Прокуратура взялась за проверку законности строений на площади перед МРВ

Итак, только было застройщики и заказчики двух терминалов посереди бывшей площади попытались объяснить журналистам свои мотивы и расписать удивительные удобства, ждущие горожан сразу после окончания строительства, как прокуратура, уже не раз предпринимавшая попытки оспорить законность и необходимость этих построек, вновь начала атаку. На сей раз ведомство заподозрило нарушение законодательства при проектировании.

Прокуратура взялась за проверку законности строений на площади перед МРВ

Месяц назад заинтересованные специалисты показали журналистам, что будут представлять из себя неказистые с виду строения изнутри. Да, мы увидели зачатки будущего эскалатора, отмеченные на плане места для продажи билетов, отдыха и ожидания пассажиров и водителей, точек общепита, туалетов и прочих обещанных удобств.

Что и говорить: первый терминал – чуть больше 800 квадратных метров с атриумной зоной на первом этаже под зал ожидания. Камеры хранения, кассы и диспетчерская у входа. Эскалаторы на второй этаж, где расположится зона ожидания. Туалеты на обоих этажах. Возможно будет общественное питание на втором этаже с видом на собор.

Второй терминал в полтора раза больше – примерно 1500 квадратов. Помимо залов ожидания и распределительных зон предусмотрены помещения для отдыха водителей, контролеров и прочего персонала. Большая комната матери и ребенка – около 80 квадратных метров, с пеленальными, санузлами и зоной отдыха – все по прошлогоднему закону с требованиями к транспортно-пересадочным терминалам. Ну и, конечно, кассы, подъемники, аптеки, ларьки, общепит. И все это зашевелится, как обещают, к лету.

Но сомнения вызывает отнюдь не необходимость существования подобных терминалов – скорее, вопросы к месту их возведения.

В первый раз в поле зрения зона возле МРВ попала еще в 1994 году. С тех пор регулярно констатировались одни и те же проблемы. Градус проблем нарастал. Результат всегда был один и тот же – какие-то мелкие косметические и организационные меры. Но никогда речь не шла об инвестициях из бюджета, в котором никогда не было денег, – заявила ярая сторонница «европейского подхода» к проблеме, директор компании «Автодорожный консалтинг» Елена Сваткова, приводившая зачем-то примеры европейских столиц, на которые Архангельск, увы, не слишком похож.

Доводы заказчиков и разработчиков вполне ясны – людям должно быть удобно. Та же Сваткова ссылается на проведенный в САФУ опрос среди студентов, преподавателей, якобы 100-процентно высказавшихся «за» строительство терминалов. Однако не стоит забывать, что площадь перед МРВ визуально была единым открытым пространством с площадью Профсоюзов, и на момент проектировки этого городского участка все было логично и четко выстроено. То, что творящийся в городе в последние годы автобусный хаос превратит ее в подобие автостоянки – другой вопрос. Некоторые считают, что вполне можно было разработать логистику движения транспорта таким образом, чтобы не уничтожать площадь новыми строениями, а попытаться отжать у владельцев изуродованное здание Морского-речного вокзала и превратить его в необходимый терминал, связывающий между собой водный и автомобильный пассажирский и транспортный потоки. Но сторонники новых строений рьяно утверждают, что это невозможно, что ставший базаром вокзал никто городу не продаст, да и внутри него уже ничего не изменить. Откуда взялась такая уверенность, не вполне понятно.

– Последние изучения транспортной ситуации и пассажиропотоков четко определяют, что данная зона является крупнейшим транспортным узлом в городе, – пояснила соавтор научного исследования проблемы Рашида Герфанова. – Конечные остановки для более двух десятков автобусных маршрутов, в том числе межмуниципальных и пригородных. Также порядка полутора десятков маршрутов транзитом через МРВ. Общий ежедневный пассажирооборот – около 80 тысяч человек. Исследование транспортной ситуации показало несоответствие состояния инфраструктуры сложившейся ситуации. Это требования к безопасности дорожного движения, высокий риск аварийности, высокий экологический риск, отсутствие санитарно-эпидемиологических и гигиенических норм для персонала общественного транспорта, отсутствие эстетических норм.

Что ж, насчет нынешних предложенных эстетических норм можно, наверное, весьма серьезно поспорить. Уже сейчас площадь, представлявшая собой ранее хаотичное скопление ПАЗиков, ГАЗелей и такси, но бывшая все-таки открытым пространством, сдавлена вспученными посреди нее глухими серыми стенами, которые как-то не слишком радуют глаз. Однако, как сказала госпожа Сваткова, «Эта площадь нужна людям не для красоты, а для повседневной жизни. Площадь никуда не исчезла, но те технологии, которые здесь происходят, просто накрылись нейтральным стеклянным колпаком – и все».

Да и функциональности столь необходимых, по мнению сторонников, терминалов тоже довольно сомнительна. Автобусы снуют постоянно, билеты продают кондукторы, люди толпятся на остановках чтобы успеть запрыгнуть в салон и занять место – до Катунино, Исакогорки или Новодвинска путь неблизкий. Очень уж сомнительным представляется то, что пассажиры ринутся в зал ожидания, к лавкам общепита, чтобы потом, завидев подошедший, например 15У, сломя голову организованно нестись по эскалатору, расплескивая кофе и роняя пирожки. Единственный способ окупить затраты на эксплуатацию строений – запустить туда торговлю. И чем больше, тем лучше – посмотрите, во что нынешние хозяева открыточно-банкнотного морвокзала превратили красивое и по-архангельски стильное здание! Соответственно, подозрения в том, что рано или поздно стекла новых терминалов будут завешаны баннерами и заставлены стеллажами, а пространство внутреннее пространство превратится в подобие обычного торгового центра, отнюдь не представляются беспочвенными. Поэтому представляется вероятным, что к вопросу необходимости терминалов разработчики подошли, как бы это сказать... несколько однобоко.

– Мы работаем на стадии предпроектной концептуальной разработки. Требование было, чтобы объект не доминировал. Поэтому он стеклянный, архитектурно нейтральный. Со стороны реки выглядит изумительно, – уверяет Сваткова. – Каждое решение должно быть 70 раз промерено и продумано, чтобы не было резких телодвижений, потому что каждый раз встречает со стороны граждан неприятие и социальную напряженность.

Вероятно, госпожа эксперт не учла очевидный факт – социальная напряженность и резкие телодвижения уже начались – радость от выросших на площади «ангаров» в обществе вовсе не 100-процентная, а прокуратура в очередной раз оспаривает законность их возведения в суде. Дело рассматривается в Октябрьском суде Архангельска, где прокурор областного центра настаивает на незаконности построек, указывая на нарушения законодательства при проектировании.

Как на днях сообщил информагентству «Регион29» заместитель прокурора Архангельска Сергей Стрекин, была заслушана позиция представителей компании-застройщика ООО «Комтранс». Возможность ознакомиться с актами административного иска была предоставлена представителям проектной организации.

Ранее доводы прокуратуры, неоднократно приостанавливавшей строительство, состояли в том, что в действующем законодательстве отсутствует понятие транспортно-пересадочного терминала, но есть автовокзал, к которому совершенно иные требования. Но вот действия прокруатуры поставлены под сомнение директором компании «Автодорожный консалтинг»: «Бизнес задался вопросом: на кого работает наша прокуратура: на собственный интересы государства или на какой-то мифический закон от которого никому ни холодно, ни жарко. Закон – это инструмент для достижения каких-то целей. Если у нас цель – разрушить, что дальше? Скандал по всей России и все обхохочутся от того, что делается в Архангельске, – это самое мелкое, что произойдет. Наше законодательство отстает от потребностей сообщества. Было бы очень хорошо, если бы прокуратура выступала инициатором законодательных изменений, а не просто тупо их исполняла, – выдала Елена Сваткова.

Так что «телодвижения» вокруг терминалов еще и не думали прекращаться. Ждем развития событий.

Светлана Антушева, представитель компании-заказчика – группы компаний «АПАП»:

– Решение о строительстве терминала именно в этом месте обусловлено серьезными исследованиями и изучением пассажиропотока. Постоянно говорят о безобразном общественном транспорте, поэтому было принято решения для начала сделать хотя бы что-то... Сейчас это будет единственный объект, который полностью соответствует требованиям, которые предъявляет жизнь.

Андрей Попов, руководитель ассоциации автотранспортников Архангельской области:

– Это транспортно-пересадочный терминал, а не торговый центр, как это частенько муссируется в СМИ... Хотелось бы, чтобы весь наш город был в таких терминалах.

Рашида Герфанова, соавтор научного исследования по заказу мэрии в 2013 году:

– Мы рассматриваем зоны, прилегающие к морскому-речному вокзалу, университету и площади Профсоюзов как единое целое.

Елена Сваткова, директор компании «Автодорожный консалтинг»:

– То, что происходит сейчас вокруг этого объекта, не должно выйти за пределы нашей избы, потому что мы должны выносить наружу только то, что касается позитивного имиджа, чтобы люди не только уезжали, но еще и приезжали... Функциональность и эстетическая красота – вещи разные!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 30 марта 2016

Заголовок в газете: Площадь «накрылась колпаком»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру