея говорит о том, что принять к себе фонды Музея авиации Севера сейчас не представляется реальным: нет помещений и технических возможностей.

– Нас устраивает как вариант слияния с Морским музеем в единый Политехнический музей, так и вариант остаться в качестве филиала, – признался научный сотрудник Музея авиации Севера Сергей Стрекаловский. – Самая основная задача на сегодня – просто сохранить музей. Сейчас остро стоит вопрос с помещением, которое находится государственной собственности, а также с отсутствием финансирования.

Переезд на новое место музея представляется мало возможным, потому что, помимо основных музейных фондов, есть экспозиция под открытым небом с тремя воздушными судами: Ту-154, Ту-134 и Ан-26. Также на ресторации находится самолет Ан-2 и советский вертолёет Ми-1. К сожалению, пока в данном вопросе нет никакой определенности, хотя глава регионального минкульта Вероника Яничек заверила, что ситуацию с музеем авиации держат на контроле в ее министерстве. А еще ходят слухи, что с возвращением на должность Елены Кудряшовой к уникальному Музею авиации Севера начал присматривается Северный Арктический федеральный университет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 24 февраля 2016

Заголовок в газете: Кино. Музыка. Море

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру