Год кино открыл кинорежиссер-оскароносец Владимир Меньшов

Торжественная церемония открытия Года кино прошла в областном театре драмы, на сцене которого по старой киношной традиции разбили тарелку – на счастье. Главный гость церемонии культовый советский режиссер, как выяснилось, с выбором профессии определился… в Архангельске

Год кино открыл кинорежиссер-оскароносец Владимир Меньшов

– Я очень рад открыть Год кино именно в Архангельске, потому что самые первые и яркие впечатления с кинематографом у меня связаны именно с этим городом, – рассказал режиссер легендарных и самых народных советских фильмов.

Позже Меньшов встретился со зрителями во фьюжн-кафе «Терраса», которое совместно с архангельской школой кино «InFilm» выступило организатором мероприятия. На встрече знаменитый гость говорил о своем детстве, часть которого, на удивление многих архангелогородцев, провел на Севере, рассказал о том, как снимал свои самые известные картины и, конечно же, поговорил о современном кинематографе.

«Все мое детство снесли»

Знаменитый режиссер родился в Баку, но в 1947 году его отца перевели работать в Архангельск – так, совсем еще маленьким мальчиком Владимир Валентинович оказался в Поморье. Здесь он пошел в школу №6, проучившись там три класса, впервые увидел настоящую зиму и познакомился с кинематографом, который захватил его на всю оставшуюся жизнь. – Для человека, родившегося на берегу Каспийского моря, здесь все было по-другому. Первое время я с широко раскрытыми глазами шагал по этому городу и смотрел вокруг себя. Я не мог поверить, что воду можно пить прямо из реки, потому что всегда меня окружало море, а оно было соленое. Потом пришла зима и произошла первая встреча со снегом, лыжами и коньками, – поделился воспоминаниями Владимир Меньшов. – Мы поселились на улице Свободы. Даже помню номер дома – 24 или 26, с громадным двором, застроенным сараями. Взросление и все наши игры проходили на этих сараях. Другое воспоминание связано с лаптой. Вы здесь еще играете в лапту?! Архангельск в памяти кинорежиссера остался с деревянными домами и мостками, от которых сегодня почти ничего не осталось (хотя последнее утверждение весьма сомнительно). В прошлый свой приезд, несколько лет назад, Владимир Валентинович пытался найти дом, в котором он жил с родителями, но на том месте были уже построены современные каменные дома. «Все мое детство снесли», – печально добавляет он.

«Я здесь влюбился в кино навсегда»

– Здесь началось мое знакомство с кинематографом. В Баку я был еще мал, а в Архангельске по-настоящему пристрастился к кино. Первые встречи были просто незабываемы. Ярко помню, как в 1947 году вышла картина «Весна» Григория Александрова. Я выпросил у матери новые деньги (как раз в том году в стране была проведена денежная реформа) и пошел в кинотеатр «Север», где посмотрел совершенно волшебный фильм. Кино – это волшебный мир моего детства и юности. Я здесь влюбился в кино навсегда.

В 1950 году отца перевели на работу в Астрахань, и юность Меньшова прошла уже на берегах Волги.

Абитуриент-аспирант

Окончив школу, Владимир Меньшов решил отправиться в Москву, поступать во ВГИК. Его окружение не разделяло страсти к кинематографу – в то время все выбирали из трех институтов: медицинского, педагогического и Рыбвтуза (ныне – Астраханский государственный технический университет) – и в лучшем случае рисковали ехать поступать в Саратов. Первая попытка поступления, а их было несколько, закончилась не очень удачно. Будущий мэтр отечественного кино прошел собеседование на актерские факультеты ВГИКа, и ему дали общежитие.

– Это решило мою судьбу. Когда я прожил полмесяца среди абитуриентов – будущих актеров, режиссеров, сценаристов, операторов – я понял, что это то, что я хочу, – вспоминает Владимир Меньшов.

Однако первый тур вступительного экзамена абитуриент Меньшов не прошел, и пришлось вернуться в Астрахань. Между повторными попытками поступления в Москву, он успел попробовать себя во многих профессиях – в Астрахани он работал на заводе, выучившись на токаря, в Воркуте – на шахте, в родном Баку – матросом на катере. В 1961 году Владимир Валентинович становится студентом актерского факультета школы-студии МХАТ. Но после окончания студии молодым актером не заинтересовался ни один московский театр, и он решил заняться режиссурой. Его наставником становится известный в то время режиссер Михаил Ромм, на встречу к которому Меньшов, можно сказать, напросился:

– Он на удивление легко согласился меня принять, что для меня уроком служит до сих пор. Когда со мной добиваются о встрече, я думаю: «А вдруг это такой же Меньшов мне звонит, а я ему говорю, что занят». Поэтому часто соглашаюсь встретиться, но в подавляющем большинстве случаев получается ерунда, хотя иногда попадаются приличные люди.

Дирекция ВГИКа была против того, чтобы взять молодого актера сразу на второй курс, в обход этого Ромм взял его сразу аспирантом.

– Несмотря на то что стипендия аспиранта была в четыре раза больше, чем у студента, я не хотел быть аспирантом, так как аспирант не мог снимать кино, а должен был писать рефераты, к чему у меня не лежала душа, – отмечает Владимир Валентинович.

Цитата: «Я был единственным в мире аспирантом, который бился за то, чтобы стать студентом».

В итоге, Меньшов так и остался лишь со справкой об окончании аспирантуры ВГИКа.

«Розыгрыш», «Любовь и голуби», « Москва слезам не верит»

Первой режиссерской работой Меньшова стал фильм «Розыгрыш» (1976 год), повествующий о старшеклассниках, которые разыграли своего учителя для того, чтобы не писать контрольную работу.

– Я не хотел снимать молодежное кино. Мне тогда было уже 35 лет, и я думал, что ничего не знаю про современных детей, – признался режиссер.

Был объявлен кастинг, на который пришло порядка тысячи человек – шли все, несмотря на то что в объявлении было указано, что требуются молодые люди в возрасте от 15 до 18 лет. В итоге были подобраны абсолютно не причастные к кинематографу молодые люди, для которых эта картина стала первым большим успехом: Дмитрий Харатьян, Наталья Вавилова, Андрей Гусев...

– Фильм «Москва слезам не верит» я снимал в абсолютном неверии, потому что это было кино, которое рассказывает про рабочий класс. Кому в то время это было нужно, когда в соседнем павильоне Тарковский снимал «настоящее кино»? – до сих пор удивляется Владимир Валентинович.

Но фильм нашел отклик в сердцах простого зрителя, несмотря на то, что в кинематографической среде картину восприняли в штыки – каждая вторая рецензия на фильм была не просто отрицательной, а оскорбительной.

– Через два дня, после премьеры, я попадаю на Пушкинскую площадь и ничего понять не могу – стоит толпа, вся площадь заполнена людьми… Сначала подумал, что демонстрация, но нет – это была очередь в кассу на фильм «Москва слезам не верит», который я снимал в муках. Люди стояли на морозе – это был февраль 1980 года – по четыре-пять часов, чтобы взять билет на послезавтра, потому что на сегодняшний сеанс билетов было не достать, – вспоминает режиссер.

С премьеры фильма прошло уже 36 лет, а картина до сих пор остается живой и не сходит с экранов телевизоров. Несмотря на успех предыдущей картины, новый фильм Владимира Меньшова «Любовь и голуби» не обошли стороной скандалы и сложности в прокате:

– Когда закончили съемку и сдали пленку начальству, мне вдруг говорят: «Мы эту картину никогда не примем в таком виде, потому что у вас сплошная пьянка на экране». Оказывается, мы попали под антиалкогольную кампанию, и мне сказали вырезать из фильма всю пьянку.

Пытались заставить перекроить картину, но Меньшов выстоял под давлением, которое на него оказывали. Хотя из-за этого судьба картины была испорчена напрочь, ведь фильм мог стать участником разных фестивалей.

О современном и будущем кино

– Будущее кино со мною не связано. И не только по возрастным причинам. Я, действительно, все меньше и меньше понимаю, для кого сейчас делают кино. Когда прихожу у кинозал, вижу подростков, сидящих с попкорном, смотрящих кино с совершенно другим отношением. Для нас оно было окном в мир, с экранов задавались поведенческие модели для людей, а сейчас кино ужасно сдвинулось в сторону развлечений, – сетует Владимир Валентинович.

Также он отмечает, что технический прогресс в современном кинематографе начинает вытеснять смысловую наполненность. В России стало популярным делать ремейки культовых советских фильмов. Так был переснят на современный лад фильм «Розыгрыш», который, по мнению режиссера, вышел просто ужасным. В оригинальной картине школьники по-доброму разыграли учителя, в адаптированном же варианте учительница предстает перед зрителями чуть ли не женщиной легкого поведения. К Владимиру Меньшову поступали и предложения снять продолжение фильма «Москва слезам не верит». За большие деньги были приобретены права на картину, но до сих пор так и не нашелся сценарист, который бы взялся за написание продолжения истории. В последнее время Владимир Меньшов больше снимается в кино, чем снимает его сам. Он рассказал, о том, что из кинопремьер ему больше всего приглянулось:

– За последние пять лет наибольшее впечатление на меня произвел фильм «Горько!». Это смешная, талантливая и свободная картина, не предназначенная для завоевания начальства – она для зрителя. Я смеялся от души во многих моментах. Я даже выступал за то, чтобы послать ее на премию «Оскар», но победил «Левиафан», поддержанный большинством членов комиссии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №10 от 2 марта 2016

Заголовок в газете: Владимир Меньшов в Архангельске: «Вы здесь еще играете в лапту?»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру