В столице Поморья заморожено строительство речного вокзала

Почему в Архангельске, вся инфраструктура которого была еще при его строительстве ориентирована на реку и море, до сих пор нет самого главного – морского-речного вокзала? Вопрос, конечно, уже стал риторическим и выглядит несколько по-идиотски, но факт остается фактом – в стоящем на Северной Двине городе, имеющем целую кучу островных территорий, уничтожено почти все, что связано с водным транспортом!

В столице Поморья заморожено строительство речного вокзала
Середина XX века. Первая половина XXI-го. Разницы никакой

Вот так новость! Строительство речного вокзала заморожено на уровне вырытого под него котлована. То есть, как бы странно ни звучало, ниже уровня земли.

Итак, если брать историю проблемы, то она очевидна и непривлекательна, как и сам считающийся, видимо, по привычке, речным городом Архангельск. Построенное в советские времена здание морского речного вокзала, бывшее раньше визитной карточкой областного центра, превращено его нынешними владельцами в банальный базар. И теперь даже его изображение на 500-рублевой купюре – скорее, дань уважения прошлому, когда, как ни крути, о людях думали больше. Спроектированное в стиле стоящего на причале корабля, оно объединяло водную и автомобильную транспортные инфраструктуры в одно логично задуманное целое. Человек, прибывший в Архангельск по воде через вокзал попадал на площадь, где останавливались автобусы и такси, следовавшие по всем городским и пригородным маршрутам.

Белоснежный «базар»

Однако прилепленные на его фасад буквы «Архангельский морской торговый порт» теперь выглядят крайне нелепо – в «белоснежный корабль» теперь ходят только прикупить какое-нибудь шмотье и прочий ширпотреб. Собственником здания считается именно ОАО «Архангельский морской торговый порт», но реальными владельцами, как недавно утверждали строители и защитники перегородивших площадь перед МРВ пассажирских терминалов, является одна из российских горно-металлургических мегакорпораций. В свою очередь, представители городской администрации клятвенно заверяют, что мэрия не раз пыталась то ли выкупить здание, то ли убедить его хозяев использовать его по назначению, но переговоры ни разу не привели к какому-то положительному результату. И вроде как этим самым владельцам по какой-то странной причине выгодно иметь строение в собственности, сдавая его в аренду по квадратам всевозможным торговцам и лавочникам. Здесь, правда, не совсем понятно, делала ли мэрия реальные шаги по возврату морского-речного вокзала, или она просто не в состоянии выдвинуть железные аргументы, но представляется весьма странным, что обветшавшее строение нынешний собственник предпочитает использовать как колхозный рынок. Глава компании «Автодорожный консалтинг» Елена Сваткова, защищая выстроенные терминалы, например, уверяла, что здание настолько ветхое, что его невозможно модернизировать, а от аренды площадей владельцы получают солидные барыши. Как бы то ни было, но застройщики, выстроившие два «ангара» посреди площади, выставляют это аргументом необходимости существования своих строений, которые-де перехватят инициативу и станут теми объектами, которые свяжут между собой речной и автомобильный пассажирские потоки. Однако, это уже отдельная тема, о которой мы не раз писали.

Ждать у моря буксира

Возвращаясь к тому, что вокзал для речной транспортной инфраструктуры все-таки городу нужен, строить его решили вместо проданного семь лет назад и сгоревшего тремя годами позже убого строения, выполнявшего функции речного вокзала. Но тут произошел конфуз. Вырыли котлован, вроде бы начали какие-то телодвижения, но не тут-то было: новый сезон водного сообщения с островами вот-вот начнется, а пассажиры так и топчутся под дождем на холоде на открытым всем ветрам причалах. А среди них и дети, и пенсионеры. И если, чтобы добираться до дома даже жителям входящего в Октябрьский район Архангельска Кегострова приходится, как в Средневековье, то что уж говорить про обитателей Красного или Чуболы? Или островитяне с Хабарки или Бревенника, которые попадают домой и в город с Соломбальского причала, где в их распоряжении лишь железный «загон», в котором можно спрятаться от вера или льющейся с неба воды.

С баней, но без туалета

Тем, кому приходится часами торчать у «осиротевшего» речного причала, не предусмотрены никакие удобства. Даже биотуалеты, которые «украшают» окружающий пейзаж, и те на замке – только для сотрудников порта.

Сами сотрудники порта, хоть и имеют доступ к «благам», сами ютятся кто где: по бытовкам, строительным вагончикам, пришвартованным судам. А они, кстати, отвечают за безопасность водного транспорта и удобство пассажиров: диспетчеры, техники, кассиры...

Здание нового вокзала, конечно, уже спроектировано и начало было строиться, но городская администрация, выделившая участок, вдруг разрешение свое завернула. Оказалось, что строительство вокзала вторглось на территорию Макаровских бань, являющихся, как известно, памятником истории и культуры. А тут начинает работать особый режим. Странно, что, выдавая разрешение на строительство, об этом никто не вспомнил.

Кстати...

Да, и небольшая ремарочка: помните, напротив бань стоял двухэтажный особнячок с двумя мансардами? Тоже вроде немногое от того, что осталось от старинного Архангельска. Когда выдавали разрешение на строительство торгового центра, неравнодушная общественность начала бузить, мол, кирдык зданию теперь. А ведь как заверяли мэрские и представители застройщика, что проектом предусмотрено сохранение особнячка, потому-де и нарисовано в плане здание ТЦ буквой «П». И что? На месте особнячка пустое место. Может, для парковки сгодиться, а может, ТЦ себе флигелек пристроит. Время пройдет – люди забудут, что тут стоял один из последних «очевидцев» старого Архангельска.

Мала избушка

Впрочем, возвращаясь к злополучному речному вокзалу. Его площадь требуют уменьшить чуть ли не втрое: с 800 до 250 квадратных метров! И в этом домишке должны будут расположиться административные, технические службы вокзала, зал ожидания для пассажиров, кассы, диспетчерские и куча всего еще. Город-то, у нас, напомним, если кто уже забыл, речной.

Заместитель генерального директора Архангельского речного порта по капитальному строительству Роман Жих напрямую заявил, что на предлагаемой площади разместить всю инфраструктуру более или менее полноценного вокзала невозможно в принципе. Вот, со дня на день будет заседать градостроительная комиссия, которая попытается либо решить проблему со строительством, либо упихнуть не существующий пока вокзал в 250 квадратов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 27 апреля 2016

Заголовок в газете: По воде аки посуху

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру