Сможет ли блогосфера заменить традиционные СМИ

Кто такой блогер, чем он занимается, и какое влияние имеет на разные сферы жизни? Ответы на эти и другие вопросы каждый мог получить в рамках двухдневного семинара «Быть блогером – иметь влияние – разбираться в медиа», который прошел в Архангельске.

Сможет ли блогосфера заменить традиционные СМИ

Слова «блог», в значении сетевого дневника, и «блогер», означающее, собственно, ведущего этот блог человека, появились практически одновременно с возникновением Всемирной паутины. Само понятие с того времени значительно расширилось, и платформ для ведения блога стало гораздо больше. Сегодня любой, кто имеет доступ в Интернет и аккаунт в социальной сети, может стать блогером.

Субъективный журналист

По своей сути блог напоминает личный дневник, где автор может высказывать свое мнение на любые интересные и актуальные для него темы, правда, с существенным отличием – записи выставляются на всеобщее обозрение. Некоторые успешные блогеры по охвату аудитории и читаемости могут потягаться с новостными изданиями. Проводя аналогию со СМИ, автор блога является и корреспондентом, и редактором, и критиком в одном лице. Но в отличие от журналистов, блогер в своих постах может высказывать исключительно свою точку зрения, субъективный взгляд. Тематика и подача информации в блогах может быть разнообразной. Кто-то пишет о книгах и фильмах, вторые о технике, третьи о жизни в родном городе, многие просто рассказывают об интересных событиях своей жизни. При этом можно не только писать, но и снимать видеоролики, делиться фотографиями – главное, чтобы материал в блоге был авторским и интересно преподнесен. Сообщество архангельских блогеров Год назад в столице Поморья было создано сообщество «Архблог», которое объединило авторов «Живого журнала» Архангельска и области. На данный момент блогеров в сообществе не так много – порядка 10–15 человек. Целью создания сообщества стало живое общение, совместная организация мероприятий, и как говориться, просто для того чтобы знать друг друга в лицо, потому что зачастую не понятно какой человек скрывается за аватаром. Сообществу только год, но блоги люди ведут давно и на самые разные темы.

Например, есть в Архангельске топ-блогер ЖЖ под ником «Папа Карло», ведет его Дмитрий Петров, который рассказывает о мужском взгляде на воспитание детей.

Олег Кулешов в своем блоге «Фото флота» рассказывает о центре атомного судостроения России – Северодвинске. Ведет он его с 2010 года, в рейтинге по северному региону занимает 64 место. Выбор такой тематики он объясняет тем, что любовь к морю у него в генах, да и возможность писать об атомных подводных лодках выпадает не каждому. Свое хобби начинал с малого – фотографировал подлодки сначала во время входа в бухту, на первых порах даже запрещали снимать, ведь объекты являются частью оборонного предприятия страны, но постепенно контакты с руководством заводов «Севмаш» и «Звездочка» налаживались. Теперь Олег фотографирует не только для своего журнала, но и делает фоторепортажи для столичных информагентств и даже для федерального оборонного ведомства. В «ЖЖ» Олега читает порядка двух тысяч человек, а статистика посещений и того больше – за февраль 45 тысяч уникальных пользователей и 190 тысяч просмотров.

Еще один архангельский автор Михаил Шишов. Посредством соцсетей он освещает жизнь Архангельска – от проблем, которые волнуют жителей города, до самых ярких культурных событий. Также занимается фотографией, видеосъемкой и сферическими панорамами.

Блогеры – новый голос народа?

Семинар «Быть блогером – иметь влияние – разбираться в медиа» – это первое крупное мероприятие, которое было организовано архангельским сообществом. На участие в семинаре было подано более 120 заявок, среди записавшихся и посетивших семинар были не только не только блогеры, но и журналисты, пиарщики и люди, активно использующие социальные сети в своей работе. На семинар приехали эксперты из разных городов России, которые рассказали о влиянии блогосферы на разные сферы жизни и общества, о наиболее популярных платформах для ведения блога в Интернете, о взаимодействии блогеров и бизнес-сообщества. Приглашенный медиа-эксперт Анна Сидорова рассказала, что сегодня информация о главных событиях в первую очередь появляется в социальных сетях:

По статистике, в начале 2014 года из социальных сетей на новостные сайты приходило всего 20 процентов пользователей. А уже в августе 2015-го соцсети впервые переплюнули поисковики по доле привлечения людей – 43 процента пользователей пришли на новостные сайты из соцсетей. И эта тенденция будет нарастать.

По данным агентства, занимающегося изучением рынка социальных сетей и новых медиа, самой популярной площадкой для авторов стал «ВКонтакте», растет популярность у «Instagram» и «YouTube», чуть медленнее – у «Facebook». «Twitter», наоборот, переживает упадок.

В вашем регионе «ВКонтакте» – одна из наиболее сильных сетей именно для блогеров, для журналистов и думающих людей, – рассказала Анна Сидорова. – В каждом регионе по-своему. Например, в Якутии самым популярным средством для распространения информации является «WhatsApp».

Если раньше считалось, что журналист – это глас народа, то теперь это звание может оспорить блогер. По словам другого эксперта, основателя коммуникационного агентства «Lampa» Евгении Лампадовой, доверие у населения к блогосфере сейчас гораздо выше, чем к средствам массовой информации. Связано это с тем, что у блогеров большая свобода выбора тем, меньше барьеров, связанных с политикой и экономикой. Да и эффективность сарафанного радио по-прежнему высока. Именно поэтому сегодня бизнес активно интересуется продвижением своей продукции или услуг через различные соцсети. Что в этом случае нужно от блогера? В основном – отзыв о товаре, услуге или прошедшем мероприятии. Сейчас очень популярна и блогер-экспертиза – когда автор, специализирующийся на узкой тематике, может дать оценку товару или услуге. При этом большим подспорьем для блогера становится кроссплатформенность. В эпоху высоких технологий успеха смогут добиться лишь те, кто последует за своей аудиторией на удобные ей носители информации. Также своим опытом создания и ведения блогов с архангелогородцами поделились питерские и московские коллеги, советы по развитию блогерского движения на Севере дал один из самых известных блогеров Уфы Раис Габитов. Он поддержан идею проведения семинара и рекомендовал архангельскому сообществу как можно чаще встречаться в оффлайне.

– Мне важно, вокруг чего я объединяю людей. Какова идея моего блога? Это очень важно. Как важно объединяться в принципе, – считает организатор семинара Ирина Корякина. – Интернет сейчас очень разделил людей, не только журналистов и блогеров. Теперь все могут писать друг другу гадости. Мы не видим друг друга, часто не знаем друг друга лично. Споры, кто круче, кто прав – зачем они? Когда кто-то один пытается решить какую-то проблему, в этом мало конструктивного.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №13 от 23 марта 2016

Заголовок в газете: Жизнь в Сети

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру