Двусмысленность красок, двусмысленность сюжетов – выставка итальянского художника в столице Поморья

Экспозиция в Музее изобразительных искусств – первая в России выставка Пино Мантовани. До этого момента работы автора никогда не демонстрировались в нашей стране.

Двусмысленность красок, двусмысленность сюжетов – выставка итальянского художника в столице Поморья

«Двусмысленность» – именно такое название носит экспозиция – уникальный шанс познакомится с той гранью итальянского искусства, которая широко известна у себя на родине, но почти не знакома российским ценителям живописи. И теперь архангелогородцы с присущим им ангельским терпением и ангельским же, хотя и порой глубоко спрятанным, чувством прекрасного не смогли не оценить творчество потомка художников Античности и Ренессанса. Вот и работающий уже пару десятков лет в России куратор выставки Энцо Форнаро признается, что целью было показать людям неизвестное им доселе искусство. Если сейчас мы выйдем на улицы вашего города и спросим у прохожих, каких итальянских художников они знают, то, скорее всего, прозвучат имена Рафаэля и Леонардо, но никто не назовет современных мастеров, – не без оснований предполагает Энцо. – Я же поставил перед собой задачу изменить ситуацию. Кстати, Архангельск как первый русский город для организации выставки был выбран не случайно – дело в том, что на своих картинах Мантовани часто изображает ангелов, поэтому название нашего города не могло не привлечь его. По мнению художника, живопись – это момент появления чего-то. А ангел и благовещенье – это тоже процесс появления, созидания. Следовательно, они близки друг другу. Когда же он узнал о существовании города, носящего столь благородное и светлое имя, сомнений уже не оставалось – его картины просто должны были попасть сюда. Мне очень интересно представлять свои картины здесь, – поделился первыми впечатлениями Мантовани. – В вашем городе я увидел совсем другую обстановку, отличную от той, к которой я привык у себя на родине.

Тут уж, как говорится, кто бы сомневался. Хотя и в этих словах, вероятно, заложена та самая двусмысленность: с одной стороны, унылый невзрачный вид, с другой же – что-то неощутимое, что чувствуют почти все жители благообразной и ухоженной старушки Европы, которых волею судеб и туроператоров заносит в наши края.

Нерешительный художник

Всего на выставке представлено 33 работы автора, созданные в период с 1965-го по 2007 год. Картины реалистичны и абстрактны, они просто не могут оставить зрителя равнодушным: приглушенная цветовая палитра, сама манера письма, сюжеты, античные персонажи – все это притягивает взгляд. С одной стороны, мы видим четкие переходы, явно прочерченные границы и контуры, но тут же замечаем нежное перетекание, а порой и полное смешение объектов. Пино Мантовани говорит о своих творениях как это фигуративной живописи. Для него не столь принципиально название картины – главное, что зритель увидит на ней. Важно, чтобы название не влияло на восприятие, чтобы можно было додумать, осмыслить, понять.

Мне очень хотелось бы создавать картины, которые бы представляли как появление, так и исчезновение, – говорит художник. – Я пишу и портреты, и автопортреты, но мне при этом хочется, чтобы состояние души не было на них представлено. В этом и есть двусмысленность, которую я стремлюсь передать.

К слову, именно автопортретов на выставке представлено сразу несколько: разных размеров, в разных красках. Но на всех на них узнаваемо лицо автора. Некоторые из них художник начал писать в конце 80-х, а некоторые – в наше время, работа над определенными картинами растягивалась на года. И в этом маэстро вновь видит двусмысленность. Как можно сказать, какой именно Он изображен на портрете: тот, что начинал работу, или же уже тот, который ее завершал?

– Моя живопись всегда находится в состоянии между «быть или не быть», – поясняет автор. – Материалы, которые я использую, рискованны и сложны. Их недостатки компенсируются слишком большими размерами работ. Иногда я вырезаю фрагменты, иногда просто делаю беспорядок, иногда вообще все выбрасываю. Может ли это быть примером моего критического взгляда? Я это делаю не для того, чтобы показать себя как профессионального художника. Это причина гордости и стыда. В завершении хочу сказать, кем я являюсь: я, Пино Мантовани, – художник, рисующий писатель, иногда скромный, иногда самонадеянный, но всегда нерешительный.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 2 марта 2016

Заголовок в газете: В Архангельск ангелы слетелись...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру